Алексей Азанов: «ТОСЭР может просуществовать 70 лет и более»
Территория опережающего развития… Сегодня для ряда муниципалитетов страны этот статус может дать шанс совершить грандиозный по местным меркам социально-экономический рывок. Каковы правовые аспекты существования ТОСЭР — в нашем разговоре с Алексеем Азановым, руководителем юридической компании «Русская правда».
- Андрей Минченко: «Если у муниципалитета большой экономический потенциал, нужно и от главы требовать по максимуму»
- Евгений Маклаков: «В рейтингах влияния в Челябинской области по-настоящему важны только первые десять позиций»
— Смотря что понимать под правовыми условиями. При создании ТОСЭР достаточно, чтобы на территории (а она всегда является территорией муниципалитета или нескольких муниципалитетов одного субъекта федерации) действовали законы Российской Федерации. А вот уже после создания ТОСЭР действительно появляются отличия в правовом регулировании. Эти отличия связаны с видами деятельности, в отдельных случаях с таможенным регулированием и налогообложением.
— Какие преференции появляются у территорий, которые стали ТОСЭР?
— Среди преференций для ТОСЭР, точнее для резидентов ТОСЭР, я бы выделил следующее:
— льготные ставки по аренде объектов инфраструктуры (земля, здания, оборудование и прочее);
— отсутствие налога на имущество, налога на землю;
— особые таможенные условия (действуют правила особой таможенной зоны).
Кроме того, к примеру, застройка ТОСЭР осуществляется без проведения публичных слушаний. Также в некоторых случаях на ТОСЭР могут быть установлены специальные правила для осуществления медицинской деятельности. В частности, могут быть допущены к оказанию медуслуг иностранные специалисты, получившие образование за рубежом, а также может быть установлен специальный порядок лицензирования медицинской деятельности.
Также, как гласит закон, «в целях создания условий для применения лучших иностранных методов и стандартов образовательной деятельности, обучения сотрудников резидентов территории опережающего социально-экономического развития правительство Российской Федерации вправе установить особенности лицензирования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам на территории опережающего социально-экономического развития, созданных на такой территории или являющихся резидентами территории опережающего социально-экономического развития».
Все эти преференции и особенности осуществления деятельности резидентами ТОСЭР определяются правительством РФ и не дублируются местными нормативными актами.
— То есть можно сказать, что управление такими территориями несколько отличается от традиционной российской схемы?
— Я бы сказал, что управление в ТОСЭР совершенно отличается от привычной нам вертикали «мэр — губернатор — Федеральный центр». Потому что для целей управления ТОСЭР создается наблюдательный совет, состоящий из представителей уполномоченного органа, субъекта федерации, управляющей компании, а также территориальных объединений профсоюзов и объединений работодателей. Последние, к примеру, влияют на решения наблюдательного совета о квоте на иностранных работников, необходимых для ТОСЭР.
Далее создается управляющая компания со 100 % долей участия РФ в уставном капитале и в форме акционерного общества. К компетенции данной УК относится, в частности, следующее:
— она выступает в качестве застройщика объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития;
— обеспечивает функционирование объектов инфраструктуры ТОСЭР;
— ведет реестр резидентов и организовывает предоставление резидентам услуг, необходимых для осуществления деятельности (в том числе юридических услуг, услуг по ведению бухгалтерского учета, услуг по таможенному оформлению).
Немало у УК и других функций.
Значительную роль в управлении ТОСЭР играет и уполномоченный орган, который, к примеру, осуществляет:
— выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства и реконструкции объектов инфраструктуры ТОСЭР;
— предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории опережающего социально-экономического развития;
— принятие решения о резервировании земель и принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры ТОСЭР.
Есть у уполномоченного органа и другие функции.
Очевидно, что решения по многим инфраструктурным вопросам принимаются в ТОСЭР иными органами и в отличном порядке от установленных на территории РФ. К примеру, так же как ранее на олимпийских стройках может в ТОСЭР применяться процедура изъятия для государственных нужд земли с проведением оценки по заказу органа, принявшего решение об изъятии.
— Прописан ли в законе способ, как можно лишиться статуса ТОСЭР?
— Создание ТОСЭР осуществляется по решению правительства РФ на срок 70 лет. Тут нужно понимать, что этот срок может быть продлен, но возможно и досрочное прекращение существования ТОСЭР. Это происходит в случае, если в течение трех лет от даты решения правительства не было заключено ни одного соглашения. Здесь надо пояснить, что соглашение — это документ, который заключает резидент ТОСЭР с управляющей компанией. Иначе говоря, ТОСЭР нормально функционирует когда:
1. Есть решение правительства РФ.
2. В течение 30 дней после решения правительства уполномоченный орган, субъект федерации и муниципалитет заключают соглашение о создании ТОСЭР.
3. Зарегистрированные в качестве резидентов ИП и юрлица заключают соглашения с УК.
При отсутствии таких соглашений или их расторжении ТОСЭР прекращается.
Поделиться