От пещер до заводов! В Челябинской области думают над созданием музея ядерного оружия

11 Января 2018 Автор: Елена Николаева Фото: Вячеслав Шишкоедов
От пещер до заводов! В Челябинской области думают над созданием музея ядерного оружия

Внутренний туризм — словосочетание, которое будоражит умы уже нескольких поколений чиновников на Южном Урале. Что нужно сделать, чтобы перейти от слов к делу, в разговоре с Андреем Минченко, председателем комитета экологии и ресурсосбережения ЮУТПП, экспертом в сфере инвестиционного развития.

Алмазы среди мусора

— Стоит ли эта овчинка выделки, сможем ли мы с выгодой для себя переломить в глазах потенциальных туристов и инвесторов туротрасли имидж сурового промышленного региона?

МИнченко.jpg— На самом деле серьезные системные меры по развитию туризма со стороны власти у нас начались только в 2016 — 2017 годах. До этого мы, скорее, лишь растрачивали наш потенциал: туризм развивался в Аркаиме и в нацпарках “Таганай” и “Зюраткуль”, а большинство других природных и исторических достопримечательностей оставались в плачевном состоянии, берега озер-памятников природы застраивались частными дачами на лесных участках, а рисунки древних людей в наших пещерных комплексах закрашивались наскальными надписями современных «неандертальцев».

Сегодня наш регион уже участвует в межрегиональных туристических выставках, начал проводить туристические форумы, реформируется деятельность Центра туризма, есть планы по развитию отрасли, хорошие инициативы приходят от муниципалитетов. ОГУ «Особо охраняемые природные территории Челябинской области» активно развивает экотуризм, начали работы по сохранению Игнатьевской пещеры. Но все это лишь первые шаги, до значимых результатов нам еще очень и очень далеко.

Пока же туризм на Южном Урале живет благодаря энтузиастам. Что касается экономики и имиджа, есть реальный пример — успешный горнолыжный курорт «Солнечная долина». Построенный с нуля, на пустом месте, на полной самоокупаемости, он теперь принимает этапы Кубка мира по сноуборду и фристайлу. И именно во многом благодаря ему промышленный город Миасс воспринимается сегодня, как курортный.
Конечно, шумиха вокруг экологической ситуации в Челябинске сильно портит имидж региона. Поэтому наш туристический бренд, скорее всего, придется формировать отдельно от областного центра.

— Южноуральский туристический кластер определен. На сегодня ясно, какие преимущества каждой из территорий, вошедших в него, призваны стать магнитом для туристов?

— Пока есть лишь первые наметки. Наши преимущества — это природа, ремесла, история и промышленность. Но ни одно из них в отдельности не может явиться центром притяжения для серьезного потока туристов из других регионов и стран. Подобно редко разбросанным алмазам, порой покоящимся под кучей мусора, наши достопримечательности по отдельности не столь интересны. Нужно превратить их в сияющие бриллианты в достойной оправе, собрать в прекрасное ожерелье и представить на международном аукционе.

Иными словами, между приведенными в порядок благоустроенными дестинациями необходимо выстроить лаконичные, сбалансированные и очень яркие межмуниципальные туристические маршруты. И продавать их как комплексный продукт. Пока же этого не происходит, каждый муниципалитет и каждый бизнесмен-энтузиаст в сфере туризма  сами по себе.

Набор впечатлений

— Всем ясно, что стабильный поток туристов можно организовать лишь при наличии развитой инфраструктуры. Какие подходы полезно было бы применить муниципалитетам для привлечения столь специализированного инвестора?

— Это парадокс курицы и яйца: что первично — поток туристов или достойная туристическая инфраструктура? Без уверенного прогноза потока новых клиентов не просчитать окупаемости, а это высокий риск. Остается надежда на тех же инвесторов-энтузиастов, которые любят наш край.

Чтобы инвесторы согласились вкладывать средства, власти следует создать условия: выделить земли, перевести их в нужную категорию, выдать все разрешения; подвести инженерную инфраструктуру; гарантировать включение создаваемого объекта в комплексный туристический продукт с централизованным продвижением на федеральном и международном уровне. Государственно-частное партнерство, поддержка моногородов и ТОСЭР — возможные инструменты такого взаимодействия.

Кроме того, я бы не стал говорить, что у нас туристической инфраструктуры совсем нет. К примеру, отельный фонд у нас заполнен только в жаркие летние дни, коих немного. В остальные периоды работать над формированием новых потоков туристов вполне возможно, и нужно это делать уже сегодня. Тем более что регионом пляжного туризма мы все равно не станем.

— Туристические возможности территорий нужно продвигать не только внутри региона, но и за его пределами. Какие инструменты есть у муниципалитетов для того, чтобы эффективно позиционировать свой «товар» среди южноуральцев и среди публики из вне.

— Интернет и прямое взаимодействие с региональными турфирмами вполне доступны для муниципалитетов. И отзывы туристов, разумеется,  если они уехали в восторге, следом обязательно приедут новые. Для этого нужно создавать яркий и качественный продукт.

А вот с федеральными и международными туроператорами взаимодействовать должен регион. Надеюсь, эта работа вскоре приобретет должные масштабы и результаты.

Чтобы сделать продвижение более эффективным, нужно добавить нашему предложению уникальности. К примеру, можно было бы создать областной музей рассекреченного ядерного оружия — построить павильон, какие‑то экспонаты попросить у “Росатома”, по другим сделать макеты, интерактивные экспозиции. Договориться с крупными заводами об организации промышленного туризма на самых зрелищных производствах. Не нужно бояться извлекать из промышленного имиджа пользу.

Туристический продукт сегодня продают соцсети. Надо, чтобы туристы выкладывали там как можно более удивительные и разнообразные фотографии: сопки Таганая, метеорит, Айские притесы, музей златоустовской гравюры, озера, термоядерную бомбу размером с цистерну, раскаленный лист металла на стане “5000” ММК, лосей на Зюраткуле, самоцветы, электростанцию “Пороги”, музей пельменя, пещеры с красивой подсветкой, экстрим-парки, экотропы, веломаршруты и многое-многое другое. Чтобы люди делились впечатлениями о загадках истории: об Аркаиме, “Стране городов”, мегалитах острова Веры…

Если смотреть в комплексе, получится очень достойный набор впечатлений даже для иностранных туристов.

Опережая большинство

— На ваш взгляд, какие сегодня южноуральские территории наиболее преуспели в продвижении своих туристических возможностей, что из их опыта вы бы рекомендовали брать на заметку другим городам и районам?

— Если говорить про активность и результаты муниципалитетов, то это несомненно Златоуст. Центр туризма при администрации округа работает с 2015 года, в штате 7 человек, и в части низкобюджетного туризма они очень близки к созданию собственного комплексного продукта: Таганай, музеи и производства гравюры и оружия, Бажовский парк, велодорожки, биатлонный комплекс, муниципальный хостел на базе бывшего общежития. Другое направление — программа по развитию спортивного и реабилитационного туризма. Проект центра подготовки спортсменов на Уреньге в условиях среднегорья. Совместный с Миассом и «Солнечной долиной» проект межмуниципального вело-лыжного маршрута.

Муниципалитетам следует выделять активных руководителей на это направление, искать возможности, искать инвесторов, выступать с инициативами, добиваться результатов, несмотря на все трудности. Никаких уникальных рецептов нет — целеустремленность, упорство, крайне интенсивный труд, максимум коммуникаций и сотрудничества на всех уровнях. Важно помнить, что в сфере туризма мы находимся в прямой конкуренции с другими регионами, и только опережая большинство из них, мы сможем добиться серьезного успеха.
Сегодня | 11:06
Булочный бум. Мода на пекарни в Челябинске позволяет создать бизнес с быстрым выходом на самоокупаемость

Сегмент заведений со свежей выпечкой и кофе показывает самый высокий рост в российском общепите, выяснили аналитики NPD Group. Челябинск в рейтингах городов-миллионников по количеству пекарен на долю населения пока аутсайдер. Но тем более вероятно, что набирающий обороты тренд на открытие пекарен превратится здесь в настоящий «булочный» бум.

Сегодня | 09:59
Американская компания вложилась в строительство памятника на въезде в Аргаяш

Сотрудники завода «Болл» (ранее «Рексам») в Аргаяшском районе недавно принимали поздравления: десять лет назад близ поселка Ишалино было запущено производство алюминиевых банок, и это событие стало технологическим и социальным прорывом для района и региона в целом.

Вчера | 14:31
Жители Челябинской области значительно сократили расходы на лечение своих домашних питомцев

Южноуральцы чаще всего платят за коммунальные, телекоммуникационные и бытовые услуги.

Вчера | 10:32
В Челябинской области выросло количество риелторов и уменьшилось число работников культуры

Челябинскстат опубликовал свежие данные о численности работников организаций по видам экономической деятельности в Челябинской области.

Новости   
Спецпроекты