После Чехова. Почему артист челябинского театра ждет роль короля Лира
В 2019 году, который в России объявлен Годом театра, «ЮП» продолжает рубрику «Актеры». На этот раз ее героем стал артист Челябинского НХТ Александр Балицкий.
- Мистер Икс челябинской оперы. Почему Павел Калачев не может петь вполголоса
- Сто ролей Ларионова. Будущий актер челябинской драмы мечтал стать летчиком
Детство актера проходило в городе Миассе. Семья жила возле завода «УралАЗ», который и построил его дедушка, главный инженер «Уралавтостроя» Сергей Михайлов.
Самые солнечные впечатления детства связаны с Тургояком. В этом волшебном озере вместе с друзьями они плавали с открытыми глазами, ловили раков в огромных количествах, варили их на берегу и тут же ели.
Но все разом оборвалось: родители переехали в Курган, а потом в Челябинск.
С театром впервые серьезно столкнулся, когда учился в ЧПИ. Это был театр «Манекен», гремевший в то время на весь Советский Союз. Из института ушел с третьего курса. Затем уехал в Тюмень, где окончил нефтяной институт. И снова вернулся в Челябинск, около десяти лет проработал начальником производства на заводе «Черметремонт». Все это время увлекался «Манекеном», где у него оставались друзья, в том числе и художественный руководитель театра Юрий Бобков.
Но случились 90-е годы, все производство на заводе продали, все разошлось на ваучеры. В дележке поучаствовать не удалось, ему сказали: «Твоей доли здесь нет». Но нет худа без добра: он плюнул на все и пошел к Юрию Бобкову. И вчерашнего командира производства взяли артистом в «Манекен».
Правда, вскоре поставили условие: получай образование актерское! Что ж, окончил заочное отделение ЧГИКа с дипломом режиссера массовых праздников. Педагогом был Николай Шилов. Диплом защищал на тему презентации книги о театре «Манекен» в виде спектакля по мотивам пьесы «Москва — Петушки». С Бобковым они написали инсценировку. Сам он играл Венечку Ерофеева. С этим спектаклем ездил от минкульта в Москву.
Так что если бы не стагнация экономики, то, может быть, и продолжал он работать в «Черметремонте», и актерство осталось бы его хобби.
Впрочем, переход к актерству состоялся не сразу. Он успел открыть еще и свой бизнес, причем достаточно успешный. Это был частный цех по производству дверей и балконов. Но потом пришли бандиты и закрыли производство.
Тогда он понял: бизнес — это не его стезя. Да и совсем другого склада он человек. Скорее, романтик! Любопытно, что потом он снимется в кино, где сыграет разорившегося бизнесмена, по сути, самого себя.
А в детстве я врал
— Когда я слушаю вас, у меня складывается впечатление, что вы большой фантазер…
— Думаете, я все это сочиняю? Ей-богу, правда! А вообще-то я и в детстве был таким! Меня мама все время ругала за то, что я постоянно вру.
— Из корыстных побуждений?
— Вовсе не обязательно! Иной раз совсем даже без всякого смысла. Вот говорят: не соврешь— красиво не скажешь. Мне, видимо, очень хотелось красиво сказать.
Помню, беседовала как-то мама с подружкой: вот, дескать, скоро Новый год, а у нас игрушек нет. И тут я встреваю в их разговор и вдохновенно начинаю сочинять, что в «Детский мир» завезли огромное количество немецких и французских игрушек. Мама с подружкой тут же отправились в этот магазин, где, конечно же, убедились, что там и в помине этого не было, и устроили мне разборку. И все допытывались: «Ну вот зачем ты это сказал?» Я совершенно искренне признавался: сам, мол, не знаю, так показалось…
Мне до сих пор нравится коллег разыгрывать, сочинять что-нибудь.
–– Расскажите о своей семье.
— Женат три раза. От первого брака дочь, у которой две моих внучки. Она живет в Пятигорске и работает директором школы. Одна внучка мединститут заканчивает, другая во втором классе, чемпионка по плаванию. Сын от второго брака живет в Москве, бизнесмен, у него три моих внука, один из них Саша Балицкий, мой любимец. Моя нынешняя супруга, заслуженная артистка России Наталья Гончарова, работает в театре «Манекен». Но мы с ней об искусстве не разговариваем, потому что сразу начинаем ссориться. У нее сын и два внука. И я считаюсь у них дедушкой. Так что вместе с ними у меня семь внуков. Так вот я набедокурил в своей жизни. (Смеется.)
— Какой вы вне театра? Мрачный, веселый?
— Мне нравится одиночество. Не люблю большие шумные компании. Безумный фанат рыбалки, но только одиночной. И чтобы на каком-нибудь диком озере, и чтобы в пять утра выплыть по первому туману... Рыбалка продлевает мне жизнь. Много щук ловлю, на зиму запасаю полную морозилку. Любимое место — озеро Малое Миассово. Какая там красота! Ежики бегают, аисты летают, олени ходят...
Этот дядька не врет!
— Какие советы учителей прошли испытание временем и вы ими по-прежнему дорожите?
— Первым учителем был Анатолий Морозов, который бациллу театра в меня и забросил.
«Театр для меня — это гражданская церковь, — говорил он. — В нее приходят исповедоваться или в ней проповедуют».
А еще он так рассуждал: если познание — это одна из целей в жизни, то театр — это очень хороший способ познания.
И я убедился, что театр действительно дает такую возможность — познать смысл жизни. Или бессмысленность ее. (Смеется.)
Был совет того же Анатолия Морозова. Самая главная задача для актера перед выходом на сцену — проверить, застегнуты ли у него… брюки. Со временем этот шуточный совет вырос в моем понимании в необходимость дисциплины — внутренней и внешней.
— В НХТ вы с 2002-го. Почему пришли именно в этот театр?
— Здесь харизматический лидер, все здесь держится на его плечах. Я это почувствовал сразу после первого разговора с ним. Он выстраивает свой путь, у него есть четкая стратегия, от которой он почти не отступает. Говорят, режиссер умирает в актере. Я должен просто взять мысль режиссерскую и превратить ее в свою. А с нашим режиссером я это делаю с удовольствием.
— Вы заняты в детских спектаклях — в роли Волка, Деда Мороза? Они вам интересны?
— Конечно, интересны. Если, по теории Морозова, театр — это гражданская церковь, то хорошо сыграть детский спектакль — это значит искупить часть грехов. Это некое очищающее жертвоприношение. При этом игра должна быть абсолютно честной! Дети же сразу чувствуют, когда ты несешь халтуру: этот дядька врет!
Как в японской философии
— В вашей галерее есть очень сложный герой Кириллов из «Бесов». Философ, разработавший теорию самоубийства как непременной необходимости для мыслящего человека. До какой степени вы понимаете этого героя?
— В момент нахождения на сцене я даже как бы обязан поверить, что это правильная философия. Она совершенно четко логически выстроена. Если бога нет, значит, я бог. И обязан что-то совершить, чтобы показать: я бог. А значит, смогу все. В том числе и самое высшее — убить себя. Но не умру при этом. Потому что я бог. Почему бы мне себя не убить, если я бог? Эта мысль, в которую в принципе можно поверить. Как в японской философии, где необходимо поверить в то, что ветер дует оттого, что деревья качаются. И тогда как бы и мир переворачивается. И здесь происходит нечто подобное.
— А Гамлета хотелось сыграть?
— Может быть, и хотелось, да ведь поздно уже. А вот короля Лира очень бы хотел! И знаете, почему? У него дочки. У меня тоже дочка есть, и я люблю ее очень сильно. Король Лир — это бесконечная тема взаимоотношений отца и дочери. Удивительно, несмотря на то что он пьяница, развратник, убийца, сволочь вообще, но его все равно любят. Любовь и предательство дочерей — это очень сильные чувства. Мне во всем этом очень бы хотелось разобраться на сцене…
Шекспир очень хороший писатель, хотя Лев Толстой и говорил про него всякие гадости. Чехову без обиняков говорил: «А все-таки пьес ваших я терпеть не могу. Шекспир скверно писал, а вы еще хуже!»
Так что масса взглядов на все. В том числе и на моего любимого Чехова…
— Кто из героев вам ближе?
— Я всегда мечтал сыграть самого Антона Павловича Чехова. Так вот, я его сыграл. Это был спектакль НХТ «Любите меня. Диагноз».
Как и любого творческого человека, меня волнует мысль: что останется после смерти? Просто душа? И все? Чехов умер более века назад. Умерла и Книппер. А что осталось после них? Где оно? В виде чего оно живет? С помощью этого спектакля я убедился: после смерти существует НЕЧТО. И мы будем изучать это НЕЧТО в этом и в следующем столетии.
Этот спектакль НХТ представил на международном театральном фестивале «Мелиховская весна», где собрались все махровые чеховеды России. Спектакль имел огромный успех!
Как же долго я шел к этой работе! И вдруг наступило какое-то опустошение. Мечта исполнилась. Все самое главное сыграл. Пора на пенсию, внуков нянчить… Шутка, конечно… Я ведь помню про короля Лира!
Поделиться