Ветер в бронзе. Как челябинский скульптор стал металлургом
День металлурга челябинский скульптор Андрей Старцев считает своим праздником. Уже много лет он работает с бронзой. Причем собственноручно отливает в металле каждую свою скульптуру.
- Роман с публикой. Денис Мацуев признался в любви Южному Уралу
- Автор «Анатомии архитектуры» нашел в Челябинске отражение Иерусалима и Москвы
Широкому кругу горожан Андрей Старцев известен как автор герба Челябинска. Более 10 лет он отливал в бронзе скульптуру Эрнста Неизвестного «Кентавр с цветком в груди», которая вручалась лауреатам премии «Светлое прошлое». В художественных кругах хорошо известны скульптурные циклы Андрея Старцева «Ангелы», «Механический зоопарк», «Женщины-деревья».
Он окончил архитектурный институт Екатеринбурга, учился промышленному дизайну и всегда был неравнодушен к индустриальному стилю в искусстве. Сегодня это читается во всех его работах, будь то экзотические животные, занесенные в Красную книгу, земные женщины или образы мира духовного.
Накануне Дня металлурга бронзовых дел мастер познакомил челябинских журналистов не только с новыми работами, которые еще нигде не выставлялись, но и с авторской установкой для тонкого литья, аналогов которой, по словам Андрея Старцева, пока нет. Это изобретение скульптора тоже является своего рода произведением искусства и одновременно еще больше сближает художника с мастерами металлургического производства.
Большая часть мастерской заставлена станками и машинами, которые скульптор придумал или адаптировал для художественного процесса. Оборудование, созданное по его чертежам, он уже опробовал. Результатом остался доволен.
— Это система вибровакуумного литья, — рассказал Андрей Старцев. — Несмотря на то что габариты ее малы, на ней можно отливать скульптуры не только малой формы, но и довольно больших размеров — до 60 см в диаметре и высотой до полутора метров. Здесь у меня опоки для разного формата будущих скульптур, все это я разработал сам, аналогов нет. Есть для этого импортное оборудование, но оно мне не по карману, вот почему я сделал свое, занимался этим почти два года. И уже убедился, что с его помощью можно получить литье очень высокого качества. По своей плотности мое литье соизмеримо с кованым металлом. В нем нет дефектов, раковин, оно не нуждается в дополнительной проработке, сварке и так далее. При помощи такого оборудования я могу делать стенку изделия не десять, а всего лишь два миллиметра.
Механический зоопарк
Собственно, этого скульптор и добивался. Он объяснил, что к изобретательству его подтолкнула мечта создать настолько ажурную бронзу, чтобы она казалась невесомой.
— Это не бронза, это музыка, ветер, полет, — говорит Андрей Старцев.
Чтобы работа обрела завершенный вид, она проходит через множество операций обработки. По словам мастера, их около шестнадцати. Сначала из-под рук скульптора выходит восковая фигура, затем при помощи вакуумной установки вокруг нее образуется гипсовый панцирь. В процессе прокаливания в печи воск из гипсовой оболочки вытекает, и на его место все в той же волшебной вакуумной установке заливается бронза. Но чтобы фигура обрела задуманный художником облик — цвет, блеск или покрылась патиной, с ней еще работать и работать.
— Как правило, над каждым циклом я работаю несколько лет, затем рождается новая идея, — продолжает художник. — Каждый период времени диктует свои пластические образы. Я стараюсь избегать повторов и длительное время использовать один и тот же стиль в работе, хочется разнообразия. Мне нравится быть постоянно в поиске чего-то нового.
Так родилась серия «Новый ковчег», большинство скульптур из этого цикла еще никто не видел. Они на рабочем столе художника: стокилограммовый слон с могучими бивнями, динозавр в изящной позе, невероятно красивый бизон…
— В этом направлении я начал работать давно. — Андрей Старцев любовно поглаживает слоновий лоб. — Это своего рода механический зоопарк: необычной формы носороги, бегемоты, слоны, бизоны, динозавры… Но это, как вы видите, не природа в чистом виде, у меня она густо замешена на любви к технике. Мне хотелось не только запечатлеть уходящую натуру (это ведь животные, которых на Земле остается все меньше и меньше), но при этом подчеркнуть, что на дворе ХХI век, что в этих мощных существах запечатлен индустриальный процесс и прогресс.
Особая пластика
Художник пошел еще дальше. Сейчас работы из цикла «Новый ковчег» проходят этап оцифровки, при помощи современных технологий Андрей Старцев мечтает заставить их двигаться в созданном для этого виртуальном пространстве. Но и теперь, когда слоны и динозавры неподвижны, возникает ощущение, что через мгновение их поза изменится, мускулатура оживет и экзотическое животное двинется тебе навстречу. Это своего рода художественные трансформеры из множества причудливых деталей.
В скором времени с новыми работами Андрея Старцева можно будет познакомиться на выставке, к которой сегодня он готовится. Вероятно, будут среди них и старые вещи, уже получившие признание критиков. Например, «Апостол, идущий по водам» в стиле пышного барокко, или абстрактная фигура молящейся женщины «Тоска по Богу», или «Женщины-деревья», в которых бьется пульс самой жизни.
— В теперь уже далеких 1990-х я занимался графикой, дизайном, рекламой, — говорит скульптор. — Но мне все время хотелось чего-то большего. Постепенно от графики перешел к скульптуре — от плоскости к объему. Сначала была большая коллекция «Мифы лунных пирамид» — сочетание серебра, золота и камней. В каждом изделии был заключен некий миф. А когда начал работать с бронзой, родилась идея скульптуры малой формы: это все те же экзотические животные, продолжение серии «Механические животные», но малого размера. Кроме бронзы здесь я также использую серебро, жемчуг, камни. Эти малые работы носят более декоративный характер.
Сегодня Андрей Старцев устремлен к скульптуре ажурной, которая, по его словам, дает помимо особой пластики еще и параметры движения.
— Хочется уйти от ощущения веса, стабильности скульптуры, дать ей хотя бы визуальный полет, — говорит автор более ста необычных работ в бронзе.
Поделиться