«Да, я чокнутая!» Что хотела сказать, улетая на Марс, магнитогорская актриса

В 2019 году, который в России объявлен Годом театра, «ЮП» продолжает рубрику «Актеры». На этот раз ее героем стала Елена Кононенко, актриса Магнитогорского драматического театра имени А.С. Пушкина.
-
После Чехова. Почему артист челябинского театра ждет роль короля Лира
-
Дама из ложи бенуара. Балетный век челябинской актрисы Клары Антоновой
Пестовать свой идиотизм
— Этим летом в вашей жизни случилась «Веселая коза». Что там было?
— «Веселая коза» — это всероссийский конкурс театральных капустников в Нижнем Новгороде. Это чтобы понимать. Чтобы ощущать, это праздник. Там люди — шебутные, странные, случайные, старые знакомые и новые друзья. Там нас заселили в красоту, вкусно кормили, слушали, хвалили... Мне там понравилось!
— Что читали?
— Я рассказывала монолог про страшный сон актрисы, который написала еще в апреле этого года к областному конкурсу капустников «Чугунок». Это монолог, в котором я и коллеги мои — бездарные, у нас нет ансамбля. И вдруг является Станиславский и взрывает театр!
— За это и наградили?
— Точно не знаю. Но мне говорили, что я подняла тему, о которой все хотят сказать, но могут только матом. А у меня вроде получилось, и без всякой пошлости. Ну и смешно было, капустник же!

— Если вы лично знакомы с этими режиссерами, передайте им, что я жду приглашений. А успех этот пришел, когда я совсем его не ждала. Мне только хотелось хорошо сделать номер, чтобы не подвести Сережу Кабайло (председатель Нижегородского отделения СТД РФ, актер. — Прим. ред.), который позвал меня на «Козу», договорился, чтобы меня отпустили из Летней школы СТД, и оберегал меня во все время пребывания в Нижнем Новгороде.
«Чокнутая», по большому счету, да, это я. В моем деле норма — это недостаток. Но, к счастью, мне хватает ума подходить к хулиганству осознанно. Как сказал один прекрасный человек: «Нужно пестовать свой идиотизм, это называется «контролируемая глупость».
— Состояние героев ваших монологов близко вам? Вы растворяетесь в том мире, когда читаете Веру Полозкову, Алину Стародубцеву?
— Мне вообще свойственно растворяться в людях, которые меня чем-то греют. Сразу начинаю их изучать и исследовать. Но в материале, которых я у них беру для личного пользования, ищу себя. Сначала исследую, почему они так сказали, потом ищу у себя эти впечатления.
— Что вы испытываете при этом? Наркотический кайф? Желание своей эпатажностью еще сильнее поразить слушателей?
— Я испытываю освобождение. Когда материал попадает в меня, хочется поделиться. Поделиться и материалом, и своим видением этого материала. И мне нравится управлять залом. Особенно, когда вижу зрителя.
Только не ори!
— Какой вы себя помните в детстве?
— Маленькой, зажатой, но отчаянной.
— В школе дрались?
— Нет. Один раз разнимала подругу с неподругой. Чувствовала неловкость, думала о том, что сейчас глупо выгляжу при всех одноклассниках. Но разнимала как могла. Надо было спасать.
— Самые сильные впечатления детства?
— Расскажу одну историю. Мы с братом на улице нашли лыжу. И у нас был зеленый теннисный мячик. Мы решили играть в гольф. Первым бить лыжей по мячу я попросила брата, хотела посмотреть, как далеко он закинет, чтоб самой закинуть дальше. Брат не попал по мячику. Он со всего размаху ударил лыжей мне по лбу. Я села, схватилась за лоб, ладонь начала отдаляться — шишка вылезла мгновенно, как в мультфильме «Том и Джерри». Брат испугался. Я говорю: «Только не ори»! Убираю руку со лба. У него открывается рот…
— Совершенный вами поступок, за который до сих пор стыдно?
— Таких поступков нет. Хотя они, безусловно, были. Но я за все себя оправдала. Я не хочу испытывать чувство стыда, вины и жалеть о том, что было. Ведь и сейчас этого хватает, а впереди еще целая жизнь! Если такое случается, объясняю себе, что в тот момент я просто хотела быть счастливой. Защищаю себя этим.

Мы не производим чайники и сосиски
— Как случилось, что стали актрисой?
— Это не «случилось». Не было «вдруг». Я всегда знала, что так будет. Другого не хотела. Даже боялась, что не буду этим заниматься по какой-то причине.
— Есть вещи, которым нельзя научить актера?
— Научить нельзя, можно научиться. А вообще, я думаю, нельзя научить желанию. Желанию удивлять, делиться. Оно или есть, или — уходи.
— Роли в театре, которые вам наиболее близки.
— У меня есть моноспектакль «Марина Цветаева. Мои дикости и тихости». Это самостоятельная работа, вошедшая в репертуар. Там я — я. Я в разных предлагаемых обстоятельствах. Это для меня свобода и радость. Так лучше всего, когда про себя…
— На вашей страничке прочитал: «...мы не производим чайники, сосиски, обои. Наше производство другого рода – производство впечатления...» Какое именно?
— Какое впечатление я произвожу, надо спрашивать у зрителя. Но они не всегда слышат то, что я хочу сказать. Ведь у каждого свое кино, каждый видит то, что в нем уже есть. А вообще, это про результат.
Есть люди, которые производят вещи, а есть те, которые производят то, что руками не потрогать. Но это «невидимое» так же необходимо, как сосиски и чайники.
— В другом месте читаю: «Здравствуйте, Нижний Новгород! Странно приезжать в другой город не на «Аквариум»… Так любите БГ? Это тихое помешательство? Болезнь? Или потребность?
— БГ — это радость, на которую откликается мое сердце. Это возвращение души на родину. С ним все становится на свои места. И не болезнь это, а как раз микстура для выздоровления. Зимой 2017-го я случайно попала на концерт «Аквариума» в первый раз, до этого знала всего пару-тройку песен.
И эта «радость» случилась вовремя. Борис Борисыч вообще всегда случается вовремя. И заставляет сиять мой курятник.
Зазвездилась я, Катюха…
— Опять в сетях. 26 мая ролик под гитару возле газовой плиты. Строчки с вашей странички «ВКонтакте»: «Конкурс прошел. Прошел мимо. Почитала на славу. Ничего не выиграла. Сколько людей за меня голосовало. Зазвездилась я, Катюха, точно зазвездилась...» Вы действительно тогда сильно расстроились?
— Это к вопросу об ожиданиях. Я себе придумала, что выиграю. И очень в это поверила. А потом не выиграла. И да, расстроилась. Зачем нужно было победить там? Я хотела, чтоб думали: вот, мол, из какого-то там Магнитогорска, а вот лучше всех...
— Зачем вам понадобилось создавать театральную студию «Свет»? Разве сцена не может исчерпать актера как личность?

— Не поэтому ли часто обращаетесь к живописи? Вы же не профессиональный художник?
— Да, я художник-любитель. Любитель от слова «любить». Я это делаю не за деньги, безответственно, без правил. И радуюсь, когда получается то, на что мне самой приятно смотреть.
В этом есть и другое хорошее: пока рисуешь, много размышляешь. Это как медитация. И мне хорошо от процесса!
А почему так: то театр, то живопись, то литература? В этом я еще не разобралась. Разберусь — дам знать.
А у кошки насморк
— В ваших картинах отражается ваше обычное состояние или полет фантазии, накал страстей?
— Я сначала рисую то, что выходит само, то, что срывается и рождается. Изначально у меня нет в голове готовой картины. Вот глаз, от него лестница — так захотелось… А на лестнице вдруг кошка, а у кошки насморк. А потом смотрю на готовую картину и разгадываю: что же это значит, почему так? И нахожу в готовых картинах иллюстрации событий, которые у меня сейчас происходят в жизни.
— Есть то, в чем боитесь признаться самым близким? Даже себе.
— Есть. Себе признаться легче. С собой часто беседую и признаюсь, разбираюсь. Это необходимо, чтобы честно жить. По-другому не могу. Это не хвастовство и не громкие слова. Это организм такой, который не может по-другому. Себе признаюсь, а вот близким не всегда. Боюсь, что не поймут. Берегу их.
— Прибегая к Станиславскому... Актер (вы же художник, человек, девушка) в предлагаемых обстоятельствах. Представьте, что перед полетом на Марс (может быть, навсегда) вам дали возможность со сцены обратиться ко всем зрителям (в их лице к своим близким, друзьям, а также к еще несостоявшимся потомкам) с очень маленькой речью. Что бы вы сказали?
— «Близкие, друзья, а также еще не состоявшиеся потомки! Я улетаю на Марс, и мне дали возможность обратиться к вам с речью, но короткой. Обращайте внимание на то, что делает вас счастливыми. Обязательно узнайте себя такими, какие вы есть на самом деле, примите это и полюбите. В каждом из вас — Бог, он не даст вам пропасть зря. И не бейте живых существ. А я ненадолго. Лена Кононенко».
Поделиться