Гений места. Как Южный Урал стал центром вселенной художника Черкасова

15 Октября 2019 Автор: Ирина Духина Фото: Вячеслав Шишкоедов
Гений места. Как Южный Урал стал центром вселенной художника Черкасова


Четверть века я с удовольствием занимаюсь творчеством этого художника. Это считая со времени первой публикации, а знакомы мы еще раньше.

…Вчера на выставке Олег Петрович Малахов, знаменитый уральский коллекционер, с укоризной сказал мне: «Когда же монография-то про Черкасова, наконец, будет? Ирина, посмотрите, как растут, как набирают значение его произведения. Черкасов уже колосс, только слепой сегодня этого не видит… Я вот его работы повесил дома и радуюсь им ежедневно…».

Наследие художника

Конечно, Николай Иванович уже при жизни был очень известным мастером, но после его ухода начался какой-то таинственный процесс трансформации. Как будто внешняя скромность художника, его тихое спокойное отношение к своим работам («Ирина, хорошо, если после меня останется штук семь качественных гравюр», говорил он мне) как-то превращалось во всеобщую любовь, понимание, острое переживание его творчества. В музеи Челябинска, Екатеринбурга, Магнитогорска, в частные коллекции с четырех посмертных выставок и из мастерской (наследие оказалось необозримым!) было приобретено и подарено более тысячи единиц хранения.

Что произошло? Вот живет среди нас художник, смотрит внимательно по сторонам, путешествует по всем известным местам, рисует с натуры на чем придется когда карандашиком, когда фломастером, перышком или кисточкой и начинает потихонечку видеть то, чего обыденный человек не заметит. А потом в мастерской из этих набросков вдруг рождается особое чувство места, его образ. Он будет так изобразительно точно сформулирован художником, что нам, зрителям, остается только принять его как свой собственный. И будет он пронзительно родным и необходимым душе.

Неповторимая суть этого места будет поддержана еще и историческими и географическими координатами: это Бакал и Сатка, Миньяр и Сим, Миасс и Златоуст, Магнитогорск и Челябинск. В его гравюрах, акварелях, гуаши и живописи красивы деревья и дома, спокойны горы, подвижны и текучи речки, уютны деревни, доброжелательны города и совершенно незабываемы мосты.

Черкасов_198-Вечер-в-Симе.jpg
Вечер в Симе

Картина мира

Черкасов_1977-Большая-сосна.-Озеро-Пустое.jpgДело в том, что для Черкасова глаголы «жить» и «работать» всегда были синонимами. Челябинские газеты и раньше много и охотно писали о его творчестве. Его биография была одной из любимых тем журналиста Ирины Моргулес, поэтому читатели могут помнить, что 33 года, включая военные, Николай Иванович проработал на тракторном заводе. Он был человеком инженерного склада, творчеством для него были не только живопись и гравюра. Добыча руды, производство стали, самолеты, поезда, великолепные парусники — это были увлекательнейшие темы для наблюдения, освоения, участия. Мосты всегда были предметом особого восхищения художника. А старые уральские заводы — центром вселенной. Не пейзажный фрагмент, а добрая, целесообразная картина мира, где человек и природа совсем не враждуют, а умно и красиво сотрудничают. Вот такой неожиданный поворот темы: не угрожающая индустрия, а всепобеждающий лиризм. Потому так необходим сегодня нашему краю художник Николай Черкасов. Его дар оптимистично предсказывает, что чудеса возможны, а Южный Урал — одно из самых красивых мест на земле. Будто для этого места и как раз для этого художника родилось еще в древности определение — «гений места».

Век Черкасова

А монографию я мечтаю закончить в этом году. В оправдание скажу, что наследие художника огромно. Ну представьте себе: 93-летний художник до последних дней работал без выходных! И какой художник!

Самая большая радость для меня, что уже вовсю множатся выставки Черкасова, а творчество художника становится известным среди молодых искусствоведов, художников, а значит, и зрителей.

Черкасов_1969-Острова.-Озеро-Увильды.jpg
Острова. Озеро Увильды

С удовлетворением сообщаю, что в ноябре мы завершим год 100-летия Черкасова двумя новыми выставками. Одна из них, Всероссийская выставка-инсталляция «Красный самолетик» в рамках Международного фестиваля современного искусства «Дебаркадер», состоится в Историческом музее Южного Урала. Это будет посвящение памяти художника. В ней примут участие художники из Петербурга, Москвы, Челябинска и других городов России. Число участников еще до конца не определено. Надеюсь, она получится веселой, экспериментальной и энергичной, как веселым, энергичным экспериментатором был и Николай Иванович.

В ноябре же мастерская печатной графики «Печка» на одной из площадок Выставочного зала Союза художников покажет камерную экспозицию малоформатной графики Черкасова. Туда вход будет по предварительной записи, как и на вечер памяти художника, который состоится 16 ноября.
Мы все не теряем надежды, что в Челябинске все-таки будет открыт Центр печатной графики с мемориальной мастерской Николая Ивановича Черкасова.

Фото предоставлены Союзом художников Челябинской области

Справка: 

Николай Иванович ЧЕРКАСОВ (1019 – 2013) родился в 1919 году на Волге в селе Репьёвка Симбирского уезда. Вслед за отцом, резавшим именные клейма для ремесленников, взял в руки резец в самом раннем детстве. И с тех пор почти никогда это занятие не оставлял, став известнейшим мастером гравюры. Приехал в Челябинск в октябре 1940 года и остался здесь навсегда, так как по его собственному признанию, «красивее мест не видел». Техническое образование и работу на ЧТЗ до 1974 года совмещал с деятельностью художественной, хотя членом Союза художников СССР стал уже в 1965 году. Участник художественных выставок всех рангов – от областных до международных. Живопись, графика, коллажи художника находятся почти во всех известных музейных собраниях Урала, Сибири и частных собраниях – российских и зарубежных. Самые значительные и полные коллекции находятся в собраниях Челябинского государственного музея изобразительных искусств и Государственном историческом музее Южного Урала.


08.11.2019 | 09:29
За что троицкий художник ненавидит Малевича

В Челябинске открылась выставка картин Галины Левшич.

06.11.2019 | 11:36
Игры атома. В Озерске прошла премьера спектакля «Курчатов. Поход за вторым солнцем»

…По вечерам он любил слушать Моцарта. За два дня до своей смерти, 5 февраля 1960 года, в зале Московской консерватории он слушал «Реквием» великого композитора. Курчатов возвращался домой взволнованный и торжественно настроенный. «В этой музыке есть момент надежд и мечтаний, — говорит он своей супруге Марине Дмитриевне, — она не вся похоронная…»

29.10.2019 | 11:36
Звонкое имя, яркий талант. В Челябинске открылась «многослойная» выставка Ольги Гражданкиной

Молодым художникам в Челябинске живется ой как непросто. Тесновато им здесь. Зрителей сочувствующих маловато, как и времени, свободного от необходимости заработка. А если вид искусства, которого душа просит, дорогостоящая по материалам и технологии гравюра? Оказывается, все определяет душа. У художников, во всяком случае.

14.11.2016 | 15:33
Пустые стулья. Пьеса классика театра абсурда Эжена Ионеско в челябинском театре «Манекен»

На сцене щебечут, порхают, играют с водой и колышут крылышками ангелы. У них важная задача — не дать соскучиться старику и старухе, доживающим свое последнее время в пустом доме на острове среди океана.

Новости   
Спецпроекты