История в кадре. Челябинский фотоклуб отмечает 60-летие
О том, как росло и мужало старейшее в стране фотообъединение, сегодня по-своему могут рассказать полторы сотни снимков. Их можно увидеть на открывшейся в Государственном историческом музее Южного Урала выставке, посвященной фотоклубу.
- Черно-белые 90‑е. Снимки Вячеслава Шишкоедова как хроника эпохи
- «Гранд-фото» Сергея Васильева. Челябинский фотохудожник открыл выставку-музей
В эти дни один из самых титулованных челябинских фотографов, обладатель четырех премий «Золотой глаз», главной награды «Уорлд-пресс-фото», Сергей Васильев отмечает сразу три 60-летия. Ровно 60 лет исполнилось с того дня, как он взял в руки фотоаппарат, столько же лет прошло с момента, когда он переступил порог Центрального райотдела милиции. Ну и плюс 60-летие фотоклуба, конечно!
Сергей Григорьевич вспоминает о том, как в 1962 году он, молодой сотрудник уголовного розыска, пришел в фотоклуб со своими первыми фотографиями.
Его встретили тоже молодые, но уже маститые фотомастера — Юрий Теуш, Владимир Белковский, Евгений Ткаченко, которые высоко оценили его работы.
— Помню, как меня отправили на Всесоюзную ударную стройку — проведение газопровода «Бухара — Урал», — вспоминает Сергей Васильев. — Приходилось работать не покладая рук, о нашей бригаде писали в газетах. Однажды пришел фотокор сделать репортаж для «Челябинского рабочего». Спустя несколько лет, уже после милиции, когда сам стал работать в газете, поднял подшивку «Челябки» и нашел ту фотографию. Оказалось, что в тот день к нам в бригаду приходил Женя Ткаченко, тогдашний студент ЧПИ и внештатный фотокор «Челябинского рабочего». А судьба свела нас вместе только в Челябинском фотоклубе…
Фото Сергея Васильева «Человек родился»
Первый глоток
А вот самого Евгения Ткаченко вполне можно назвать самым достоверным очевидцем рождения Челябинского фотоклуба, который он возглавлял в течение 30 лет — с 1959 по 1989 год.
На работу в «Челябинский рабочий» он был принят сразу после окончания ЧПИ как раз в тот самый 1959 год. В кармане лежала трудовая книжка, где было написано, что инженер-механик по образованию принимается в газету «Челябинский рабочий» журналистом. К тому времени его уже хорошо знали. Еще студентом он активно печатался в газетах, в том числе и в «Челябке». Так, благодаря фотографии, он сменил профессию. И второй профессии он никогда не изменял.
— В декабре 1959 года в редакции газеты «Челябинский рабочий» собрались энтузиасты фотографии, которые хотели обсудить, как поднять уровень мастерства фотолюбителей Челябинска, — вспоминает Евгений Иванович. — Как оказалось, тема была злободневной и привлекла к себе многих челябинцев разных возрастов и профессий: от студентов до пенсионеров, от рабочих и инженеров до врачей и артистов. Энтузиасты фотографии, которых каждый раз набиралось до полусотни, собирались два раза в месяц. Тщательным образом они анализировали новые снимки, подробно разбирали технику съемки, композицию кадра, давали советы авторам. Нередко проходили творческие встречи с мастерами искусств: артистами и художниками, режиссерами и фотокорами центральных изданий.
Володя Белковский у нас был художественным руководителем. За основу работы взяли схему Выборгского фотоклуба в Ленинграде. Это был первый послевоенный фотоклуб в Советском Союзе. В то время фотоклубов в стране были буквально единицы, и Выборгский считался неким законодателем фотомоды.
Помню, как фотоклуб быстро набирал обороты и становился известным в стране и даже был удостоен звания народного коллектива. По инициативе клуба проходили крупные всесоюзные фотофестивали.
Вообразить, сколько же снимков прошло через фотоклуб за эти 60 лет, просто невозможно! Десятки, сотни тысяч? И в копилке каждого фотографа их количество тоже исчисляется как минимум трехзначными цифрами. Но у каждого есть знаковые работы, общепризнанные визитные карточки, которые определяют лицо фотографа.
Сам Евгений Ткаченко в золотой фонд отечественной фотографии вошел с легендарным снимком «Труба тебе, Аденауэр», сделанным во время пуска стана «1020» на ЧТПЗ. Снимок обошел передовицы многих мировых изданий.
Тем не менее, пожалуй, у каждого мастера есть работы, которые чем-то особенно дороги самому фотографу. Таким вот самым дорогим для Евгения Ткаченко стал снимок «Первая плавка». Его в эти дни тоже можно увидеть на выставке.
Снимку этому тоже уже 60 лет: сделан он в первые месяцы работы Ткаченко в «Челябке» в 1959 году. Молодой парнишка, весь в поту, прильнул к стакану и с жадностью глотает газированную воду, а за ним стоит опытный плавильщик и, по-доброму улыбаясь, смотрит на него.
Сам Евгений Ткаченко признался:
— Этот снимок дал мне понять, что такое настоящая фотография, ради которой этим делом вообще стоит заниматься.
Фото Алексея Китаева «Учения в Таджикистане»
Фотографов много не бывает
Отличительной особенностью и, пожалуй, главной ценностью ЧФК всегда была преемственность традиций.
По словам старожилов, каждое заседание фотоклуба превращалось в мастер-класс от старших товарищей, готовых всегда поделиться своими секретами.
— Эти традиции сохранились и сегодня, — рассказывает ответственный секретарь Челябинского фотоклуба и координатор выставки Людмила Ковалева. — За последние несколько лет прямо на наших глазах выросли в настоящих мастеров сразу несколько вчерашних любителей. Это Денис Базаров и Сергей Каверин, Анна Краснобоярова и Сергей Курзанов. Есть у нас и свои «спецы». Например, Алексей Китаев снимает только войну, был в Сирии, побывал во многих горячих точках. Михаил Путников снимает в основном на тему авиации. Наталья Вольвач, можно сказать, профессиональный фотопутешественник. В этом году она побывала на Ямале, откуда привезла целую серию. Вместе с работами этих мастеров на выставке можно увидеть и снимки других современных фоторепортеров. Среди них Юлия Боровикова и Вячеслав Шишкоедов, Олег Каргаполов и Людмила Ковалева, Александр Кондратюк и Андрей Ткаченко, Александр Фирсов и Федор Шмидт.
Фото Дениса Базарова «Арбузный фестиваль в Камышине»
Говоря об отличительных особенностях Челябинского фотоклуба, его ответсек, кстати, сама прекрасный фотограф, отметила и такое важное качество, как дружба. А если быть точнее, сам коллектив клуба очень дружный. В Магнитогорске проходили соревнования по сноуборду, на которые приехали сразу полсотни членов Челябинского фотоклуба. В этом году в Тобольске проходил «Сибирский фотофест». Увидев челябинский десант, сибиряки вздрогнули: такого количества энтузиастов от фотографии не прислал ни один регион. Что ж, фотографов много не бывает! Тем более хороших и разных.
Фото Натальи Вольвач, «Арсений — сын оленевода»
Фото Сергея Курзанова «Ездовой спорт»
Поделиться