Больше красок. Где организуют пленэры для художников Южного Урала
В сентябрьские дни под Верхнеуральском собрались два десятка художников из Челябинска, Магнитогорска, Кургана и других городов.
Прошлое в настоящем
С инициативой его проведения выступили общественный фонд «Южный Урал» и глава Кыштыма Людмила Шеболаева. В самом Кыштыме художникам показали брендовый маршрут «Прошлое в настоящем» с памятником истории и архитектуры ХVIII века — «Белым домом» промышленников Демидовых, с Народным домом, храмом Сошествия Святого Духа на Апостолов и другими достопримечательностями.
Пленэр тогда решено было соединить с традиционно проходящей в кыштымском поселке Слюдорудник ярмаркой «На рудниках». Как известно, здесь немало природных красивых мест, таких как каменная арка «Крыло дракона», мегалитов ледникового периода, с которыми связано множество легенд. А сами пейзажи, запечатленные на холсте, по замыслу организаторов проекта, могли бы послужить развитию туриндустрии Южного Урала.
По словам председателя правления фонда «Южный Урал» Гаяза Самигулова, идея возникла не на пустом месте: уже несколько лет подобный пленэр проходит в Троицке, фотограф и краевед Марина Овчинникова успешно организует этнопленэры в своем родном Чесменском районе.
На этот раз решено было расширить географию проекта. В результате поисков был выбран Верхнеуральск. Глава Верхнеуральского района Сергей Айбулатов сразу оценил идею и дал добро на проведение пленэра, а директор пансионата «Карагайский бор» Андрей Старков предложил пансионат в качестве базы для размещения художников. Так и родился второй пленэр художников «В верховьях Урала», проходивший на двух «площадках» — в Карагайском бору и в Верхнеуральске.
Художники признаются: они всегда находят то, что можно запечатлеть на холсте, тем более в таких уникальных местах. Но делается это не только для души. Одна из самых больших проблем наших малых старинных городов состоит в том, что об их истории и достопримечательностях очень мало знают даже сами местные жители.
И искусство в данном случае выступает своеобразным средством пропаганды культурного наследия. Таким образом фонд «Южный Урал» сводит вместе исторические города и мастеров кисти.
А я еду за туманом…
Что такое пленэр? Универсальное средство постичь тишину. Что бы там импрессионисты ни утверждали, но чем, скажите, тот же Верхнеуральск хуже, чем Сент-Мари в Провансе?
Романтике геологов и свободных путешественников 1960-х завидовала вся молодая страна, распевавшая у костров песню Юрия Кукина «А я еду за туманом и за запахом тайги…»
Художников уж точно нельзя назвать прагматиками. И у них есть в душе своя романтика свободного духа, зовущая к утренним зорям и озерным миражам.
И все-таки, что их так манит в синий лес и в черный бор? Увидеть оранжевый мыс Синьяка, поля и дороги Оверна?
Помните? «Я проеду по желтым пейзажам/Вдоль полей Агранжад,/И сентябрьские листья адажио/Надо мной закружат…»
Боже мой, да ведь это же счастливые люди! Как же завидно!
Уже вечером первого дня пленэра координатор проекта Ольга Ларичева отсылала отчетную депешу: «Приняли нас на высшем уровне. Заселили в двухместные номера с полным набором удобств и трехразовым питанием. Условия шикарные для проживания. Погода прекрасная! Свежо и солнечно. От деревьев падают живописные тени, и осенние лучи, как огненные стрелы, пробиваются сквозь долголетие стройных сосен… Мы начали рисовать с натуры ландшафт Карагайского бора. Запланирована экскурсионная поездка в Верхнеуральск и поселок Волковский. Вечером в ДК санатория Гаяз Самигулов проводит лекцию об истории земли Верхнеуральской и народа, ее населяющего».
Горы — это уже готовые картины!
Ольга Луцко приехала из Кургана. Занимается акварелью. Однажды в Приполярном Урале увидела снег. Да совсем не так, как все увидели, а розовым вместо белого. Новые акварельные открытия случились и на этот раз, но уже в окрестностях Верхнеуральска.
«Меня вдохновляет и поражает сама природа, — признается художник. — Вроде бы я и сама здешняя, из Зауралья. Но природа везде разная. Мы проезжали от Верхнеуральска до Карагайского бора. Как же далеко видно вокруг! И где-то там, вдали, видны горы. Их верхушки освещены солнцем… И это создает прозрачность, легкость, воздушность! Горы эти манят и чаруют. А вокруг еще зеленые поля: феерически красиво! И это уже готовые картины!
Что для художника важно? Впечатления! И природа как раз эти впечатления и дает. Она может быть разная, потому что предстает перед нами с разной погодой: вдруг брызнул дождик, а вот уже все пропиталось солнцем, и свет уже совсем другой. Вообще новое место всегда дает и новые ощущения. Почему люди путешествуют? Они всегда готовы испытать новые эмоции. И художник, приезжая на новое место, эти эмоции получает.
Близки ли эти пейзажи по духу, по мироощущению? Мне близко все! Горы — это такая субстанция, которая вызывает вечное восхищение! Пусть наши Уральские горы и не очень высокие, но они приводят в трепет. Здесь начинаешь испытывать очень сложные эмоции, вдруг вещественно ощущая само время. Здесь ты думаешь о бесконечности всего — пространства, времени, бытия… Урал, в этом я совершенно уверена, одно из самых красивых мест на земле.
А что здесь другое? Художники наверняка обратили внимание на особенности архитектуры Верхнеуральска. Это город, живший в традициях купеческой архитектуры, которая встречается и в других городах. Но каждый из них имеет свое лицо. Мне очень понравился великолепный Свято-Никольский собор, построенный в ХIX веке в русско-византийском стиле. Удивительно, что здесь, на Урале, в двух тысячах километрах от Первопрестольной можно увидеть уменьшенную копию храма Христа Спасителя в Москве! Чудо еще и в том, что Никольский храм — единственный в Верхнеуральске, который уцелел в годы советского безбожия. Безумно жалко, что остальные семь храмов разрушили. Но это беда всей России…
Слава богу, что не разрушена каменная архитектура городской застройки.
А Карагайский бор, где мы жили! Красивейший ботанический памятник природы! Разве не удивительно, что до нашего времени дожил этот реликт послеледникового периода! Причем произрастает бор на каменистых россыпях и выходах гранитов. А какие там сосны — могучие, высоченные, стройные! Это же настоящая корабельная роща!»
Такие пленэры, убеждена Ольга, для художников однозначно нужны! Сама она бывает на пленэрах каждый год и даже не по одному разу. Для чего? Художники — люди келейного труда, чаще сидят в мастерской. Но для каждого из них нужна своего рода встряска. Когда они выезжают в свое сообщество и работают вместе, у них волей-неволей происходит некое взаимопроникновение. И в таком творческом общении художники невероятно нуждаются. При этом хотя бы на время художник освобождается от бытовых проблем и может думать только о творчестве.
Во что выливается пленэр? Из нескольких работ, написанных на пленэре, хотя бы одна, как правило, попадает на выставку — региональную или даже всероссийскую. Кто-то делает этюды небольшие, по которым уже в домашних условиях пишет более серьезные, глубокие работы. И тот толчок, который дает пленэр, обязательно когда-нибудь да скажется.
Кстати, у Ольги Луцко этой осенью состоится персональная выставка, на которую попадут две-три работы с верхнеуральского пленэра.
Да Винчи был прав
Для магнитогорца Николая Чебана верхнеуральская земля географически совершенно близка. Но открытия все-таки происходят: художник вдруг видит новую тему.
Карагайский бор находится в 30 километрах от Верхнеуральска. Здесь удивительная природа: сосны, березы, белки, живописнейший пруд, в котором отражается вся это красота и уже во втором отражении проявляется на холсте.
«Верхнеуральск я хорошо знаю, — рассказывает художник. — Но сегодня с болью наблюдаю, как исторические здания покрываются евроремонтом. Хотя на центральной площади еще остались каменные постройки со старинными крышами и эти архитектурные мотивы, к счастью, еще можно запечатлеть. Здесь сохранились дома в стиле модерн. Мне нравятся оригинальные архитектурные решения XIX века, отличающиеся творческими находками, особенной художественной выразительностью, своей композицией, нравятся старые деревянные домики с наличниками. Здесь все не скучное, не холодное и не примитивно-конструктивное. Во всем угадывается живая идея.
Рисуем не просто природу и голые камни, а людей, гуляющих с детьми, колоритного деда на велосипеде, словом, сценки из жизни маленького города — провинциального и в то же время очень красивого».
Художник признается: рисует для души. С четвертого класса, с художественной школы каждое лето участвовал в месячном пленэре. Объезжали многие города и поселки: Троицк, Белорецк, Тирлян. Это вообще интереснейший поселок! Он живет в окружении горных хребтов, причем с главными вершинами Южного Урала. На западе — гора Яман-тау, на севере — Большой Шелом, на северо-востоке — священная гора Иремель, на юго-западе — красавец Ялангас… И везде звучат новые мотивы.
«Пленэр художнику необходим как воздух! — признается Николай Николаевич. — Как говорил Леонардо да Винчи, художник должен учиться у натуры. То есть не в мастерской сидеть и из головы что-то выдумывать, а выходить на улицу и рисовать все, что его окружает: дома, людей, животных. Живая натура развивает художника как личность, дает благотворные результаты.
Важно, что мы собираемся вместе. Мы уже и в Троицк ездили, и в Кыштым несколько раз. Многие друг для друга стали родными.
Вот и сейчас мы напитались впечатлениями. Осенью в Магнитогорске будет выставка, где горожане увидят творения своих земляков. А верхнеуральцы увидят окружающую их красоту, которую в повседневной жизни они, может быть, и не замечали. А картины наши, смею надеяться, призывают беречь эту красоту и сохранять то, что человек еще не успел разрушить…»
Что ж, в это хочется верить! Верить в то, что картины художников действительно помогут остановить варварство разрушения. Иначе зачем бы герой Достоевского утверждал, что мир спасет красота! Именно в таких живописных уральских местах у людей и рождается желание творить добро, жить в гармонии с окружающим миром. Поэтому сами художники и стремятся утвердить эти законы бытия на своих холстах, дабы зритель тоже смог заразиться желанием жить в этой гармонии.
Наверное, это и есть то самое, о чем говорил Николай Рерих, шагнувший чуть дальше, чем Достоевский, сказав: «Осознание красоты спасет мир».
Правда, удивительно? Осознание! Всего лишь одно слово, и приоткрылась тайная завеса, распахнулись двери в большой и чудный мир родного края, за судьбу которого ты в ответе…
Поделиться