Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Больше красок. Где организуют пленэры для художников Южного Урала

24 Сентября 2020 Автор: Марат Гайнуллин Фото: предоставлены Ольгой Ларичевой
Больше красок. Где организуют пленэры для художников Южного Урала


В сентябрьские дни под Верхнеуральском собрались два десятка художников из Челябинска, Магнитогорска, Кургана и других городов.

Напомним, что первый пленэр Гильдии художников Южного Урала прошел в августе прошлого года в Кыштыме, в одном из живописнейших городов области с богатой историей и необычной архитектурой, что отразилось и на холстах участников.

Прошлое в настоящем

С инициативой его проведения выступили общественный фонд «Южный Урал» и глава Кыштыма Людмила Шеболаева. В самом Кыштыме художникам показали брендовый маршрут «Прошлое в настоящем» с памятником истории и архитектуры ХVIII века — «Белым домом» промышленников Демидовых, с Народным домом, храмом Сошествия Святого Духа на Апостолов и другими достопримечательностями.

Пленэр тогда решено было соединить с традиционно проходящей в кыштымском поселке Слюдорудник ярмаркой «На рудниках». Как известно, здесь немало природных красивых мест, таких как каменная арка «Крыло дракона», мегалитов ледникового периода, с которыми связано множество легенд. А сами пейзажи, запечатленные на холсте, по замыслу организаторов проекта, могли бы послужить развитию туриндустрии Южного Урала.

пленэр_Ольга-Ларичева_IMG_20200908_201342.jpg

По словам председателя правления фонда «Южный Урал» Гаяза Самигулова, идея возникла не на пустом месте: уже несколько лет подобный пленэр проходит в Троицке, фотограф и краевед Марина Овчинникова успешно организует этнопленэры в своем родном Чесменском районе.

На этот раз решено было расширить географию проекта. В результате поисков был выбран Верхнеуральск. Глава Верхнеуральского района Сергей Айбулатов сразу оценил идею и дал добро на проведение пленэра, а директор пансионата «Карагайский бор» Андрей Старков предложил пансионат в качестве базы для размещения художников. Так и родился второй пленэр художников «В верховьях Урала», проходивший на двух «площадках» — в Карагайском бору и в Верхнеуральске.

Художники признаются: они всегда находят то, что можно запечатлеть на холсте, тем более в таких уникальных местах. Но делается это не только для души. Одна из самых больших проблем наших малых старинных городов состоит в том, что об их истории и достопримечательностях очень мало знают даже сами местные жители.

И искусство в данном случае выступает своеобразным средством пропаганды культурного наследия. Таким образом фонд «Южный Урал» сводит вместе исторические города и мастеров кисти.

пленэр_Ольга-Ларичева_IMG_20200904_181835.jpg

А я еду за туманом…

Что такое пленэр? Универсальное средство постичь тишину. Что бы там импрессионисты ни утверждали, но чем, скажите, тот же Верхнеуральск хуже, чем Сент-Мари в Провансе?

Романтике геологов и свободных путешественников 1960-х завидовала вся молодая страна, распевавшая у костров песню Юрия Кукина «А я еду за туманом и за запахом тайги…»

Художников уж точно нельзя назвать прагматиками. И у них есть в душе своя романтика свободного духа, зовущая к утренним зорям и озерным миражам.
И все-таки, что их так манит в синий лес и в черный бор? Увидеть оранжевый мыс Синьяка, поля и дороги Оверна?

Помните? «Я проеду по желтым пейзажам/Вдоль полей Агранжад,/И сентябрьские листья адажио/Надо мной закружат…»

Боже мой, да ведь это же счастливые люди! Как же завидно!

пленэр_Ольга-Ларичева_IMG_20200908_202546.jpg

Уже вечером первого дня пленэра координатор проекта Ольга Ларичева отсылала отчетную депешу: «Приняли нас на высшем уровне. Заселили в двухместные номера с полным набором удобств и трехразовым питанием. Условия шикарные для проживания. Погода прекрасная! Свежо и солнечно. От деревьев падают живописные тени, и осенние лучи, как огненные стрелы, пробиваются сквозь долголетие стройных сосен… Мы начали рисовать с натуры ландшафт Карагайского бора. Запланирована экскурсионная поездка в Верхнеуральск и поселок Волковский. Вечером в ДК санатория Гаяз Самигулов проводит лекцию об истории земли Верхнеуральской и народа, ее населяющего».

Горы — это уже готовые картины!

Ольга Луцко приехала из Кургана. Занимается акварелью. Однажды в Приполярном Урале увидела снег. Да совсем не так, как все увидели, а розовым вместо белого. Новые акварельные открытия случились и на этот раз, но уже в окрестностях Верхнеуральска.

пленэр_Ольга-Ларичева_IMG_20200908_204459.jpg

«Меня вдохновляет и поражает сама природа, — признается художник. — Вроде бы я и сама здешняя, из Зауралья. Но природа везде разная. Мы проезжали от Верхнеуральска до Карагайского бора. Как же далеко видно вокруг! И где-то там, вдали, видны горы. Их верхушки освещены солнцем… И это создает прозрачность, легкость, воздушность! Горы эти манят и чаруют. А вокруг еще зеленые поля: феерически красиво! И это уже готовые картины!

Что для художника важно? Впечатления! И природа как раз эти впечатления и дает. Она может быть разная, потому что предстает перед нами с разной погодой: вдруг брызнул дождик, а вот уже все пропиталось солнцем, и свет уже совсем другой. Вообще новое место всегда дает и новые ощущения. Почему люди путешествуют? Они всегда готовы испытать новые эмоции. И художник, приезжая на новое место, эти эмоции получает.

Близки ли эти пейзажи по духу, по мироощущению? Мне близко все! Горы — это такая субстанция, которая вызывает вечное восхищение! Пусть наши Уральские горы и не очень высокие, но они приводят в трепет. Здесь начинаешь испытывать очень сложные эмоции, вдруг вещественно ощущая само время. Здесь ты думаешь о бесконечности всего — пространства, времени, бытия… Урал, в этом я совершенно уверена, одно из самых красивых мест на земле.
пленэр_Ольга-Ларичева_IMG_20200908_200533.jpg

А что здесь другое? Художники наверняка обратили внимание на особенности архитектуры Верхнеуральска. Это город, живший в традициях купеческой архитектуры, которая встречается и в других городах. Но каждый из них имеет свое лицо. Мне очень понравился великолепный Свято-Никольский собор, построенный в ХIX веке в русско-византийском стиле. Удивительно, что здесь, на Урале, в двух тысячах километрах от Первопрестольной можно увидеть уменьшенную копию храма Христа Спасителя в Москве! Чудо еще и в том, что Никольский храм — единственный в Верхнеуральске, который уцелел в годы советского безбожия. Безумно жалко, что остальные семь храмов разрушили. Но это беда всей России…

Слава богу, что не разрушена каменная архитектура городской застройки.

А Карагайский бор, где мы жили! Красивейший ботанический памятник природы! Разве не удивительно, что до нашего времени дожил этот реликт послеледникового периода! Причем произрастает бор на каменистых россыпях и выходах гранитов. А какие там сосны — могучие, высоченные, стройные! Это же настоящая корабельная роща!»

Такие пленэры, убеждена Ольга, для художников однозначно нужны! Сама она бывает на пленэрах каждый год и даже не по одному разу. Для чего? Художники — люди келейного труда, чаще сидят в мастерской. Но для каждого из них нужна своего рода встряска. Когда они выезжают в свое сообщество и работают вместе, у них волей-неволей происходит некое взаимопроникновение. И в таком творческом общении художники невероятно нуждаются. При этом хотя бы на время художник освобождается от бытовых проблем и может думать только о творчестве.

Во что выливается пленэр? Из нескольких работ, написанных на пленэре, хотя бы одна, как правило, попадает на выставку — региональную или даже всероссийскую. Кто-то делает этюды небольшие, по которым уже в домашних условиях пишет более серьезные, глубокие работы. И тот толчок, который дает пленэр, обязательно когда-нибудь да скажется.

Кстати, у Ольги Луцко этой осенью состоится персональная выставка, на которую попадут две-три работы с верхнеуральского пленэра.

Да Винчи был прав

Для магнитогорца Николая Чебана верхнеуральская земля географически совершенно близка. Но открытия все-таки происходят: художник вдруг видит новую тему.

пленэр_Ольга-Ларичева_IMG_20200904_182326.jpgКарагайский бор находится в 30 километрах от Верхнеуральска. Здесь удивительная природа: сосны, березы, белки, живописнейший пруд, в котором отражается вся это красота и уже во втором отражении проявляется на холсте.

«Верхнеуральск я хорошо знаю, — рассказывает художник. — Но сегодня с болью наблюдаю, как исторические здания покрываются евроремонтом. Хотя на центральной площади еще остались каменные постройки со старинными крышами и эти архитектурные мотивы, к счастью, еще можно запечатлеть. Здесь сохранились дома в стиле модерн. Мне нравятся оригинальные архитектурные решения XIX века, отличающиеся творческими находками, особенной художественной выразительностью, своей композицией, нравятся старые деревянные домики с наличниками. Здесь все не скучное, не холодное и не примитивно-конструктивное. Во всем угадывается живая идея.

Рисуем не просто природу и голые камни, а людей, гуляющих с детьми, колоритного деда на велосипеде, словом, сценки из жизни маленького города — провинциального и в то же время очень красивого».

Художник признается: рисует для души. С четвертого класса, с художественной школы каждое лето участвовал в месячном пленэре. Объезжали многие города и поселки: Троицк, Белорецк, Тирлян. Это вообще интереснейший поселок! Он живет в окружении горных хребтов, причем с главными вершинами Южного Урала. На западе — гора Яман-тау, на севере — Большой Шелом, на северо-востоке — священная гора Иремель, на юго-западе — красавец Ялангас… И везде звучат новые мотивы.

«Пленэр художнику необходим как воздух! — признается Николай Николаевич. — Как говорил Леонардо да Винчи, художник должен учиться у натуры. То есть не в мастерской сидеть и из головы что-то выдумывать, а выходить на улицу и рисовать все, что его окружает: дома, людей, животных. Живая натура развивает художника как личность, дает благотворные результаты.

Важно, что мы собираемся вместе. Мы уже и в Троицк ездили, и в Кыштым несколько раз. Многие друг для друга стали родными.
Вот и сейчас мы напитались впечатлениями. Осенью в Магнитогорске будет выставка, где горожане увидят творения своих земляков. А верхнеуральцы увидят окружающую их красоту, которую в повседневной жизни они, может быть, и не замечали. А картины наши, смею надеяться, призывают беречь эту красоту и сохранять то, что человек еще не успел разрушить…»

пленэр_Ольга-Ларичева_IMG_20200908_211233.jpg

Что ж, в это хочется верить! Верить в то, что картины художников действительно помогут остановить варварство разрушения. Иначе зачем бы герой Достоевского утверждал, что мир спасет красота! Именно в таких живописных уральских местах у людей и рождается желание творить добро, жить в гармонии с окружающим миром. Поэтому сами художники и стремятся утвердить эти законы бытия на своих холстах, дабы зритель тоже смог заразиться желанием жить в этой гармонии.

Наверное, это и есть то самое, о чем говорил Николай Рерих, шагнувший чуть дальше, чем Достоевский, сказав: «Осознание красоты спасет мир».

Правда, удивительно? Осознание! Всего лишь одно слово, и приоткрылась тайная завеса, распахнулись двери в большой и чудный мир родного края, за судьбу которого ты в ответе…

30.09.2020 | 11:36
Спасать планету турецкий писатель приехал в Челябинск

В нашем городе побывал один из самых известных путешественников мира, которого называют «турецким Сенкевичем».

25.09.2020 | 20:33
ТОП-10 слов, которые используют челябинские рэперы

Что нужно знать, чтобы разговаривать с музыкантами на одном языке.

Вчера | 19:19
Ушел из жизни создатель музея Сергея Герасимова в Кундравах

На 84-м году жизни умер наш земляк Борис Красноперов, снимавшийся в фильме «Лев Толстой».

Вчера | 14:58
Ушел из жизни известный татарский поэт Ирек Сабиров

Почетному гражданину Еманжелинского района было 70 лет.

Новости   
Спецпроекты