От маршей до джаза. Классика Уральского духового оркестра

В понедельник, 22 марта, в Челябинской филармонии состоится большой концерт, посвященный 10-летию Уральского духового оркестра. За дирижерский пульт встанет лауреат областного конкурса «Человек года», заслуженный артист России Игорь Ежов.
— Десять лет назад, когда мы начинали, в оркестре было 30 человек, — вспоминает Игорь Ежов. — Не было ни гобоя, ни фагота. Сейчас в оркестре большой состав, почти 50 музыкантов: 3 флейты, 2 гобоя, 8 кларнетов, 2 фагота, 5 саксофонов, 2 альта, 2 тенора, баритон, 4 валторны, 8 труб, 4 тромбона, 3 ударных, тенор-баритон, 2 тубы, бас-гитара — весь инструментарий присутствует! Конечно, таким составом мы сейчас можем уже все играть! Благодаря директору филармонии у нас появились новые дорогие, хорошие инструменты, в том числе ксилофон, виброфон, современная электронная ударная установка, на которой можно извлекать любые тембры и звуки. Благодаря ему у нас появились и шикарные концертные костюмы.
— Есть ли кумиры среди дирижеров?
— Когда учился, своим высочайшим профессионализмом меня покорял Евгений Светланов. Мы потихоньку пробирались в зал к нему на репетиции и видели, как он мог часами скрупулезно работать над одной цифрой. Евгений Мравинский, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков — это, конечно, глыбы! Высочайшего уровня музыканты. И их записанные произведения для меня эталон.
Образцом для меня всегда был и Валерий Халилов, который мог и парадом на Красной площади дирижировать, и симфоническим оркестром, и духовым, и биг-бендом.
— Возможна ли какая-то конкуренция, скажем, между молодым симфоническим оркестром и вашим?
— Я хочу ее создать. Я никому не завидую, наоборот, всем успехам радуюсь. Рад за Адика Аскаровича, прошедшего такой сложнейший путь.
Но у нас духовой оркестр. И если ему играть классику, то получится некий суррогат. Но мы должны играть ее, чтобы расти как музыканты, и приближать звучание к симфоническому оркестру. Но мы играем и то, что не играет симфонический. Кроме того, мы можем играть на улице. В репертуаре у нас есть и джазовые, и эстрадные композиции.

— Есть у оркестра любимые произведения?
— Любимое — это то, что ты сейчас репетируешь.
— Насколько челябинской публике интересна оркестровая музыка?
— Знаете, нередко приходится слышать после концерта от зрителей: «Мы даже и предположить не могли, что духовой оркестр может сыграть такое…»
У людей какие ассоциации? «В городском саду играет духовой оркестр»: вальс, танго, фокстрот — все! А когда они видят, что со сцены звучат ария мистера Икса или неаполитанские песни, они удивляются.
— Что идет на ура?
— Публика приходит потанцевать, поэтому на ура идут и вальсы, и танго, и фокстроты, эстрадное ретро из 70-х, прекрасные романсы Валерия Халилова, которые мы можем исполнять два отделения… Так что духовому оркестру подвластны все жанры и направления — от классики до джаз-рока и до поп-музыки и даже авангарда.
— Кстати, в джазовом фестивале «Этот удивительный мир» вы участвуете?
— Мы к этому обязательно придем и будем участвовать. Очевидно, организаторы думают, что мы не играем джаз, а мы его играем!
— Романтика, поэзия, классика — в этом сегодня нуждается публика?

— Вне всякого сомнения! Особенно в наше непростое время! В прошлом году в сентябре у нас был чемпионат мира по художественной фотографии, и мы там с успехом выступали. Мы видели по глазам, как заряжалась публика. Часто ездим по школам, например, с музыкальным спектаклем «По следам бременских музыкантов». В начале концерта в зале стоит шум, гам: дети же! А в конце выступления наступает тишина, ребята слушают разинув рты. Музыка так воздействует на ребят, что за полтора часа они становятся другими людьми. После концерта они с интересом присматриваются, как играют флейта, кларнет, гобой, они открывают для себя другой мир!
— С гастролями отправляетесь куда-нибудь?
— Это большая проблема. Дело в том, что в составе нашего оркестра музыканты отовсюду: из оперного театра, из летного училища, шесть музыкантов играют в симфоническом оркестре. И вывозить весь состав, учитывая время и интересы каждого музыканта, почти невозможно. Да это и очень дорого. А гастролировать с малым составом просто нет смысла. Я, конечно же, переживаю из-за того, что оркестр лишен гастролей, которые дают мощную подпитку музыкантам. Но, увы, пока мы остаемся невыездными…
Поделиться