Своя игра. Как устроен рынок квест-румов в Челябинске

20 Августа 2015 Автор: Евгений Ткачев
Своя игра. Как устроен рынок квест-румов в Челябинске

В начале этого года в Челябинске один за другим начали открываться интеллектуальные аттракционы под названием квест-румы. Сейчас в южноуральской столице существует порядка 13 региональных квестов и три федеральных. Однако эксперты считают, что рынок еще не насыщен, будут открываться и другие аттракционы. «ЮП» попыталась разобраться в том, как устроен этот необычный рынок.

Конкуренции нет

Квест-румы или, как их еще называют, эскейп-румы, — новая форма досуга для пресыщенного развлечениями обитателя мегаполиса. Как правило, это специально оборудованные комнаты, выдержанные в определенной стилистике. Участниками аттракциона может стать группа от двух до пяти человек, которым предлагается с помощью тайных подсказок выбраться из закрытой комнаты за какое‑то время (обычно за час). Стоимость участия в квестах варьируется от 1200 до 2000 рублей на команду.

В январе «ЮП» протестировала один из первых квест-румов в рамках рубрики «Учимся отдыхать» (подробнее об этом можно почитать здесь). Тогда, кстати, сложно было представить, что подобные аттракционы станут появляться, как грибы после дождя. Однако игроки рынка были полны оптимизма.

«Многие челябинцы из-за кризиса не смогут себе позволить отдых за границей, предпочитая бюджетный отдых, — говорила Алена Ревенко, менеджер по рекламе компании LostFloor. — Поэтому такой интеллектуальный аттракцион вполне может заинтересовать горожан».

И действительно, кажется, заинтересовал, ведь дальнейшие развитие событий иначе как квест-бумом охарактеризовать нельзя.

— С чем связан этот бум? Думаю, что предприниматели, ушедшие в данную сферу, руководствовались мыслью, что квесты — это нечто новое, то, что будет пользоваться спросом, а особых капиталозатрат не требует, — делится размышлениями Игорь, один из основателей квест-рума «ВПаутине». — Однако, если не вкладывать в это направление деньги, не делать интересные вещи, автоматизацию, качественные интерьеры, достойный антураж, тогда не получится выдержать достойный уровень. На мой взгляд, это и не у всех получилось.

Чтобы квест-рум был автоматизирован, чтобы по-настоящему поразить людей, затраты должны состоять из семизначных цифр. Если этого не делать, все будет однообразным. Одного-двух уникальных элементов недостаточно, чтобы человек спустя час вышел с квеста довольным и на позитиве.

— Мне кажется, что открывшиеся квесты удовлетворили запрос, который был у общества, — считает Татьяна Малева, директор проекта «Классный квест». — Это очень современное и интересное времяпрепровождение. За час команде нужно сплотиться, вооружиться логикой. Это интеллектуальный процесс и в тоже время он развлекательный. Людям интересно что‑нибудь искать. Они разгадывают загадки, входят в раж, а пройдя квест, испытывают радость. Им хочется поиграть еще. Те, кто начал играть в квесты, как правило, потом продолжают этим заниматься и дальше.

— Мы начали создавать свой аттракцион зимой 2014 года, — продолжает Игорь. — Понимали какая сложная экономическая ситуация в стране, но все же решили рискнуть. Сочли, что настоящими конкурентами для нас будут не другие квест-румы, а кинотеатры, боулинги и бильярды. Мы просто будем забирать долю их рынка. Нам это показалось вполне реальным.

Кстати, про отсутствие конкуренции внутри квест-румов говорит и Татьяна Малева: «Мы не боремся друг с другом за аудиторию, а, наоборот, ходим друг к другу в гости, общаемся, всячески стараемся сотрудничать».

— Мы, скорее, филиалы друг друга, — соглашается с ней Игорь, — потому что квест — продукт одноразовый. Квестов очень много, все они написаны по абсолютно разным сценариям. Если компания людей пройдет все квесты на одной локации, то они пойдут в другие. При этом аудитория у нас очень разношерстная: к нам приходят и студенты, и взрослые с детьми (10-12 лет, одна семья даже была с грудничком). Плюс трудовые коллективы. Они игру используют как тим-билдинг.

Что касается «Классного квеста», то его аудитория сегментирована по трем направлениям: «У нас сейчас проходят школьные, семейные и командные квесты», — говорит Татьяна Малева.

Франшиза или свой путь?

Сейчас в Челябинске есть 13 региональных квестов и три федеральных («выХод», «Клаустрофобия» и iLocked). «Причастность к федеральной сети дает возможность сразу делать качественный продукт по технической и антуражной части. Растем с опытом каждого партнера, делимся новыми фишками, дизайном, схемами. В общем, одна голова хорошо, а 26 — лучше. 26 — это количество городов, где сейчас есть «выХод», — говорит в интервью vibirai.ru Елена Комова, директор центра реалити-квестов «выХод». Однако не все игроки рынка так позитивно относятся к франшизе.

— Нам во франшизе не интересно работать, — замечает Татьяна Малева. — Мы идеологи, авторы, мы бы не смогли реализовывать чужие идеи. Мы любим каждое слово нашего сценария, каждую деталь интерьера, с удовольствием красим стены, делаем все сами, когда самим не получается, конечно, нанимаем людей. Мы этим живем, понимаете?

Нам несколько раз предлагали самим делать франшизу, но мы к этому не готовы. Мы пока открываем свои комнаты с квестами, смотрим, какие из них могут быть удачны во франшизе. Плюс во франшизе много всяких нюансов, и, соответственно, если ее продавать, мы должны быть уверены, что в другой локации комната будет работать так же, как в нашей. В общем, нам интереснее продавать, а не покупать. У нас столько идей!

По словам Игоря из «ВПаутине», они тоже хотят развиваться по направлению франшизы, типизировать свой опыт и продавать его: «Планируем в городе филиалы открывать. Это один из вариантов бизнеса».

Сразу же возникает резонный вопрос, настолько это трудоемкий процесс — открыть квест-рум и каких капиталовложений он требует?

— Каждый день на стройке мы делали выбор: открыть комнату быстрее и начать зарабатывать, или доделать максимально качественно? Перевес был всегда на стороне качества, — рассказывает Елена Комова. — За время нашей стройки в Челябинске, например, открылось семь новых квест-фирм. Взялся делать — выкладывайся на все 100 процентов. Кстати, что касается финансов, то эта фраза тоже в точку: бюджеты открытия «выХода» немаленькие, потому что хорошее не может стоить дешево.

— Открыть квест-рум оказалось сложнее, чем это выглядело изначально, — признается Татьяна Малева. — Тут важно, чтобы были люди, которые могут писать квесты. Это непростая задача. Должны быть дизайнеры, инженеры. Мы набрали такую команду и приступили к работе. Еще очень важен выбор удачной локации. Мы выбрали подвальное помещение на главной улице города — Кировке. Оно себя оправдывает. У нас бывает очень много гостей из других городов, которые, прогуливаясь по Кировке, заходят к нам.

— Для нас этот бизнес не является профильным, — признается в свою очередь Игорь. — Потому что у каждого члена команды есть свое дело. Соответственно здесь просто собрались единомышленники, для которых квесты, скорее, хобби. Бюджет у нас был ограниченный. Поэтому, в частности, мы не стали покупать франшизу. Тратить деньги на нематериальные активы в виде бренда не было возможности.

Рынок не исчерпан

Другой животрепещущий вопрос: насколько длителен период отдачи инвестиций в таких проектах? По словам Игоря из «ВПаутине», он составляет 6-8 месяцев, иногда год: «Все, разумеется, зависит от вложений, если они большие, то отдача произойдет еще быстрее».

— Отдача есть, — уверена Татьяна Малева, — тут важно, какие ресурсы вы вкладываете во все это дело. Во-первых, это аренда. У нас, к сожалению, не свое помещение, так что оно недешево нам обходится. Во-вторых, при открытии большого количества комнат понадобятся администраторы для работы с клиентами и  для восстановления комнат. Плюс на вечернее время будет нужна охрана. Соответственно очень много средств уходит на содержание персонала. Нам же пока хватает денег на то, чтобы продолжать реализовывать свои идеи. Что будет дальше — посмотрим.

Интересно, кстати, что в других городах региона тоже собираются открывать свои квест-румы: в Миассе, Златоусте, Южноуральске, Магнитогорске. «Однако этими населенными пунктами стоит ограничиться. Вся область не готова к этому», — считает Татьяна Малева.

Кстати, помимо Челябинска и области, квест-бум охватил, кажется, всю страну. Однако стоит ли говорить, что в Москве квесты находятся на несколько другом уровне: «Там, например, есть аттракционы с актерами, — рассказывает Игорь. — Все это на очень высоком уровне: огромные помещения, сумасшедшие костюмы и т. д. И стоит это приличных денег: от 10 000 рублей самый дешевый сеанс. По моим ощущениям, в Челябинске такой вид развлечения, как в столице, пока не будет пользоваться спросом».

А вот как долго будут пользоваться спросом квесты в южноуральской столице вообще? Наши эксперты смотрят в будущее с оптимизмом и собираются увеличивать количество своих квестов.

— Коллеги из Питера подсчитали: чтобы 10 процентов граждан посетили квест, должно пройти порядка 10 лет и более, — говорит Татьяна Малева. — У нас, например, 70-80 процентов клиентов — новички. Соответственно, я считаю, что несмотря на то, что квест-румов в Челябинске уже достаточно много, очень маленький процент людей владеет информацией о них, понимает, что это такое. Так что в Челябинске тренд на них, я думаю, сохранится долгое время. Люди еще поиграют.

— Со временем интерес людей к квест-румам, конечно, может себя исчерпать, — считает Игорь, — поэтому надо быть к этому готовым, переходить на новый уровень, чтобы оставлять интерес на должном уровне. Но, насколько я понимаю, в городе еще достаточно много людей, которые не знают, что такое квест. То есть рынок не исчерпан. Он еще даже не на пике!


Как писать сценарии к квестам?

Татьяна Малева, «Классный квест»: «Ездишь по городу, ходишь, смотришь разные помещения. Примеряешь к этим помещения различные сценарии. Очень долго думаем над названием. Квест — это, кстати, всегда минимум интерьера, потому что заходят люди в незнакомую обстановку, им нужно сориентироваться. Поэтому интерьер должен быть соблюден, он должен быть минимальным. Потом мы думаем над разнообразием загадок. Если квест для школьников, то придумываем одни загадки, если для всей семьи — другие. Все квесты у нас уникальные. В Интернете ищем только разные ассоциации. Вообще, крайне много в этом деле строится на ассоциациях. Это очень командный процесс».

Игорь, «ВПаутине»: «При написании сценария к игре главное — поставить себя на место людей, которые хотят испытать приключение на себе, а они хотят вырваться из повседневности, пережить что‑то новое. Тогда, используя личный навык, проведя какие‑то маркетинговые исследования, можно сформулировать свою целевую аудиторию, интересные тематики и уже исходя из этих тематик организовывать квест, потому что есть сюжет, а есть технология. Технологию можно на любой сюжет применить, особенно если есть специалисты в команде, которые сумеют это сделать.

Многие вещи для квеста делаются на заказ. При работе над квестом сначала нужно определиться с тематикой. Могу рассказать на примере «Комнаты Шерлока Холмса». Мы проштудировали большое количество литературы: что‑то мы прочитали досконально, что‑то по диагонали. Посмотрели много экранизаций про этого детектива. В общем, изучили все стороны этой личности. В итоге создали собирательный образ. Наш Шерлок Холмс не Роберт Дауни-мл., мы используем частички каждого образа. В комнате у нас большой уровень детализации. Каждая вещь в кабинете что‑то в себе несет. Все элементы взаимосвязаны. Вы ничего не найдете случайно. Если вы заметили какую‑то вещь, значит, вы идете по одной из ниточек сюжета».

Поделиться

18.04.2024 | 15:14
В Челябинске презентовали эксклюзивную цирковую программу с тиграми и медведями

Для столицы Южного Урала собрали номера из нескольких представлений.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

16.11.2016 | 14:21
Разведчики, эмигранты, маргиналы и другие герои фестиваля «Арт-сессия» в Челябинске

В Челябинске завершился фестиваль «Арт-сессия» — главное театральное событие осени, проходящее на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ). О поразивших «ЮП» спектаклях и кинематографичности современной драматургии читайте в этом обзоре.

09.03.2016 | 10:56
Черепа и осы. На театральном фестивале в Челябинске показали современную драматургию

На базе НХТ в четвертый раз прошел Международный фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА». Самыми громкими постановками, пожалуй, стали «Череп из Коннемары» по Мартину Макдонаху и «Летние осы кусают нас даже в ноябре» по Ивану Вырыпаеву. Подробности — в материале «ЮП».

Новости   
Спецпроекты