Валерий Сундарев: «И без диплома можно стать хорошим музыкантом»
Насколько Челябинск продвинут и развит по части джазовой музыки, мы спросили у челябинского гитариста Валерия Сундарева, инициатора фестиваля «Гитарные форумы», который пройдет в Челябинской области с 6 по 9 декабря. На вопросы, почему джаз сегодня не так востребован, как хотелось бы, почему молодые музыканты не остаются в Челябинске, почему самоучки лучше, чем студенты музыкальных вузов, а также на другие наши «почему» Валерий Сундарев ответил накануне фестиваля.
- Звезды из джаза. Лучшее из мировой коллекции гитарной музыки прозвучит в Челябинской области
- Евгений Левитан: «Музыкального конкурса такого уровня, как конкурс пианистов имени Нейгауза, на Урале еще не было»
- Исцеляющие концерты. В челябинской филармонии зрителям предложат безвредный «антидепрессант»
— А вы думаете, что джаз легче слушать? Отнюдь нет. Это такая же душевная работа. Недавно в Челябинской филармонии выступал джазовый квартет The Staple, в составе которого играют признанные мастера импровизации из России и США. Зал был полон. Но я наблюдал за зрителями и видел, что далеко не всем легко было высидеть до конца.
— В чем причина?
— Джаз — относительно молодое музыкальное направление, зародившееся лет сто назад. За это время он прошел путь от, грубо говоря, народного творчества до профессионального уровня, путь, который другие направления в музыке проходили столетиями. Джаз очень быстро развивается, не стоит на месте, с каждым разом становясь все сложнее для восприятия и анализа. И, как мне кажется, публика просто не всегда успевает за новыми тенденциями в джазовой музыке. Без определенной самоподготовки современный джаз, как и современную академическую музыку, слушать очень сложно.
— Вы только что сказали про «полный зал». Значит, джаз все-таки востребован в Челябинске?
— Как сказать… Да, челябинцы приходят на джазовые концерты, фестивали, но это все равно достаточно узкий круг ценителей.
— А в Челябинске есть своя джазовая школа, свои пропагандисты джаза?
— У нас прекрасная классическая школа гитары. Ярчайший ее представитель — Виктор Козлов, основатель южноуральской гитарной школы, композитор, педагог, а также его ученики. У нас джазовые традиции складываются примерно с 60-х годов. Высокую планку задал Александр Панафидин, который, к сожалению, слишком рано ушел… Сегодня есть эстрадное отделение ЧГАКИ. Но там не учат джазовой музыке. В свое время и я там преподавал, а, к примеру, челябинский гитарист Константин Корчагин преподавал в Магнитогорской академии. Но это не приносит нормального заработка. Да и студенты в большинстве своем не горят этим. Поэтому мне гораздо ближе любители, с которыми можно сделать что‑то действительно интересное, но в неформальной обстановке, а не в вузовской. Необязательно быть студентом музыкального вуза, чтобы профессионально заниматься джазом. Если без этого жить не можешь, готов упражняться каждый день, то и без диплома станешь хорошим музыкантом.
— И все-таки есть у нас сегодня молодые ребята, которые как‑то продвигают джаз?
— Конечно. Вот некоторые из них: Антон Бугаев — великолепный музыкант, аккордеонист, пианист, организатор разнообразных проектов, Макс Хакимов — барабанщик и тоже организатор. Они как‑то пытаются оживить джазовую культуру в Челябинске, проводят ежемесячные джемы в клубе «Культура», устраивают бесплатные и благотворительные концерты. Также это трубач Иван Пона, саксофонист Дмитрий Перминов, гитарист Данил Петрожак, бас-гитарист Павел Дружков, барабанщик Константин Шершиков.
— Часто ребята уезжают из Челябинска?
— Конечно, уезжают. Стоит молодым музыкантам почувствовать вкус к концертам, восхищение публики, и они тут же едут в столицы, а оттуда — в Европу. Есть такие, которые живут на 2-3 города, выступая то здесь, то там. Но это нормальная практика для музыкального мира. Другое дело, что многие потом возвращаются, наевшись «цивилизации». Это они здесь, в провинции, звезды, а там — ниже среднего. К тому же если, как уже было сказано, джаз занимает 1 % в общей музыкальной среде, то и зрителей — 1%.
— Может, дело в городе? Все-таки Челябинск, мягко говоря, — не культурная столица и уж тем более не джазовая.
— Да дело не в городе. Если рассматривать культурную жизнь Челябинска с эмоциональной, творческой стороны, то она, на мой взгляд, у нас неплохая. А если с финансовой, то тут одни проблемы. Почему Екатеринбург в этом плане более развит? Потому что там денег больше. Еще больше их в столицах. Но при этом там такие же проблемы, как и у нас. У меня есть знакомые музыканты в Питере, которые уезжают на заработки в Москву, к примеру. Там то же самое, просто музыкантов и заведений там больше. У нас в стране культура (в финансовом плане) везде существует по остаточному принципу, а тех, кто готов и может ее поддерживать, мало. При этом сегодня модно стало вкладывать деньги в какие‑то непонятные для меня образцы современного искусства: перформансы, инсталляции, которые не несут ни эстетической, ни этической нагрузки. Игрушки какие‑то.
Поделиться