Валерий Сундарев: «И без диплома можно стать хорошим музыкантом»

1 Декабря 2015 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Валерий Сундарев: «И без диплома можно стать хорошим музыкантом»

Насколько Челябинск продвинут и развит по части джазовой музыки, мы спросили у челябинского гитариста Валерия Сундарева, инициатора фестиваля «Гитарные форумы», который пройдет в Челябинской области с 6 по 9 декабря. На вопросы, почему джаз сегодня не так востребован, как хотелось бы, почему молодые музыканты не остаются в Челябинске, почему самоучки лучше, чем студенты музыкальных вузов, а также на другие наши «почему» Валерий Сундарев ответил накануне фестиваля.

— Валерий Петрович, вы как‑то уже говорили, что сегодня реализация джаза на фоне других музыкальных направлений составляет всего 1 % в мире. Чем объясняется эта тенденция? Джаз менее популярен, чем, к примеру, столь сложная для восприятия классическая музыка?

Валерий-Сундарев_марочка.jpg— А вы думаете, что джаз легче слушать? Отнюдь нет. Это такая же душевная работа. Недавно в Челябинской филармонии выступал джазовый квартет The Staple, в составе которого играют признанные мастера импровизации из России и США. Зал был полон. Но я наблюдал за зрителями и видел, что далеко не всем легко было высидеть до конца.

— В чем причина?

— Джаз — относительно молодое музыкальное направление, зародившееся лет сто назад. За это время он прошел путь от, грубо говоря, народного творчества до профессионального уровня, путь, который другие направления в музыке проходили столетиями. Джаз очень быстро развивается, не стоит на месте, с каждым разом становясь все сложнее для восприятия и анализа. И, как мне кажется, публика просто не всегда успевает за новыми тенденциями в джазовой музыке. Без определенной самоподготовки современный джаз, как и современную академическую музыку, слушать очень сложно.

— Вы только что сказали про «полный зал». Значит, джаз все-таки востребован в Челябинске?

— Как сказать… Да, челябинцы приходят на джазовые концерты, фестивали, но это все равно достаточно узкий круг ценителей.

— А в Челябинске есть своя джазовая школа, свои пропагандисты джаза?

— У нас прекрасная классическая школа гитары. Ярчайший ее представитель — Виктор Козлов, основатель южноуральской гитарной школы, композитор, педагог, а также его ученики. У нас джазовые традиции складываются примерно с 60-х годов. Высокую планку задал Александр Панафидин, который, к сожалению, слишком рано ушел… Сегодня есть эстрадное отделение ЧГАКИ. Но там не учат джазовой музыке. В свое время и я там преподавал, а, к примеру, челябинский гитарист Константин Корчагин преподавал в Магнитогорской академии. Но это не приносит нормального заработка. Да и студенты в большинстве своем не горят этим. Поэтому мне гораздо ближе любители, с которыми можно сделать что‑то действительно интересное, но в неформальной обстановке, а не в вузовской. Необязательно быть студентом музыкального вуза, чтобы профессионально заниматься джазом. Если без этого жить не можешь, готов упражняться каждый день, то и без диплома станешь хорошим музыкантом.

— И все-таки есть у нас сегодня молодые ребята, которые как‑то продвигают джаз?

— Конечно. Вот некоторые из них: Антон Бугаев — великолепный музыкант, аккордеонист, пианист, организатор разнообразных проектов, Макс Хакимов — барабанщик и тоже организатор. Они как‑то пытаются оживить джазовую культуру в Челябинске, проводят ежемесячные джемы в клубе «Культура», устраивают бесплатные и благотворительные концерты. Также это трубач Иван Пона, саксофонист Дмитрий Перминов, гитарист Данил Петрожак, бас-гитарист Павел Дружков, барабанщик Константин Шершиков.

— Часто ребята уезжают из Челябинска?

— Конечно, уезжают. Стоит молодым музыкантам почувствовать вкус к концертам, восхищение публики, и они тут же едут в столицы, а оттуда — в Европу. Есть такие, которые живут на 2-3 города, выступая то здесь, то там. Но это нормальная практика для музыкального мира. Другое дело, что многие потом возвращаются, наевшись «цивилизации». Это они здесь, в провинции, звезды, а там — ниже среднего. К тому же если, как уже было сказано, джаз занимает 1 % в общей музыкальной среде, то и зрителей — 1%.

— Может, дело в городе? Все-таки Челябинск, мягко говоря, — не культурная столица и уж тем более не джазовая.

— Да дело не в городе. Если рассматривать культурную жизнь Челябинска с эмоциональной, творческой стороны, то она, на мой взгляд, у нас неплохая. А если с финансовой, то тут одни проблемы. Почему Екатеринбург в этом плане более развит? Потому что там денег больше. Еще больше их в столицах. Но при этом там такие же проблемы, как и у нас. У меня есть знакомые музыканты в Питере, которые уезжают на заработки в Москву, к примеру. Там   то же самое, просто музыкантов и заведений там больше. У нас в стране культура (в финансовом плане) везде существует по остаточному принципу, а тех, кто готов и может ее поддерживать, мало. При этом сегодня модно стало вкладывать деньги в какие‑то непонятные для меня образцы современного искусства: перформансы, инсталляции, которые не несут ни эстетической, ни этической нагрузки. Игрушки какие‑то.
14.01.2022 | 10:51
Парк истории. Какие современные технологии помогают лучше узнать Россию

Мультимедийный исторический парк «Россия — моя история» создан в Челябинске три года назад. Он стремительно вошел в жизнь региона, не потеснив при этом традиционные исторические музеи.

13.01.2022 | 10:37
Владимир Хомяков: «И это приносит людям что-то настоящее»

Одним из самых значимых событий музыкальной жизни Южного Урала минувшего года по праву считается присвоение звания «Органист года» хранителю челябинского органа.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты