Планета под номером 3517. В Челябинске отмечают 100-летний юбилей поэтессы Людмилы Татьяничевой
19 декабря в Челябинске отмечают 100-летний юбилей своей землячки российской поэтессы Людмилы Константиновны Татьяничевой.
- Елена Щетинкина: «Меня вдохновила легенда о том, что начало всем цивилизациям дала Русь Гиперборейская»
- Виктория Пешкова, критик «Литературной газеты»: «Может случиться так, что страна станет единым театральным пространством»
- Виталий Кальпиди: «Я в детстве был просто поражен, как муха стала зайцем»
По аналогии с героиней Агаты Кристи известного челябинского библиотекаря Надежду Анатольевну Капитонову иногда полушутя называют Мисс Марпл литературного краеведения Челябинской области. По существу, она создала свою уникальную серию, подобную «Жизни замечательных людей». Каждый год она восстанавливала незаслуженно забытые имена, открывала малоизвестные страницы биографий наших земляков-литераторов. И уж она-то знает о нашей землячке больше других. Но даже и она признается, что Людмила Татьяничева, которую Надежда Анатольевна знала лично, во многом остается для нее загадкой.
— Среди многих эпизодов, связанных с Людмилой Татьяничевой, вспоминается один — из далекого 1969 года, — рассказывает Надежда Анатольевна. — Я тогда была директором «Маяковки», и мы только что восстановили «Неделю детской книги». Создали свое общество книголюбов, над нами шефствовал обком комсомола. И нам, конечно же, очень хотелось познакомить земляков с московскими писателями. К нам уже приезжали такие литературные корифеи, как Лидия Либединская, Анатолий Маркуша. Вот и на этот раз нас заверили, что к нам обязательно кто-нибудь приедет. За неделю до праздника нас, руководителей библиотек, собрали на совещание в Москве, где вдруг совершенно неожиданно выясняется, что к нам никто и не собирается приезжать… Вот так номер! Я была просто в страшном отчаянии — бегала, упрашивала кого только могла! В президиуме сидел Сергей Михалков. И тут вдруг из-за кулис выходит Татьяничева (она была секретарем Союза писателей). Мы с ней к тому времени уже не раз встречались, и она, конечно же, меня знала в лицо. Я тут же бегом к ней, прямо на сцену: «Выручайте!» Она прямо на сцене дает мне свой домашний телефон. Уже вечером мы с ней созвонились, и она мне сообщает: «Вопрос решен. К вам едет Кончаловская!»
Радости моей не было предела! Наталья Кончаловская, внучка самого Сурикова, сама большая поэтесса, была для меня как небожитель. По возрасту она мне годилась в матери, мы с детства знали чуть ли не наизусть ее стихи. А поэму «Наша древняя столица» цитировали все школьники Советского Союза.
Так, с подачи Татьяничевой легендарная детская писательница и поэтесса стала нашей гостьей. После приезда на Южный Урал она написала книгу «Магнитное притяжение».
Молчание 1937 года
И все же, несмотря на то что жизненный и творческий путь поэтессы, казалось бы, тщательно исследован, в ее биографии есть лакуны.
И вообще, по словам Надежды Капитоновой, жизнь Людмилы Константиновны была гораздо сложнее и богаче, чем об этом пишут ее биографы.
Когда-то Татьяничева написала очерк «Коротко о себе». И вот это «коротко» и кочует с тех пор из книги в книгу, из статьи в статью. Между тем мы многого еще не знаем о жизни и детстве поэтессы. Ей было всего три года, когда погиб ее отец. Через семь лет опять большое горе: заболела и после тяжелой операции умерла ее мама.
Странно, но почему-то почти ни в одном материале нет информации о том, что в детстве она училась вместе с сыном Павла Петровича Бажова Алешей. Бывала у них дома. Однажды Люда Татьяничева решилась прочитать Павлу Петровичу свои стихи. Он улыбнулся и сказал: «Есть в тебе, Людочка, живой огонек, а стишки твои похвалить не могу. Только ты не горюй и не гаси в себе первые искорки». И дал Людмиле советы, которые запомнились ей на всю жизнь и очень пригодились.
Надежда Капитонова так и не могла разыскать ни в дневниках поэтессы, ни в ее воспоминаниях упоминаний о наших легендарных уральских писателях и поэтах, с которыми ей довелось пережить роковой 1937 год. Известно, например, что в 1934 году Людмила Татьяничева приехала на строительство Магнитогорска. В Магнитогорске к ней пришла и любовь. Николай Смелянский, тоже газетчик, литератор, стал ее мужем. Удивительно то, что они даже родились в один день (19 декабря)! Правда, он был на 10 лет ее старше. Но это была любовь на всю жизнь.
Но до этого в Магнитогорске, в знаменитом 112-м «писательском» бараке, ее приютила семья поэта Михаила Люгарина. Лишь несколько строк напишет она потом об этом знаковом периоде:
«Там чуть не каждый мой сосед
Был журналист или поэт…
В рассветный час, в полночный час
В бараке том огонь не гас…»
Ни слова не сказано о том, что в 1937 году Михаил Люгарин был репрессирован и сослан в один из лагерей на Урале. Не сказано и о том, что в 1947 году поэт был осужден вторично, отправлен в лагерь под Норильском. И лишь в 1956 году реабилитирован. В тени остался и еще один товарищ Татьяничевой по литературному цеху, замечательный магнитогорский поэт Василий Макаров, арестованный в 1937 году и вскоре расстрелянный…
Издержки заорганизованности
В эти дни практически все форпосты уральской культуры взялись отметить знаковое событие.
Юбилейные выставки в честь 100-летия Людмилы Татьяничевой открываются в челябинской публичке, в Челябинском педуниверситете, где накануне вышла в свет книга «Песня об Урале. Очерк творчества Л. Татьяничевой», написанная доктором филологических наук, профессором ЧГПУ Татьяной Марковой.
Большая выставка открывается 17 декабря и в Челябинском областном краеведческом музее. Здесь в экспозиции представлены мебель, предметы из личного архива поэтессы: рукописные наброски, записные книжки, украшения, костюмы, фотографии, очки, бусы, шкатулка и, конечно же, книги Татьяничевой, вышедшие еще при ее жизни.
Экспозиция условно разделена на несколько частей, каждая из которых соответствует определенной теме творчества поэтессы. Представлен на выставке и уголок, повторяющий рабочее место Людмилы Татьяничевой, где рождались самые трепетные и душевные стихи — о любви, об Урале, о Родине.
В зале для гостей будут звучать записи стихов в исполнении как самого автора, так и известных актеров. Поклонники творчества Татьяничевой смогут увидеть документальный фильм, рассказывающий о жизни поэтессы.
Выставка, кстати, будет работать в музее до 31 января 2016 года.
Между тем еще в октябре в Челябинске, в здании геологического музея, открылась замечательная выставка, героями которой стали Людмила Татьяничева и еще четыре уральских поэта.
Одним из кураторов выставки выступил Центр историко-культурного наследия. Да вот незадача: рекламы почти не было, и к тому же чисто по российской рассеянности на растяжке забыли написать слово «выставка». И вышло вовсе непонятно: о чем вообще идет речь?
Тем не менее эффект притяжения «нужных» людей все-таки срабатывает. А потому пусть для немногих пришедших, но все же происходили литературные и исторические открытия. Удалось воссоздать антураж 30-х годов: можно, например, посидеть в палатке первостроителей Магнитки, где особенно явственно ощущается аромат времени. И даже услышать звуки великой свиридовской сюиты «Время, вперед!».
А если постучать по клавишам пишущей машинки «Ундервуд»? Вдруг да и откликнется эхом знакомая поэтическая строчка? Например, такая:
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал…
Между Марсом и Юпитером
И вот еще что интересно. Имена больших людей продолжаются в пароходах, улицах и даже в планетах!
В честь нашей землячки названа малая планета (номер 3517), расположенная между Марсом и Юпитером. Символично или закономерно, но судьба распорядилась так, что на Кунцевском кладбище, где похоронена Людмила Константиновна, недалеко от ее могилы похоронен директор Крымской обсерватории, который очень любил поэзию Татьяничевой и дал ее имя планете.
Поделиться