Нечеловеческий уровень. 85-летний американский танцор воплотил на челябинской сцене душу японского поэта

16 Декабря 2015 Автор: Екатерина Сырцева
Нечеловеческий уровень. 85-летний американский танцор воплотил на челябинской сцене душу японского поэта

Он всю жизнь создавал поэзию движения. На вопрос, сложно ли ему выражать свои идеи в пантомиме и танце, он отвечает лаконично: «Не сложнее, чем дышать». Выступление на сцене для него не просто представление, но акт духовного преображения и попытка преодолеть непонимание между людьми. «Художник достигает успеха там, где не преуспеют политики», — считает выдающийся артист пантомимы, танцор, хореограф, писатель Адам Дариус.

Простота — высшее искусство

За свои 85 лет американский танцор объехал с гастролями 88 стран, побывав в самых разных уголках мира. В России Адам Дариус не в первый раз. В 1971 году он приезжал в СССР с гастролями, кульминацией которых стало выступление в Ленинграде: после него артиста вызывали на бис 27 раз.

В декабре 2015 года Адам Дариус посетил Челябинск вместе с одним из своих многочисленных учеников Казимиром Колесником. Зрители Челябинской филармонии увидели три сценографических решения, исполненных в разработанном Адамом Дариусом жанре экспрессивной пантомимы.

Первую часть, «Песнь скорпиона», повествующую о саморазрушении человека, исполнил Казимир Колесник. Затем на сцену вышел Адам Дариус в образе Пьеро в изгнании. В последней зарисовке оба танцора перевоплотились в японского поэта XVII века Мацуо Басе, изобразив его земную ипостась и душу. Его историю артисты рассказали языком тела и мимики, обращаясь к хокку, воспоминаниям самого поэта-странника и звучанию тибетской чаши, наполненной водой. Ключевой идеей стало одно из высказываний Басе: «Скромность, кротость и простота — вот что действительно красиво. Чистота — самое прекрасное в мире». 

Танцор-Адам-Дариус_внутрь-текста.jpgСтранное, но завораживающее представление сложно воспринимать рационально. Ум требует объяснений и теряется, не понимая английскую речь. Совсем другая работа происходит на эмоциональном уровне, оставляя долгое послевкусие и неожиданный отложенный эффект — озарение, которое придет после представления и после личной беседы с выдающимся мастером пантомимы. В интервью Адам Дариус и Казимир Колесник рассказали о том, в чем они видят свое творческое предназначение.

— Адам, Что дала вам русская балетная школа?

Адам Дариус: Я учился у величайших мастеров своего дела. Они дали мне базу, заложили технику. И сегодня в 85 лет я все еще в отличной форме и могу танцевать. Одним из моих учителей в Мариинском театре был Анатолий Обухов, партнер выдающейся артистки балета Анны Павловой. На его занятиях было непросто. Уже через пять минут после начала репетиции пот сходил с нас в три ручья, а он продолжал нещадно по-армейски выкрикивать команды: «Раз, два, три!» Еще один мой учитель в России — это Ольга Преображенская. Были и другие.

— Вы также работали с выдающимся шведским режиссером театра и кино Ингмаром Бергманом. Он тоже стал вашим учителем?

Адам Дариус: Работая над своим спектаклем по пьесе Августа Стриндберга, он поставил меня одним из ведущих танцоров. Это был уникальный опыт — работать с этим волшебником театра! При этом он был невыносимым человеком — жестоким и местами садистским. Но это феноменальный художник нечеловеческого уровня. Я бы сравнил его, скорее, со вспышкой света.

— Расскажите о вашем творческом взаимодействии с Казимиром Колесником, который сегодня вместе с вами выйдет на сцену?

Адам Дариус: Он стал моим учеником, наверное, еще до того, как родились ваши родители, так это, кажется, было давно. (Смеется.) Он пришел ко мне в очень юном возрасте. У меня много учеников по всему миру. Среди них — британская певица и композитор Кейт Буш, актеры Уоррен Митчелл и Кларк Петерс, голливудские кинозвезды Кейт Бекинсейл и Дженнифер Билз и многие другие. Но именно с Казимиром у нас сложилось общее видение и понимание того, что должно происходить на сцене. Это видение преломляется в разных формах, но общая философия танца одинакова. Я бесконечно ценю и уважаю Казимира, его энергию, творческую мощь. Он буквально гипнотизирует зрителей по всему миру. При этом он глубже раскрывает и мою работу в этом совместном процессе. Таким образом, мы дополняем друг друга.

— Что вдохновляет вас?

Казимир Колесник: Это сложный вопрос. Очень много вещей в этом мире вдохновляют меня. Но главное — это страсть. Страсть во всем, что ты делаешь. Страсть к другим людям. Мне сложно общаться с тем, в ком нет драйва, кто не горит своим делом. Мне кажется, если бы все осознанно и с душой подходили к тому, что они делают, стремились бы сделать это хорошо, они бы вдохновляли друг друга.

Адам Дариус: Мне нужно 3-4 часа, чтобы ответить на этот вопрос. Меня манит внутренний, душевный мир — и людей, и животных. Мне все это любопытно. И когда на пресс-конференции в Новосибирске меня спросили, в чем секрет моей непреходящей молодости, я ответил, что дело именно в моей любознательности, в моей страсти к жизни, любви к людям. Я никогда не злюсь. Я вовлечен в жизнь. Я не выпадаю из нее.

— Какую творческую цель вы преследуете, выходя на сцену? Это прежде всего самовыражение или попытка донести до людей какую-то идею?

Казимир Колесник: Когда я был моложе, я прежде всего хотел показать свое творчество, выступать перед публикой на сцене. Сейчас все иначе. Я считаю, что главное в нашей работе — создавать мост между сценой и зрительным залом, объединять разные культуры и нации. Только через творчество мы можем без слов понимать друг друга.

Адам Дариус: В дополнение к этому я хотел бы сказать, что художник достигает успеха там, где политикам не удается достичь своей цели. Художники преодолевают любые различия между людьми. Политики же действуют методами войны, разжигая один конфликт за другим. Что касается меня, то я хочу открыть мою душу и поделиться этим со зрителями. Я не пытаюсь развлекать их или веселить. Для меня это процесс очищения духа. Я пытаюсь раскрыть самого себя и транслировать это откровение всему миру.

— Это особенно важно сегодня, в период обострившихся международных конфликтов…

Казимир Колесник: …Это было важным всегда, с самого начала времен. Всегда было непонимание между человеческими существами. История повторяется. И сегодня мы с Адамом и другими артистами пытаемся найти какие-то общие идеи, способные объединить, сплотить людей. Я убежден, что искусство нужно именно для этого.

14.01.2022 | 10:51
Парк истории. Какие современные технологии помогают лучше узнать Россию

Мультимедийный исторический парк «Россия — моя история» создан в Челябинске три года назад. Он стремительно вошел в жизнь региона, не потеснив при этом традиционные исторические музеи.

13.01.2022 | 10:37
Владимир Хомяков: «И это приносит людям что-то настоящее»

Одним из самых значимых событий музыкальной жизни Южного Урала минувшего года по праву считается присвоение звания «Органист года» хранителю челябинского органа.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты