От сознания к подсознанию. Самый женский театр Челябинска отметил еще одну веху своей истории
— Я считаю, что все, что должно случиться, случится. Нужно просто уметь понимать то, что приходит, и принимать это.
- Молодежный театр предлагает новый формат спектаклей для любой возрастной категории
- Уральский Маркес. Артисты челябинского Нового Художественного театра оживили сказы Бажова на сцене
- Живучие песни. Театр кукол напомнил о спектакле двадцатилетней давности
— Я никогда специально не увлекалась ничем мистическим или эзотерическим. Считаю, что просто опасно лезть в эти сферы. Но той информации, которая приходит во снах в виде предупреждений, предчувствий, я доверяю, — призналась Елена Калужских.
Интуиция и готовность бесстрашно окунуться в дебри бессознательного — в этом художественному руководителю мастерской новой пьесы «БАБЫ», пожалуй, нет равных в челябинской театральной среде. И речь не о мистике, а о тотальном погружении в самого себя с целью увидеть, понять и поделиться.
Первая работа «БАБ» (хотя тогда этого названия еще не было) была принята в штыки, если не сказать больше, отвергнута. «Не по Станиславскому», — хмурились коллеги. На что руководитель, учитель и наставник Елены Калужских, в то время руководитель кафедры театрального искусства, а сегодня — почетный профессор Челябинского государственного института культуры Вячеслав Анатольевич Петров, сказал своей ученице: «Никогда никого не слушай. Делай то, о чем тебе говорит интуиция». 16 лет назад она так и сделала. И продолжает быть верной себе до сих пор.
Театр не для всех
Сегодня мастерская новой пьесы «БАБЫ» известна не только в России, но и за рубежом. Попасть на их спектакли непросто. Театр этот не репертуарный, государством не финансируется и вообще существует, как это принято говорить, на голом энтузиазме. Поэтому и выступления случаются нечасто — 2-3 раза в месяц. Но всегда при полном зале. Просто для «БАБ» есть нечто больше, чем материальное вознаграждение. И это «нечто» притягивает одних зрителей и отталкивает других, у одних вызывает слезы, у других — неприятие. Но в этом и суть психологического театра — театра не для всех.
Как и в любом театральном коллективе, у «БАБ» тоже возникают и конфликты, и противоречия. Все-таки коллектив творческий, а главное — женский. Другое дело, что каждая актриса знает, зачем она здесь, каждая любит свое дело и готова служить ему до конца. Поэтому любой конфликт — это не ссора и не склока. Это творческий процесс.
Еще одна особенность — документальная направленность мастерской Елены Калужских. Формат вербатим, когда сюжет пьесы основывается не на вымышленных событиях, а на реальных историях реальных людей, использовался в разных спектаклях театра. На Южном Урале к такой форме обращаются далеко не все. Да практически никто. Поэтому в прессе мастерскую «БАБЫ» уже окрестили адептом документального театра на Урале. Что вполне справедливо.
Обращаются «БАБЫ» и к новой драме, причем мировой. В репертуаре — пьесы современных драматургов: англичанок Ребекки Причард и Кэрил Черчил, финна Мика Мюллюахо. И везде действие происходит где‑то на грани между сознательным и подсознательным, между нервным срывом и обретением душевной гармонии. А что же зритель? А зрителю тоже приходится поработать. И работа эта может оказаться для него труднее, чем консультация у психотерапевта. Труднее, но, возможно, и эффективнее.
— Мы напрямую работаем с авторами пьес, — рассказывает Елена Калужских о своем подходе к работе. — Все авторы знают, что мы берем их пьесы, и дают свое добро на постановку. К примеру, Александр Молчанов написал пьесу «Жертва» специально для нас. Больше ее не ставил никто и никогда. Он потом много раз переписывал и переделывал исходный вариант, который подвергался самой жесткой критике. Но мы взяли для постановки именно его. Потому что я видела, что именно там заключена душа автора.
Своеобразному эксперименту подверглась и «Блаженная Ксения» Вадима Леванова, драматурга из Тольятти, ушедшего из жизни в 2009 году (в оригинале его пьеса называется «Святая Блаженная Ксения Петербургская в житии»).
— Переговоры мы вели с племянником Вадима Леванова уже после смерти драматурга, — рассказывает Елена Калужских. — При его жизни мы были очень близки с Вадимом. Как могли, мы поддерживали его, когда он боролся с раком. Поэтому для меня это была особенная работа. А для него самого это была, возможно, исповедь (при больнице, в которой он проходил лечение, был храм Ксении Петербургской). В этой пьесе — 30 персонажей. У нас в постановке задействованы всего два актера. Алла Точилкина играет сразу 9 ролей. Наталья Соколова исполняет главную роль.
По словам Елены Калужских, это спектакль о том, как научиться принимать людей, как полюбить всех такими, какие они есть.
— Главная героиня в итоге стала святой. Нам до этого далеко. Но мы можем хотя бы попытаться к этому приблизиться. Только ради этого все и существует. Все остальное — это не искусство.
Беседа за кулисами
— То, что мастерская новой пьесы «БАБЫ» однажды появилась на свет, — это тоже то, что должно было случиться?
— С одной стороны, это произошло в результате стечения обстоятельств. Мы поехали в Москву на фестиваль. Организаторы обозначили наш коллектив в афише как мастерская новой пьесы. Потом появилось название «БАБЫ» — как противовес облику нашей труппы, ведь тогда это были двадцатилетние девочки… Но в каком‑то смысле да, это должно было случиться.
— Вы жесткий руководитель?
— Раньше я сказала бы, что да. Но с возрастом и опытом что‑то меняется. Другое дело, что я неизменно следую своему слову и поступаю так, как считаю нужным. Я знаю, что приведет к успеху. И девочки это знают. Мне тотально доверяют. К тому же я умею слушать и слышать людей.
— Что для вас значит любовь?
— Это когда ты готов отдавать и ничего не ждешь взамен, когда тебе хочется сделать так, чтобы другому человеку было хорошо — и в личных, и в профессиональных отношениях. Если говорить в глобальном смысле… это принятие.
— Челябинский зритель вас принимает?
— То, что мы делаем, не может нравиться всем. Бывает, что сразу происходит попадание, и зрители потом подходят к нам со словами благодарности. Кто‑то плачет. А кто‑то называет все это бредом, отвергает увиденное, не принимает, закрывается. И это нормально.
— Как бы вы сегодня сформулировали миссию мастерской новой пьесы «БАБЫ»?
— Мы все здесь для того, чтобы сделать мир лучше. И это касается не только театра, но и каждого человека в целом. Когда мы меняем себя в лучшую сторону, мы уже делаем мир лучше. Так же и в театре. Говорить зрителю, что все плохо… Он и так об этом знает, видит это, возможно, каждый день. А вот учиться понимать то, что происходит, и принимать — это гораздо ценнее и сильнее.
Поделиться