В челябинской студии-театре «Манекен» показали самый честный спектакль о жизни

14 Ноября 2016 Автор: Екатерина Сырцева Фото: с официального сайта студии-театра «Манекен»
В челябинской студии-театре «Манекен» показали самый честный спектакль о жизни

На вербатим «Хорошо», который относительно недавно вошел в репертуар студии-театра «Манекен», я в тот вечер попала как будто случайно. Не особо надеялась, что смогу купить билеты за час до спектакля, но мне повезло: в зале еще были свободные места.

Дмитрий Латухин, директор галереи современного искусства «OkNo», которая находится по соседству с манекеновцами, предположил, что все дело в заявленном жанре. Челябинск — это все же не Москва, где документальный театр весьма популярен. Поэтому приставка «вербатим» может и не привлечь зрителей, а, напротив, сыграть неблагодарную роль.

О приеме

В переводе с латинского слово «вербатим» означает «дословно». Когда появилась эта особая драматургическая техника, точно неизвестно. По одной версии, ее придумали в Англии. Сами англичане при этом ссылаются на опыт МХАТа, артисты которого (якобы) ходили на Хитров рынок и разговаривали с его обитателями при подготовке к спектаклю «На дне».

Довольно четко, на мой взгляд, объясняет, что такое вербатим, Михаил Угаров, российский драматург, режиссер театра и кино, сценарист, художественный руководитель «Театра. DOC». Особенность этого приема в том, что в его основе лежит устная речь. И если письменный текст еще позволяет как-то отредактировать себя, то в устной степень контроля ума гораздо меньше. Зато гораздо сильнее передается психическое и эмоциональное состояние человека — через оговорки, смешение стилей, разговорную лексику.

Материал для вербатима собирается методом интервью. Однако цель здесь не просто получить информацию, но прежде всего увидеть внутренний конфликт, почувствовать психическое состояние интервьюируемого, его настроение. Также Михаил Угаров уточняет, что вербатим и документальный театр — разные понятия. Вербатим — это лишь техника, а не направление в искусстве, не эстетика, не жанр. Документальный театр — понятие более широкое, и помимо работы с реальными документами он может включать в себя и вербатим.

О контексте

Изначально спектакль «Хорошо» рождался как творческий эксперимент, постановка в новом формате. Возглавила его Юлия Малышева, актриса студии-театра «Манекен», режиссер (на ее счету такие работы, как музыкально-пластический спектакль Café, «МамаТатаДедаТетка и Я» по мотивам произведения Боры Чосича и спектакли для всей семьи «История одной мыши», «Площадь картонных часов», «Очень голодная гусеница»). По ее словам, у актеров студии, с которыми реализовывался проект, как-то синхронно появилось желание выйти на более открытый и честный разговор со зрителем — не через призму ролей и вымышленных персонажей, а по-настоящему, когда зрителя и актера разделяет только текст, да еще и основанный на реальных фактах, а не придуманный.

Около года актеры сами собирали информацию. Сначала у друзей, потом у незнакомцев. В итоге все интервью так или иначе сводились к разговору о жизни, о разных ее проявлениях. И о чем бы ни вспоминали интервьюируемые — о счастливых моментах или о неприятных событиях, вывод у всех был примерно один: несмотря ни на что, жить — хорошо.

О сути

В течение часа перед зрителями разворачиваются реальные судьбы обычных людей. Поначалу кажется, что их истории никак не связаны друг с другом. Так по большому счету и есть. Это просто монологи о жизни, которая у каждого складывалась по-своему, у кого-то лучше, у кого-то хуже. Но в целом все хорошо. Однако чем дальше, тем сильнее у меня ощущение, что это и про меня тоже. Постепенно истории кажутся все более знакомыми, как будто это уже происходило со мной когда-то, как будто я что-то подобное видела, слышала и, более того,  проживала.

В какой-то момент конкретные истории конкретных людей выходят за рамки частного и обретают свое законное место в пространстве всеобщего, являют свой универсальный характер. И ты понимаешь: да, это и про тебя тоже. Вернее, это для тебя. Каждая история — это послание. Письмо из ниоткуда. Целый каскад писем, отправленных в вечность. Они не связаны какой-то общей темой. Здесь нет связующей идеи, ярко выраженной социальной проблематики или положенного в основу конфликта. Это просто о жизни. О ее мимолетности и безжалостной скоротечности. Вот ты бегаешь во дворе в детстве и представляешь себя птицей; вот ты становишься взрослым, полным сил и желания жить; вот ты сталкиваешься с первыми проблемами и непониманием, как их решить; а вот и первые потери, разочарование, боль, смерть. И вот ты уже безвозвратно постарел, и твоя пенсия так же мала, как и время, оставшееся на жизнь.

Это истории совершенно незнакомых зрителю людей. Но это про нас с вами, про связь каждого с каждым. Хотим мы того или нет, мы связаны со всем миром. Говорят же про существование прошлых жизней. В это можно верить или не верить. Но если допустить, что наша душа действительно путешествует, переходя из тела в тело, то можно понять, почему зачастую никак не связанные с тобой истории вдруг что-то очень сильно в тебе задевают.

О сценических приемах

Как-то я смотрела еще один вербатим — спектакль «Папы», созданный в челябинской студии творческого развития «Это правда» Константина Хабенского. Еще вспоминается гениальный спектакль «Бременские музыканты» в Новом художественном театре. Так вот там каждый актер рассказывал действительно свою историю. Не пересказывал чью-то, а выступал в роли самого себя. Такой прием, конечно, дает в разы более мощный эффект. Здесь же, в спектакле «Хорошо», оставался элемент игры, ретрансляции слов, состояний. Но, даже несмотря на это, за каждым актером, каждым отыгранным монологом чувствовалась реальная жизнь и реальная история.

В этом спектакле много света, хотя основные осветительные приборы практически не задействуются. Фонарики, светильники, ночники, новогодние гирлянды — эти простые световые приспособления, не дающие особенно света, являются символическим отображением души. Слабый, хрупкий свет… Но за каждым из этих огоньков — жизнь.

Об открытиях

Знаю, что не все в зале разделили мои переживания. После обсуждения с друзьями и коллегами обнаружила, что не всех так затронули истории, рассказанные в спектакле. Что ж, воля каждого — как воспринимать предложенную миром информацию. Можно закрыться. Потому что так проще — так не больно. Ведь стоит только приоткрыть свое сердце, и тысячи людских судеб пройдут через него — с их болью, радостью, надеждой.

Открываться ли через свою историю — тоже выбор сугубо личный. Эти люди открылись, нашли в себе силы поделиться частью своей души. Актеры студии-театра «Манекен» пропустили это через себя и передали со сцены дальше. И сделали это красиво, честно и жизненно. И хоть ты понимаешь, что это игра, и актеры — посредники между автором каждой конкретной истории и зрителем, это не умаляет значимости простых, на первый взгляд, историй.

Есть у этого спектакля какое-то целебное свойство. Ты словно излечиваешься после просмотра, что-то переосмысливаешь, что-то начинаешь понимать иначе. Просыпаешься от обыденности и рутины. Вспоминаешь, что же действительно важно. И выходишь из театра внутренне преобразившись. Ведь в этом и заключается главная цель театра, документального или традиционного, — заставить зрителя задуматься, испытать очищение через переживание, спросить себя, кто я, зачем я здесь, в этом мире, и что я могу рассказать. И это хорошо…

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты