Владимир Филонов, худрук студии-театра «Манекен»: «Клоун — это метафора театра»

12 Октября 2015 Автор: Евгений Ткачев Фото: Владлена Шваб
Владимир Филонов, худрук студии-театра «Манекен»: «Клоун — это метафора театра»

«ЮП» поговорила с художественным руководителем студии-театра «Манекен» ЮУрГУ Владимиром Филоновым о спектакле, который он поставил в Тюмени, а также о творческих планах студии, которой в этом году исполняется без малого 20 лет.

— Вы из Тюмени недавно вернулись, что‑то там ставили на сцене?

Филонов-Владимир_DSC1013.jpg— Да, там сейчас заканчивается работа над спектаклем «Клоунфо» по пьесе Олега Антонова «Смертельный номер» на базе молодежного театра «Мимикрия». «Мимикрия» — наши давние друзья. Они в Челябинске на UniFesT’е показывали «Тень» по Евгению Шварцу и «М/Ж. Игра без правил». Мы тоже к ним неоднократно ездили на фестивали «Сны улиц» и «Театральная революция». И вот они пригласили поставить им спектакль. Его премьера состоится в конце октября. Сейчас доделываются декорации, костюмы. Я думаю, мы его покажем в Челябинске. В этом сезоне «Манекену» исполняется 20 лет. Мы хотим в юбилейную афишу включить свои лучшие спектакли и спектакли наших друзей. Планируем пригласить ту же «Мимикрию», «Галерку» из Екатеринбурга и др.

— А про сам спектакль можете что‑нибудь рассказать?

— «Смертельный номер» — пьеса, которая в конце 80-х — начале 90-х сильно прогремела в Москве. Ее, например, в 1994 году ставил Владимир Машков с Андреем Паниным. Получился очень заметный спектакль. В центре этой пьесы история клоуна, которая начинается с того, что он ночью разбивается на арене и как бы раскалывается на четырех клоунов: черного, рыжего, белого и толстого. Как выясняется, они настолько терпеть друг друга не могут, что решают разойтись. Однако клоунская природа такова, что они все равно возвращаются в цирк, потому что не могут без выступлений. На кастинге номеров они не могут решить, чей номер лучше. Между ними идет спор, но все заканчивается тем, что они понимают, что лучший номер это тот, в котором они выступают вчетвером. Таким образом, клоун возрождается. Да, он разбился, но смерть бы его наступила, если бы они разошлись, а так как они не разошлись, шоу продолжается.

В общем, получается история про то, на чем держится театр. С одной стороны, есть актерские личности, каждая из которых может начать свою самостоятельную жизнь, и вроде она получит определенную степень свободы, с другой — вместе они могут сделать гораздо больше. Вместе они представляют совершенно иную силу, ту, что называется театром. Мы пошли по пути того, что клоун — это метафора театра. В театре бывают сложные времена, когда он может распасться, когда каждому его участнику вроде бы выгоднее пойти самостоятельно зарабатывать деньги, но их предназначение в том, чтобы быть вместе, чтобы театр жил.

— Вообще, насколько я понимаю, «Мимикрии» близка «клоунская тема». Вспомнил, что они также «Глазами клоуна» по Генриху Беллю в Челябинске показывали.

— Да-да, Юра Захаров играл клоуна… Действительно, они много вещей делают в жанре клоунады, пластической драмы, а мне все это близко.

В прошлом году в «Мимикрии» случились две трагические смерти. Умерла руководитель театра Любовь Лешукова, а также Илья Григорьевич Рутберг — человек, очень много сделавший для развития российской пантомимы. Он был одним из тех людей, что поддерживали театр. После этого в коллективе наступил некоторый кризис, который, надеюсь, мы этим спектаклем сможем преодолеть.

— Кто же сейчас руководит «Мимикрией»?

— Как такового руководителя сейчас нет. «Старики» руководят коллективом, есть художественный совет, который определяет политику театра. Без руководителя ему сейчас, конечно, очень сложно, потому что «Мимикрия» была театром, воспитанным одним человеком. Для них сейчас наступил переломный момент. И хотя я редко в другие города выезжаю что‑то ставить, тут просто не мог не поехать, ребятам надо было помочь.

— А в студии «Манекен» какие у вас планы на сезон? Видел в группе студии
«ВКонтакте», что 20 и 21 октября должна состояться премьера спектакля «Циники».

— Да, в этом году у нас запланировано несколько премьер. Первая — «Циники» по Анатолию Мариенгофу. Очень много для появления на свет этого спектакля сделала наша актриса Ольга Осипова, поэтому она числится его режиссером. Это было ее внутренние желание довести все до ума. Она же играет в постановке главную роль. Это история любви в эпоху бурных перемен, революционных лет, когда революционный подъем сменился НЭПом, НЭП сменился реакцией. В это время жила героиня Ольги (ее тоже зовут Ольга), жила ощущением красоты. Она искала применения своим силам, пробовала и в революцию пойти. Связалась с нэпманом. В общем, это такая трагическая история талантливого и красивого человека, который не смог совпасть со временем.

— Какие еще премьеры запланированы?

— Из ближайших — «Сказка» по Владимиру Набокову. У меня как раз сейчас в ЧГАКИ студенты четвертого курса играют набоковскую «Сказку». Скоро повезут ее на фестиваль в Тюмень, потом в Москву — на фестиваль студенческих дипломных работ. Со студентами у нас получился литературный спектакль, а в студии практически параллельно возник спектакль более интерактивный. История дьявольского соблазна. По сюжету черт предлагает главному герою возможность набрать себе девушек, которые составят ему компанию на ночь. Есть определенное условие, чтобы их было нечетное количество. Герой искушается такой возможностью, в результате теряет свое человеческое естество, превращается в звериную сущность. Мы попытаемся ответить на вопрос, как легко потерять в себе нравственную основу. Кроме этого, планируется работа в технике вербатим. Мы в этом году набрали новых студийцев, которых каждый год набираем. Но с этим составом мы хотим сделать вербатим-спектакль. Он с одной стороны, это позволит им более тесно войти в общение с окружающей жизнью, потому что исходным материалом послужат интервью с людьми на определенную тему. Как раз сейчас идет выбор темы. Хочется найти то, что их интересует. Потом на тему найти людей и из всего этого уже сделать спектакль. Для нас это будет первый опыт. А для Челябинска нет. В городе есть мастерская новой пьесы «Бабы» ЧГАКИ, которая давно занимается вербатимом. Так что нас ее художественный руководитель Елена Калужских проконсультирует, если что (улыбается).

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

16.11.2016 | 14:21
Разведчики, эмигранты, маргиналы и другие герои фестиваля «Арт-сессия» в Челябинске

В Челябинске завершился фестиваль «Арт-сессия» — главное театральное событие осени, проходящее на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ). О поразивших «ЮП» спектаклях и кинематографичности современной драматургии читайте в этом обзоре.

09.03.2016 | 10:56
Черепа и осы. На театральном фестивале в Челябинске показали современную драматургию

На базе НХТ в четвертый раз прошел Международный фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА». Самыми громкими постановками, пожалуй, стали «Череп из Коннемары» по Мартину Макдонаху и «Летние осы кусают нас даже в ноябре» по Ивану Вырыпаеву. Подробности — в материале «ЮП».

Новости   
Спецпроекты