Евгений Гельфонд: «Хочу, чтобы Челябинск был театральным»

14 Февраля 2017 Автор: Екатерина Сырцева
Евгений Гельфонд: «Хочу, чтобы Челябинск был театральным»

Фестиваль «CHELоВЕК ТЕАТРА» появился в Челябинске пять лет назад. С самого начала он отличался от других подобных мероприятий и театральных форумов. И дело даже не в формате или каких-то организационных моментах (хотя и в них тоже). Просто есть в нем что-то особенное — душевное, живое, движущееся, развивающееся. И в этом движении воистину жизнь.

Фестивальная эволюция

За прошедшие пять лет фестиваль значительно изменился: повзрослел, обзавелся традициями, сформировал вокруг себя особую среду. А начиналось все со встречи друзей. В первом фестивале «CHELоВЕК ТЕАТРА» в основном принимали участие коллективы, хорошо знакомые и близкие по духу Новому художественному театру (НХТ), создателю этого театрального форума. С самого начала он был международным. Уже в следующем году можно было увидеть заметную невооруженным взглядом эволюцию мероприятия.

Сегодня «CHELоВЕК ТЕАТРА» проходит при официальной поддержке Международного института театра — крупнейшей в мире организации, занимающейся продвижением исполнительского искусства и выступающей за свободу культурного самовыражения. Естественно, за пять лет и расширилась география фестиваля, и вырос уровень участников.

Гельфонд-Евгений-(цвет)_художественный-руководитель-НХТ.jpg— Сегодня мы уже практически никого не приглашаем на фестиваль, учитывая огромное количество поступающих заявок, — признается руководитель Нового художественного театра Евгений Гельфонд. — Мы даже вынуждены отказывать, хоть это и бывает очень болезненно — и для нас, и для других театров. Но нам приходится так поступать, потому что мы ограничены техническими возможностями площадок, а также следуем довольно жестким и строгим критериям отбора потенциальных участников, чтобы обеспечить уровень фестиваля.

В этом году в оргкомитет поступили заявки не только с территории России и Европы, но и из Африки, Латинской Америки, США, Канады. Многие хотят приехать, но единицы могут себе это позволить, а оплачивать дорогу иностранным театрам при всем своем желании НХТ не может. При этом финансовая поддержка и внимание со стороны администрации с каждым годом растут. Благодаря содействию городской думы в лице Станислава Мошарова организаторы фестиваля могут обеспечить участникам комфортные условия проживания и максимально удобные площадки для работы — для выступлений, обсуждений, встреч, творческих лабораторий.

Неизменной остается изначальная концепция фестиваля, идея, которая была положена в основу театрального форума пять лет назад и остается его смысловым центром. Об этой самой идее, о миссии «CHELоВЕКа ТЕАТРА», о предстоящем фестивале, который пройдет с 27 февраля по 5 марта, мы пообщались с его главным организатором Евгением Гельфондом.

От слов — к телу

— Изначально «CHELоВЕК ТЕАТРА» объявлялся фестивалем для тех театров, режиссеры которых стремятся донести свой художественный замысел через игру актера, используя для этого практически любые приемы, исключая излишние технологические спецэффекты и заигрывание со зрителем. Насколько удается следовать этой концепции сегодня?

— Манифест нашего фестиваля формировался в условиях технократического мира. И мы этому манифесту, достаточно современному, на мой взгляд, по-прежнему следуем. Сегодня в театрах действительно очень много технических средств и мало артиста. Или артист есть, но он становится функцией в сложных лабиринтах режиссерских схем. Для нас актер, человек является центральным звеном. Именно через него мы пытаемся отвечать на наши человеческие вопросы. Исходя из этого мы и отбираем участников фестиваля.

Человек-театра_Медея-говорит_внутрь-текста.jpg— В этом году в афише четыре иностранных театра. Причем заявок от зарубежных коллег было гораздо больше.

— Действительно, к нам поступают заявки со всего мира. Но, когда театры узнают, что оргкомитет не может оплатить проезд, они отказываются от участия. Раньше подобные поездки поддерживались госучреждениями. Сейчас международное фестивальное движение поугасло в связи с экономической обстановкой в Европе. Два года к нам пытался приехать очень интересный театр из Испании. Сначала их министерство культуры обещало помочь им финансово, но так ничего и не получилось.

В этом году среди иностранных участников — продюсерская компания Skopje Film Studio и Македонский национальный театр из Македонии, театр «Джиджирак» из Ирана, Ереванский государственный театр пантомимы из Армении и Государственный академический казахский музыкально-драматический театр им. Калибека Куанышбаева из Казахстана.

— Вы будете показывать пантомиму? Это что-то новенькое.

— Да. Мы каждый раз стараемся охватить и классическую, и современную, экспериментальную, драматургию. Мы не ограничиваем себя определенной тематикой. Главное, чтобы любая драматургия была убедительно представлена через актера. Даже если это сделано невербальными методами, без слов, но с использованием жестов и пластики тела. Спектакль «Ардалион» в постановке руководителя Ереванского театра пантомимы Жирайра Дадасяна полностью пантомимический. Иранцы покажут спектакль «Медея говорит» режиссера Мехди Шейхванда. Вечная история женщин, которые страдают от угнетения и злобы, тоже рассказывается с использованием элементов пантомимы. В спектакле нашего Молодежного театра «Давай никуда не улетим, Ежик!» в постановке Александра Черепанова тоже нет слов. Но что с того? Кто скажет, что в пластических, пантомимических спектаклях у Вячеслава Полунина или Леонида Енгибарова плохая актерская игра?

Человек-театра_Давай-никуда-не-улетим,-Ежик_image-(1).jpg

Русский Шекспир


— В афише этого года еще одна новая строка — спектакль-гость. Расскажите об этом.

— Речь идет о моноспектакле заслуженного артиста России, одного из ведущих актеров московского театра Et Cetera, создателя авторского проекта «Скворцоff Театр» Владимира Скворцова «Шекспир. Монологи». Еще один спектакль-гость — «Ты че такой похнюпый?», который представит дружественный нам и любимый нами театр «Предел» из рязанского города Скопина. Это тоже моноспектакль, блестящее воплощение прозы Захара Прилепина на театральной сцене в постановке Владимира Деля и в исполнении актера Михаила Сиворина. Он, кстати, выступал на первом фестивале «CHELоВЕК ТЕАТРА», играл в спектакле «Допрос», который тоже сделан по прозе Прилепина. Обо всем этом мы сможем поговорить с представителями театра и писателем лично. Нам, наконец-то, удалось добиться приезда Захара Прилепина в Челябинск.

Человек-театра_Ты-че-такой-похнюпый_image-(1).jpg

— То есть какие-то театры, несмотря на шквал заявок, вы приглашаете из года в год?

— Да, у нас есть постоянные участники. «Предел» — не единственный. Это относится к авторскому театру Сергея Федотова из Перми «У моста». В прошлом году на их постановку по пьесе Мартина Макдонаха в Камерном театре собралось небывалое количество зрителей. Люди сидели в проходе, стояли в конце зрительного зала в несколько рядов. В этом году они покажут спектакль «На дне» по пьесе Максима Горького. Еще зрители каждый год ждут и просят привезти Вологодский камерный драматический театр. На этот раз ребята покажут спектакль «Шекспир — RUSSKY».

Человек-театра_Шекспир-RUSSKY.jpg

Просто мы стараемся думать о зрителе. Да, с одной стороны, «CHELоВЕК ТЕАТРА» — это прежде всего мощная творческая лаборатория для деятелей театра, пространство для обсуждения работ друг друга, обмена опытом, общения режиссеров и актеров. С другой стороны, мы понимаем, что есть в Челябинске театралы, которые готовы на все, чтобы попасть на некоторые показы. И мы не можем им в этом отказать.

— Экспертное жюри, которое возглавляет работу творческой лаборатории и проводит обсуждения спектаклей, прибудет в том же составе, что и всегда?

— Здесь мы тоже внесли некоторые изменения. По-прежнему в качестве экспертов выступят театровед, театральный критик, член Международной ассоциации театральных критиков при ЮНЕСКО Нина Мазур, доктор искусствоведения, профессор ГИТИСа Нина Шалимова, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, редактор журнала «Вопросы театра» Александр Вислов, а также театральный и литературный критик, доктор филологических наук, член экспертного совета фестиваля «Золотая маска» Капитолина Кокшенева. Но будет и новый участник. В этом году мы также пригласили театрального критика, члена Союза театральных деятелей РФ, члена Союза журналистов Москвы Ольгу Игнатюк.

Последний вопрос

— В Челябинске есть своя театральная среда?

— То, что у нас бедная, разрозненная, скандальная, склочная театральная среда — большой миф, созданный кем-то в каких-то непонятных мне целях. Мы делаем все, чтобы Челябинск воспринимался не как серый, задымленный город с экологическими проблемами и исключительно промышленно-спортивной повесткой. Я хочу, чтобы наш город был театральным. Для этого мы и проводим этот фестиваль, заявляя серьезную тематику, претендуя на серьезный театральный разговор. Я хочу, чтобы в СМИ больше не выходили статьи с такими заголовками, как «Челябинск — город театрального небытия», как было пять лет назад. Наш фестиваль и форум перечеркивают такие заявления. После них уже нельзя сказать, что в театральной среде Челябинска ничего не происходит, что у нас здесь серое, бесформенное, бескультурное месиво. К тому же нас очень поддерживают коллеги — театр драмы, камерный, «Манекен». Они каждый год предоставляют свои площадки для показов фестиваля и относятся к нему как и к своему детищу тоже, за что я хочу выразить им глубокую признательность. 

Поделиться

Сегодня | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты