Понимающая тишина. Денис Мацуев в Челябинске рассказал о культурной ситуации в России

22 Марта 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Понимающая тишина. Денис Мацуев в Челябинске рассказал о культурной ситуации в России

Фестиваль «Денис Мацуев представляет...», который ежегодно проходит в Челябинской области, отличается своей объемностью, наполненностью, гуманностью и искренним человеческим подходом — в составлении программы, подборе участников, отношении к зрителю. Каждый раз Денис Мацуев привозит на Южный Урал новую программу, эксклюзив, и никогда не повторяется.

По его собственному признанию, и он сам, и приглашенные музыканты играют ту музыку, с которой у них на данный момент бурный роман, произведения, которые сейчас больше всего по душе. Глубокой любовью к искусству они заражают и заряжают слушателей.

С челябинской публикой у Дениса Мацуева сложились особые отношения. По его словам, это слушатели подготовленные, которые много повидали, умеют слушать джаз, могут отличить качественное исполнение от халтуры.

— Я всегда жду этого фестиваля с огромным предвкушением и волнением, потому что прекрасно знаю уровень челябинской аудитории, уровень понимающей тишины, которая стоит в зале во время выступлений, — говорит Денис Мацуев. — Каждый концерт — это откровение для публики и огромное испытание для тех, кто выходит на сцену челябинской филармонии.

Перед началом фестиваля Денис Мацуев как всегда честно и прямо высказал свое мнение о процессах, которые происходят в музыкальной среде России. Предлагаем читателям фрагменты его выступления.

О новых именах

— На каждом фестивале я представляю не только коллег-профессионалов, но и молодых, начинающих музыкантов. Эти дети не просто умиляют, но и восхищают. Как они импровизируют! Какое у них чувство ритма! Если слушать их выступления с закрытыми глазами, складывается впечатление, что на сцене играют опытные, глубокие музыканты. Я не боюсь, что у них будет звездная болезнь. Они знают, что сегодня у них триумф, а завтра им нужно снова работать, заниматься. Они рациональные в хорошем смысле слова. У них потрясающее чувства юмора, фантастическая самоотдача, феноменальное чувство паузы.

Об уникальном поколении
 
— Сейчас происходит что-то немыслимое: растет совершенно уникальное поколение. В интернете есть записи выступлений 3-летнего пианиста из Китая, который виртуозно играет Шопена. Феноменальное поколение юных музыкантов в Корее. Такого никогда не было. Дети в 11, 12, 13 лет играют сложнейшие концерты Прокофьева, Чайковского, Рахманинова. И это не просто техника. Это глубочайшее прочтение труднейших великих произведений. В этом поколении что-то произошло. Это прежде всего русская, азиатская фортепианные школы. В Грузии есть фантастические пианисты в возрасте от 11 до 15 лет. Среди них не только исполнители, но и композиторы, которые в 15 лет пишут оперы. Этих ребят нужно удержать, чтобы они правильно развивались.

О возрождении традиций

— Начальная музыкальная школа у нас до сих пор на высочайшем уровне. В разных городах России, зачастую совсем небольших, в обычных, немузыкальных, семьях, в простых музыкальных школах появляются настоящие искорки. И появляются они вопреки всему. На чем они занимаются? Это же разбитые советские инструменты. Этот вопрос Валерий Гергиев поднял в конце прошлого года на совете по культуре: у нас не осталось ни одной фабрики фортепиано, которых было более сотни в советское время. Практически в каждой семье был инструмент. Почти каждый ребенок получал музыкальное образование, даже если потом не планировал становиться музыкантом. Тогда понимали, что это формирует совершенно другой уровень культуры у человека. Сегодня мы будем делать все возможное, чтобы у нас появлялись новые фабрики по производству музыкальных инструментов.

О главном достижении

— Самое главное достижение, на мой взгляд, за последние 15-20 лет — это рождение новой публики, которая приучена ходить на концерты классической музыки. Такого нет ни в Европе, ни в Америке. Ни в одном самом знаменитом зале не будет такого, чтобы 50 процентов публики составляла бы именно молодежь. В российских городах это есть. И среди слушателей не только музыканты, но и обычные молодые люди, которые приучили себя ходить на концерты классической музыки. Это не дань моде. Это происходит постоянно в течение всего сезона. Мне кажется, мы должны гордиться этим фантастическим достижением. В том числе и в Челябинске, где ведется огромная просветительская работа. Здесь совершенно тонкая публика. Здесь можно играть абсолютно любую, даже самую сложную программу, а не только известные произведения.

О симфоническом оркестре

— Когда мы встретимся с губернатором, я получу ответ на этот вопрос. Но знаю, что движение есть. И все же нужно понимать, что в одночасье создать симфонический оркестр не получится. В Тюмени, где оркестр формировался с нуля, на это потребовалось 6-7 лет. Мы прорабатывали эту историю с властями, искали музыкантов. В Челябинске музыкальная база, причем на очень высоком уровне, уже есть. Нужно только добавить высококлассных музыкантов, и получится очень сильный, достойный симфонический оркестр. Я буду постоянно об этом напоминать.

Поделиться

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

10.04.2024 | 11:45
В Челябинске блистает фестиваль Дениса Мацуева

Знаменитый на весь мир пианист раз в году приезжает на Южный Урал и привозит с собой созвездие музыкантов, уже заслуживших славу, а также молодых и совсем юных артистов, делающих первые шаги на пути к музыкальному олимпу.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты