Судьба коллекции. Появится ли в Челябинске экспозиция картин южноуральских художников ХХ века

19 Апреля 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Судьба коллекции. Появится ли в Челябинске экспозиция картин южноуральских художников ХХ века

Челябинскому музею изобразительных искусств стало тесно 30 лет назад.

Тесно картинам в фондохранилище и экспозиции. Тесно реставраторам в крохотной мастерской. Тесно сотрудникам, которые по 5-6 человек ютятся на нескольких квадратных метрах. Тесно уникальным книгам по искусствоведению.

Пустые витрины, временно размещенные в гардеробе Александровского зала, и кассы, совмещенные с музейным магазином, — следствие все той же нехватки площадей.

Ткаченко-Станислав-Олегович.jpgБолее конкретно ситуацию разъяснил директор музея изобразительных искусств Станислав Ткаченко. Также он рассказал о судьбе картин, которые находятся в фондохранилище картинной галереи, в частности, коллекции живописи южноуральских художников ХХ века.

Цифры и факты

Общая площадь Челябинского музея изобразительных искусств — 2002 квадратных метра. Это самый маленький музей среди художественных музеев городов-миллионников России. 1100 квадратных метров занимает экспозиционная площадь, 300 — фондохранилище. В музее — более 16 200 единиц хранения. Если вычесть из них 300 предметов, которые находятся в постоянной экспозиции, и разделить получившуюся цифру на площадь фондохранилища, окажется, что на одном квадратном метре хранится 53 произведения искусства. И речь идет не о коллекциях, состоящих из мелких предметов, но о живописи, где формат картин достигает нескольких метров, больших графических листах, крупном фарфоре и стекле, объемном каслинском литье. Особенно руководство музея озабочено судьбой коллекции южноуральских художников ХХ века, которая насчитывает около 2000 картин и более 3000 графических произведений.

По подсчетам директора Станислава Ткаченко, музею изобразительных искусств необходимо 10 000 квадратных метров, чтобы расширить постоянную экспозицию, правильно разместить страдающие от ненадлежащего хранения музейные и библиотечные фонды, отвести нормальные помещения для реставрационных мастерских и для работы научных сотрудников. Несмотря на то что недавно в фондохранилище была полностью обновлена кровля, в чердачном помещении выполнена термоизоляция, установлена система антиобледенения крыши, сотрудники поддерживают температурный режим, периодически проверяют состояние картин и реставрируют их, больше по площади фондохранилище не становится.

— Большие картины, например, 4-метровая работа Кукрыниксов «Подписание Гитлера о безоговорочной капитуляции Германии», стоят возле стены, загороженные полотнами меньшего формата, — объясняет Станислав Ткаченко. — Чтобы подобраться к ним, нужно выносить половину предметов из фондохранилища в зал, где проходят выставки. И хотя в этом есть и положительный момент — мы получаем возможность проверить состояние картин, — постоянно так поступать с живописными произведениями нельзя.

В 1986 году по решению главы города картинная галерея должна была получить здание бывшей ткацкой фабрики на пересечении проспекта Ленина и улицы Свободы. Это были те самые заветные 10 000 квадратных метров.

— Но позже было решено (и не факт, что это решение было обоснованным), что здание не подлежит ремонту и должно быть снесено. В скором времени на его месте появилось офисное здание и котлованы, которые и поныне «украшают» центр города, — заключил Станислав Ткаченко.

Интервью с директором

— Станислав Олегович, есть ли на сегодняшний день другие пути решения проблемы?

— Есть. Речь о памятниках архитектуры на улице Труда — доме Первухина-Колбина и здании первой челябинской теплоэлектростанции. Последнее было построено в начале ХХ века компанией Siemens-Schuckertwerke, производителем самолетов и оборудования для электростанций. После строительства ЧГРЭС электростанция прекратила свое существование. Котлы исчезли, здание разделили на два этажа, создали трамвайное депо. Сейчас там находятся городские службы, ремонтные мастерские, тяговая подстанция для трамваев. В прошлом году из-за устаревшего оборудования произошло возгорание. Здание не пострадало, но нуждается в реконструкции и серьезной реставрации. Именно там планируется создать еще одно фондохранилище музея изобразительных искусств для размещения коллекции произведений южноуральских художников. В этом же здании должны появиться и реставрационные мастерские, и постоянная экспозиция челябинского искусства. Ведь мы до обидного мало показываем предметов из наших фондов, в течение года экспонируем всего 5 % от общего количества музейных предметов. В это число входят и произведения, расположенные в постоянных экспозициях, и выдаваемые для выставок другим музеям Челябинской области, челябинскому отделению Союза художников России, залу искусств ЮУрГУ. Вообще музей старается активизировать деятельность по проведению передвижных выставок. Благодаря целевому финансированию от министерства культуры Челябинской области уже состоялись выставки из наших фондов в Магнитогорске, Усть-Катаве, музее-заповеднике «Аркаим». Только что открылась выставка живописи замечательного челябинского художника Якова Корсунского в Копейском краеведческом музее.

Я надеюсь, что мы все-таки восстановим здание первой теплоэлектростанции, и оно станет одним из самых красивых в Челябинске. И если хотя бы половину из этих 2000 квадратных метров мы отведем под фондохранилище, жизнь музея изменится, ведь основной массив живописи будет храниться  совсем в других условиях. По дорожной карте эта площадка называется «Музей челябинского искусства». Его открытие запланировано на 2020 год.

— Поможет ли подготовка к саммитам ШОС реализовать этот сценарий?

— Мы надеемся на это. Сквер и музейные здания будут находиться точно напротив конгресс-холла. Поскольку это зона активности участников саммита, руководство области заинтересовано в решении этого вопроса. Губернатор был поражен, когда увидел состояние набережной. Он понимает, что это позор для Челябинска. Насколько мне известно, у него есть намерение облагородить набережную, создать сквер искусств и выделить две новые площадки для музея театрального искусства Челябинской области и музея челябинского искусства. И реализация этих планов не зависит от того, будут ли проводиться саммиты или нет.

— Как власти реагируют на обращения по поводу необходимости расширить фондохранилище?

— Наши условия видели все руководители — и нынешние, и прежние. Ситуация не скрывается. Есть надежда, что сейчас мы все-таки сможем переломить ситуацию. Очень важно, что создана рабочая группа в правительстве Челябинской области, обсуждаются вопросы переноса тяговой подстанции и других учреждений, которые сейчас находятся в зданиях. За все 11 лет моей работы в музее такого прежде не было. Были разговоры, публикации, я показывал наши бедственные условия каждому высокому гостю. Но такого, чтобы четко ставились задачи, определялись конкретные сроки, активно работали ведомства, еще не было.

Другие пути

— И все же представим, что саммит не состоится…

— Есть еще вариант, который многим кажется неразумным и даже экстремистским, Хотя, на мой взгляд, это самый логичный, исторически и культурологически обоснованный путь расширения музея. Речь идет о том, чтобы передать весь федеральный памятник архитектуры — пассаж Яушевых — музею изобразительных искусств, а для филармонии построить новое здание. Сто лет назад пассаж Яушевых был одним из самых крупных, технически оснащенных и красивых зданий Челябинска. Сегодня оно разделено на две части. Я уверен, что нужно восстановить целостность объекта культурного наследия федерального значения, как и уверен в том, что городу нужен большой современный концертный зал. Если бы получилось реализовать этот вариант, мы почти в два раза расширили бы площадь экспозиции, не уезжая из родного здания, смогли бы проводить наши театральные и концертные программы на сцене, освоили бы берег и организовали вход со стороны реки, поскольку попасть в картинную галерею с улицы Труда крайне проблематично.

— Что нужно сделать, чтобы узнать о судьбе картин, которые находятся в фондохранилище музея?

— Есть разные варианты. Можно увидеть картины на выставках, можно обратиться к каталогам выставок и музейных коллекций, которые издает музей. Последнее время мы ведем активную работу по размещению данных на федеральном сайте Госкаталога музейного фонда РФ и на собственных интернет-ресурсах. Также мы регулярно отвечаем на письменные запросы по нашим фондам. Такая форма работы является наиболее правильной, поскольку позволяет предоставить более подробные сведения, помогает четко ответить на конкретные вопросы. Обратиться можно и напрямую ко мне или к главному хранителю. Существует необоснованный миф о невозможности с нами связаться. Есть телефоны, электронная почта. В конце концов, мы целый день на работе, в музее. Ко мне ежедневно по 10-15 человек звонят либо приходят по самым разным вопросам — от сроков проведения той или иной выставки до вопроса о том, как стать известным художником. А мысли о том, что какие‑то произведения теряются, уничтожаются или продаются, совершенно безосновательны. Мы завершили полную сверку наших фондов, которая проходила под контролем управления Министерства культуры РФ по Уральскому федеральному округу. Поэтому оснований считать, что с картинами что‑то случилось или они пропали, нет.

Поделиться

18.04.2024 | 15:14
В Челябинске презентовали эксклюзивную цирковую программу с тиграми и медведями

Для столицы Южного Урала собрали номера из нескольких представлений.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты