В поисках намоленного места. В Челябинске вышла книга «Орган без границ»

Этот год для Челябинской филармонии необычный — ей исполнилось 80 лет. В рамках этого празднования отмечается еще один юбилей — 30-летие челябинского органа. Есть еще одно знаковое событие — Залу камерной и органной музыки «Родина» в этом году исполняется три года.
-
Бенефис как признание. Наталья Заварзина — о сюрпризах, поклонниках и друзьях
-
Сентиментальный слюнтяй. В Челябинске Николай Коляда объяснил, зачем театру нужны деньги
Галерею изданий о челябинском органе открыла книга с весьма красноречивым названием «Метаморфозы наследия». Написана она была еще о ТОМ органе, что стоял на Алом Поле. Ее автором выступил архитектор Константин Гусаров. Из «Метаморфоз», выпущенных к 20-летию челябинского органа, вышли и все последующие книги, посвященные этой теме.
И вот на днях вышла книга с символичным названием «Орган без границ». Именно так, кстати, называется фестиваль органной музыки, который проводится в Челябинске. Почему без границ? Потому что фестиваль включает в себя всевозрастную аудиторию — от мала до велика. Это и география, выходящая далеко за рамки нашего города. Челябинский фестиваль — это и все жанры и направления — «Джаз на большом органе», «Хоровые ассамблеи», «Новое органное движение», «Орган собирает друзей».
Именно такой, «безграничный» контент, и задумывался для книги, которая должна была стать, скорее, подарочным альбомом. Поэтому книга вышла на двух языках — русском и английском. Перевод на язык Туманного Альбиона осуществила известный челябинский битловед Евгения Ененко (та самая, что еще студенткой отправилась в Англию и познакомилась с самим сэром Полом Маккартни и стала, по сути, единственным в России битловедом с дипломом). Жанр альбома оправдывает и подборка редких фотографий, отражающих закулисную хронику жизни, смерти и реанимации органа.
По существу, в книге два главных героя — орган и Владимир Хомяков. Последний — знаковая фигура нашего города. Орган — это бренд нашего города. Владимир — не просто маэстро, но это настоящий органный мастер, трепетно сохраняющий инструмент в исправности. Как истинный талант он талантлив во всем — в этом можно убедиться, увидев в книге совершенно оригинальные графические рисунки, выполненные его рукой.
Музыка в книге
Книга снабжена двумя дисками. Задумка была такая: на первом диске представить музыку органа, звучащую в старом зале, на втором — в новом зале.
В первый диск вместе с Владимиром Хомяковым вошли десять крупнейших органистов мира. Среди них лучший органист не только Швеции, но и во всей Европе Ханс Фагиус, которому довелось играть и в старом, и в новом залах. Он же, кстати, один из немногих органистов в мире, кто играет всего Баха.
Среди других исполнителей — Даниэль Зарецкий и Анастасия Сидельникова, Александр Титов и Людмила Камелина, Юрий Крячко и Алексей Шмитов, Хельмут Дойч и Элс Биземанс. В их исполнении звучат произведения не только Баха, но Оливье Мессиана и Николауса Брунса, Роберта Шумана и Луи Лефебюр-Вели, Марселя Дюпре и Моцарта. Записи производились в разное время — в 1994-м, в 1998-м, в 2015 годах.
На дорожках второго диска звучит «Органная месса» Баха в исполнении Владимира Хомякова. Запись можно назвать совершенно свежей, поскольку сделана она была в последние майские дни этого года.
Время лечит
Сегодня поклонники органа, который обитал в стенах храма Александра Невского на Алом Поле, с ностальгией вспоминают о теплоте и об особой намоленности прежнего места.
Впрочем, сегодня даже самые суровые из них уже успели впитать в себя ауру зала нового.
— Время лечит, — признается Владимир Хомяков. — В первое время мне самому было очень тяжело привыкать. Но с каждым днем я все больше и больше стал любить новый зал. Видно, в этом и состоит природа человеческая: нельзя то, чем ты занимаешься, не любить.
Из песни слова не выкинешь. И нельзя вспоминать лишь светлое, но при этом закрывать глаза на драматические страницы в истории органа. Многим челябинцам старшего поколения хорошо памятна ночь 6 декабря 1991 года, когда органный зал пытались оккупировать церковнослужители, но горожане тогда в буквальном смысле грудью встали на защиту этого здания. Среди них были даже школьники из 31-го лицея, 10‑й школы. В те дни в защиту органа устраивались митинги и даже объявлялись голодовки.
Однако тема эта, как заметил Владимир Хомяков, заслуживает уже отдельной книги…
Поделиться