Железный характер.Уральскую идентичность предложили сделать стратегическим ресурсом Челябинской области

24 Июля 2018 Автор: Руслан Сафин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Железный характер.Уральскую идентичность предложили сделать стратегическим ресурсом Челябинской области


И основой такой идентичности могла бы стать металлургия, которая, как выяснили участники очередного обсуждения в «Сигарном клубе Южного Урала», определяла жизнь местного населения с самого зарождения цивилизации.

Как рассказал руководитель Центра исторических проектов Иван Семьян, появление металлургии в корне изменило жизнь человека. Если в каменном веке он полностью зависел от природы и боялся ее, то с освоением металла, первые эксперименты с которым начались одновременно с появлением разводящего хозяйства, человек смог противопоставить себя ей.

«Когда же был получен первый синтетический сплав — бронза, то произошел настоящий переворот в сознании: человек ощутил себя демиургом, творцом», — отметил эксперт.

Южный Урал издревле был богат сырьем для медной металлургии — малахитом и лазуритом. Первыми это обнаружили представители так называемой ямной культуры, которые донесли это знание до других индоевропейских народов, и около 4 тысяч лет назад те начали активно осваивать наш край. Отсюда искусство металлургии распространилось на другие территории. По словам доктора исторических наук Александра Таирова, есть версия, что даже китайская медная металлургия имеет уральские корни.

С тех пор множество народов приходило на Южный Урал и уходило отсюда, но «металлургическая составляющая» всегда играла ключевую роль в их жизни. Это привело к формированию достаточно самобытного мировоззрения. Как отметил секретарь Челябинской митрополии отец Игорь Шестаков, уральский миф отличается тем, что он не природный, а техногенный. «У нас не мировое древо, не гора, не озеро, хотя, казалось бы, край этим изобилует. В этом отношении наши предки пошли дальше анимизма — они поняли, что им надо некое надмирное понимание того, что они делают», — подчеркнул он.

Доктор культурологи, профессор Галина Казакова обратила внимание, что в результате процессов глобализации во всем мире произошел некий откат к поиску народами собственной уникальности и Челябинская область сегодня полностью вписывается в этот процесс. Однако какими инструментами можно сформировать собственную идентичность?

По словам Ивана Семьяна, в странах Европы, где археологическое наследие куда менее выразительное, чем на Южном Урале, уже много лет проводятся масштабные историко-археологические фестивали, а мы только сейчас к этому приходим. «Среди моего поколения, моих друзей закрепился имидж Челябинска как промышленного города с экологическими проблемами. Возникает образ, что металлургия — это плохо. Но когда люди наблюдают за древними технологическими процессами и видят, что это искусство, что это красиво, то это меняет представление о металлургии, она воспринимается как часть культуры, причем основополагающая для нашей области», — подчеркнул он.

В том числе чтобы закрепить позитивный образ металлургии, Челябинская область, как сообщил директор Центра развития туризма Челябинской области Дмитрий Столбов, сейчас активно раскручивает два исторических фестиваля — «Пламя Аркаима» и Бушуевский. «Лет через пять, я думаю, мы доведем их до международного уровня», — считает эксперт. Однако, по мнению других участников дискуссии, одних только фестивалей отнюдь не достаточно. «Проблема в том, что в регионе не могут понять, что это должна быть стратегия, а не разовые акции, — убежден кандидат исторических наук Гаяз Самигулов. — Должно быть общее поле, насыщенное информацией, в котором происходят некие события. Как создается это поле, мы уже пятьдесят раз говорили на разных круглых столах: нужны научные исследования, популяризаторская работа, а дальше вплоть до комиксов. Чтобы из каждого утюга это звучало».

На отсутствие системы в этой работе обратил внимание и главный редактор «Южноуральской панорамы» Андрей Трушников. «Именно власть должна быть заинтересована в формировании у жителей территориальной идентичности. По той простой причине, что идентичность — это экономическое привязывание населения к региону. Если мы будем чувствовать себя челябинцами, то и реализовывать себя мы будем стараться здесь, — пояснил он.

«У идентичности действительно мощный корень и мощный ресурс. Пока власть использует его в краткосрочных политических целях. Но за бортом остается то, что это должна быть стратегия, которая скажется потом на развитии региона в целом», — поддержала его Галина Казакова. Однако Дмитрий Столбов не согласился с такой оценкой. «Мы не стоим на месте, но все это очень затратные вещи, причем системно затратные», — заверил он.

Поделиться

Вчера | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

Вчера | 11:47
В Челябинске больше детей смогут получать бесплатное питание

Список получателей этой меры соцподдержки дополнен по решению депутатов Челябинской городской Думы.

05.10.2018 | 09:25
Спаси и сохрани. Один из редких видов жуков обитает только в горных тундрах Южного Урала

Ученые говорят, что ему требуется особая защита.

04.10.2018 | 09:11
Квота не поможет. Челябинским писателям посоветовали самим пробивать себе дорогу на рынок

Челябинск занял 11-е место в рейтинге самых читающих городов России и с каждым годом улучшает свои позиции.

Новости   
Спецпроекты