Как сельская школа может замедлить миграционные процессы на Южном Урале

Казалось бы, школа везде школа. И в миллионном Челябинске, и в небольшом Троицке, и в деревеньке где-нибудь на самой окраине горнозаводской зоны это тоже школа… Однако не все с этим согласны.
Пока больше, но все меньше
Почему же этот вопрос вообще встал на повестку дня? Объяснений несколько, и главное из них — миграционные процессы, которые, словно насос, выкачивают человеческий ресурс из сельских территорий. Кто-то считает, что раз этот тренд не унимается уже несколько столетий (то замедляясь, то ускоряясь), то нет и смысла вставать против течения. А кто-то говорит о том, что его искусственное торможение не только необходимо, но и возможно. Одним из его инструментов якобы может выступить сельская школа.

Надо отметить, что процесс урбанизации характерен не только для нашего региона, страны, но и для всего мира. Город — это магнит. А люди — это металл, который к этому магниту притягивается. Некоторые эксперты считают, что урбанистический магнетизм можно и нужно ослабить.


Фото Дмитрия Куткина
Дороже, чем в городе
Однако не все эксперты согласны с таким подходом. Они уверены, что нельзя делить школы на сельские и городские, так как это приводит к тому, что их ученики оказываются в неравных условиях.


Но Николай Махнев уверен, что после наделения сельской школы особым статусом у нее появятся не только возможности давать своим ученикам особые сельские компетенции, это позволит ей стать менее затратной для государственного бюджета. А нагрузка, это надо отметить, не маленькая, что подтверждают слова министра образования.
«Если посмотреть на цифры, то мы увидим, что у нас на одного сельского школьника денег идет в несколько раз больше, чем на городского школьника, — говорит Александр Кузнецов. — Вложения в сельскую инфраструктуру делятся на небольшое количество сельских школьников, в результате получается, что сельский ученик обходится государству в два, а то и в три раза дороже, чем городской. Городская концентрация инфраструктуры дает удешевление образовательного процесса.
Да, я согласен, что у нас дети слабо готовы к некой созидательной деятельности. И это касается не только сельских, но и всех школ. Качественное образование состоит из трех компонентов: качественный контент, качественная инфраструктура и качественный педагогический персонал. До недавнего времени наше образование было, если так можно выразиться, академическим. Но сейчас мы пытаемся уже работать по-другому. Появляется проектная деятельность. И она заключается не в обучении сколачиванию почтовых ящиков в городских школах и работе на огородах в сельских. Нужен новый технологический уровень. Современным детям колотить ящики и пропалывать грядки вручную неинтересно. Это, кстати, не только школьников касается. У нас есть пример Аргаяшского техникума, где у учащихся не было никакого интереса к сельскому труду, пока там не появилась современная материально-техническая база. Сейчас там ребенок в белой рубашке сидит за штурвалом комбайна, в котором работает кондиционер, все чинно и аккуратно, он показывает немыслимую ранее производительность труда. Такого специалиста потом с руками отрывают».
«А я уверен, что должен быть и школьный огород, — считает Николай Махнев. — Да, оборудованный по современным стандартам, но не только ведь в этом проблема. Нужно, чтобы продукцию, которую там выращивают, можно было реализовать на рынке. Сельская школа, если начинает заниматься этой деятельностью, встает в один ряд с коммерческим предприятием. Чтобы продать, ей нужно как минимум сертифицировать овощи и фрукты, а для этого у нее сейчас нет условий, нет кадров, это направление просто не финансируется государством. Сегодня сельской школе нужны ресурсы, дайте ей их самой заработать».
Может ли село стать магнитом?
Вопрос денег действительно серьезный. Ведь, как верно заметила Светлана Егорова, «цифровизация образования, переход на новые технологии весьма затратные истории, и средства — это один из важнейших рычагов, которые позволят создать равные условия для учеников сельских и городских школ». Но насколько эффективно увеличение трат?
«Задача государства — создать условия для качественного образования, в том числе и в сельской школе, — говорит Александр Кузнецов. — Конечно, без дополнительных вливаний в сельские территории качественного образования там не обеспечить. Главный вопрос — куда их направлять в первую очередь. Сегодня уже есть специальные добавки к зарплате сельских педагогов, готовится к запуску программа «Земский учитель», призванная решать жилищную проблему специалистов… Таким способом государство пытается затормозить миграционные процессы, о которых мы говорили ранее. Мы делаем это, потому что понимаем, что можно закачать на село еще больше средств, но если там нет людей, специалистов, это будет бессмысленной историей».
Но готов ли нынешний молодой специалист оторваться от городского комфорта, работают ли на него стимулы, запускаемые государством?

К слову, современные педагоги в принципе готовы и без всякого особого статуса давать сельским учителям особые компетенции. Это сегодня заложено в системе подготовки студентов педвузов.

Кроме того, если студент заранее определяется с географией своего будущего рабочего места, вузы стараются организовать его практику в максимально приближенных условиях. Здесь он учится работать по-особому, давая детям особые компетенции. Однако достаточно ли этого для сельской школы и тем более достаточно ли этого самого сельского образа жизни?
Поделиться