Как сельская школа может замедлить миграционные процессы на Южном Урале
Казалось бы, школа везде школа. И в миллионном Челябинске, и в небольшом Троицке, и в деревеньке где-нибудь на самой окраине горнозаводской зоны это тоже школа… Однако не все с этим согласны.
Пока больше, но все меньше
Почему же этот вопрос вообще встал на повестку дня? Объяснений несколько, и главное из них — миграционные процессы, которые, словно насос, выкачивают человеческий ресурс из сельских территорий. Кто-то считает, что раз этот тренд не унимается уже несколько столетий (то замедляясь, то ускоряясь), то нет и смысла вставать против течения. А кто-то говорит о том, что его искусственное торможение не только необходимо, но и возможно. Одним из его инструментов якобы может выступить сельская школа.
«Сельских школ, если считать по юридическим лицам, большинство в системе образования Челябинской области. Примерно из восьми сотен школ чуть меньше двух третей — сельские, — описывает ситуацию Александр Кузнецов, и.о. министра образования региона. — Другая цифра: из 400 тысяч учащихся треть обучается именно в сельских школах. Но мы должны констатировать, что тенденции, которые характерны для всего общества, не проходят и мимо системы образования. Мы видим, что количество сельских школ уменьшается вслед за уменьшением числа учащихся. И одна из основных причин этого заключается в том, что люди все чаще из села переезжают в более крупные, городские территории».
Надо отметить, что процесс урбанизации характерен не только для нашего региона, страны, но и для всего мира. Город — это магнит. А люди — это металл, который к этому магниту притягивается. Некоторые эксперты считают, что урбанистический магнетизм можно и нужно ослабить.
«Процесс урбанизации действительно идет, и он приводит к вымыванию сельского населения, — говорит Николай Махнев, автор проекта «Энциклопедия сельских школ России». — Но мы можем повлиять на этот процесс, изменив подходы в области образования. Проблема же сельской школы в том, что она по факту существует, а юридически понятия «сельская школа» у нас нет. В результате в нынешнем варианте сельская школа работает на город, она не мотивирует ребенка оставаться в селе, жить в нем и преобразовывать его. У нас школа в основном культивирует учебную деятельность. Но при этом не дает ученику никаких других успешных практик, которые бы позволили ему впоследствии развиваться в сельском бизнесе, труде… Если бы она показывала ученику варианты социальной и экономической активности на селе, ситуация бы могла быть совершенно другой».
Фото Дмитрия Куткина
Дороже, чем в городе
Однако не все эксперты согласны с таким подходом. Они уверены, что нельзя делить школы на сельские и городские, так как это приводит к тому, что их ученики оказываются в неравных условиях.
«Так уж исторически сложилось, что в деревнях живут семьи с более традиционным укладом, люди там более консервативные, — говорит Сергей Филичкин, директор ИД «Губерния», член Общественной палаты Челябинской области. — Семьи деревенские в отличие от городских часто многодетные. Перетекание молодежи из деревни в малые города, а из малых городов в мегаполисы было всегда. Эти естественные миграционные потоки существовали и будут существовать далее. Нам нужно четко понимать, что из двух детей, пришедших в сельскую школу, один в дальнейшем уедет жить в город. А второй, возможно, уедет в город учиться профессии, чтобы потом вернуться в деревню. Поэтому, на мой взгляд, нам необходимо готовить детей так, чтобы они могли адаптироваться и в городе, и в селе».
«С одной стороны, я понимаю смысл идеи зафиксировать особый юридический статус сельской школы. Но миграционных процессов, к сожалению, мы этим не остановим, — говорит Светлана Егорова, педагог из Троицка с 25-летним стажем работы в системе образования. — Мы просто должны адаптироваться к ним и жить именно в таких условиях. Как приспосабливаться? Например, давайте учитывать, что сейчас идут миграционные потоки из стран ближнего зарубежья и значительная часть этих людей оседает именно в деревнях. Школа должна научиться интегрировать детей из таких семей в наше общество».
Но Николай Махнев уверен, что после наделения сельской школы особым статусом у нее появятся не только возможности давать своим ученикам особые сельские компетенции, это позволит ей стать менее затратной для государственного бюджета. А нагрузка, это надо отметить, не маленькая, что подтверждают слова министра образования.
«Если посмотреть на цифры, то мы увидим, что у нас на одного сельского школьника денег идет в несколько раз больше, чем на городского школьника, — говорит Александр Кузнецов. — Вложения в сельскую инфраструктуру делятся на небольшое количество сельских школьников, в результате получается, что сельский ученик обходится государству в два, а то и в три раза дороже, чем городской. Городская концентрация инфраструктуры дает удешевление образовательного процесса.
Да, я согласен, что у нас дети слабо готовы к некой созидательной деятельности. И это касается не только сельских, но и всех школ. Качественное образование состоит из трех компонентов: качественный контент, качественная инфраструктура и качественный педагогический персонал. До недавнего времени наше образование было, если так можно выразиться, академическим. Но сейчас мы пытаемся уже работать по-другому. Появляется проектная деятельность. И она заключается не в обучении сколачиванию почтовых ящиков в городских школах и работе на огородах в сельских. Нужен новый технологический уровень. Современным детям колотить ящики и пропалывать грядки вручную неинтересно. Это, кстати, не только школьников касается. У нас есть пример Аргаяшского техникума, где у учащихся не было никакого интереса к сельскому труду, пока там не появилась современная материально-техническая база. Сейчас там ребенок в белой рубашке сидит за штурвалом комбайна, в котором работает кондиционер, все чинно и аккуратно, он показывает немыслимую ранее производительность труда. Такого специалиста потом с руками отрывают».
«А я уверен, что должен быть и школьный огород, — считает Николай Махнев. — Да, оборудованный по современным стандартам, но не только ведь в этом проблема. Нужно, чтобы продукцию, которую там выращивают, можно было реализовать на рынке. Сельская школа, если начинает заниматься этой деятельностью, встает в один ряд с коммерческим предприятием. Чтобы продать, ей нужно как минимум сертифицировать овощи и фрукты, а для этого у нее сейчас нет условий, нет кадров, это направление просто не финансируется государством. Сегодня сельской школе нужны ресурсы, дайте ей их самой заработать».
Может ли село стать магнитом?
Вопрос денег действительно серьезный. Ведь, как верно заметила Светлана Егорова, «цифровизация образования, переход на новые технологии весьма затратные истории, и средства — это один из важнейших рычагов, которые позволят создать равные условия для учеников сельских и городских школ». Но насколько эффективно увеличение трат?
«Задача государства — создать условия для качественного образования, в том числе и в сельской школе, — говорит Александр Кузнецов. — Конечно, без дополнительных вливаний в сельские территории качественного образования там не обеспечить. Главный вопрос — куда их направлять в первую очередь. Сегодня уже есть специальные добавки к зарплате сельских педагогов, готовится к запуску программа «Земский учитель», призванная решать жилищную проблему специалистов… Таким способом государство пытается затормозить миграционные процессы, о которых мы говорили ранее. Мы делаем это, потому что понимаем, что можно закачать на село еще больше средств, но если там нет людей, специалистов, это будет бессмысленной историей».
Но готов ли нынешний молодой специалист оторваться от городского комфорта, работают ли на него стимулы, запускаемые государством?
«Есть реальные истории из нашего опыта, показывающие, что при всех процессах урбанизации можно заинтересовать молодых специалистов работать, казалось бы, в непопулярных территориях, — говорит Алексей Прокошин, советник ректора Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ). — Например, пару лет назад в наш вуз приехали «сваты» с северов и увезли с собой целую бригаду наших выпускников. Хорошая зарплата, хорошие условия труда, жилье замотивировали ребят на переезд. И сейчас из других регионов к нам приезжает достаточно много таких «сватов». Если хорошие предложения зазвучат с наших сельских территорий, молодые специалисты не откажутся ехать туда работать. Просто нужно, чтобы было что предложить. Кстати есть и истории, когда выпускники уезжали работать в село по зову души».
К слову, современные педагоги в принципе готовы и без всякого особого статуса давать сельским учителям особые компетенции. Это сегодня заложено в системе подготовки студентов педвузов.
«Наши студенты имеют возможность получать дополнительные специализации, в том числе и те, которые могут быть востребованы именно на селе», — говорит Анна Нуртдинова, начальник отдела учебных и производственных практик ЮУрГГПУ, кандидат педагогических наук.
Кроме того, если студент заранее определяется с географией своего будущего рабочего места, вузы стараются организовать его практику в максимально приближенных условиях. Здесь он учится работать по-особому, давая детям особые компетенции. Однако достаточно ли этого для сельской школы и тем более достаточно ли этого самого сельского образа жизни?
Поделиться