Наука или война мифологий. Челябинские ученые призывают исследовать историю тюрков
Фонд содействия сохранению культурного наследия «Общественный фонд «Южный Урал» выиграл конкурс на получение субсидии правительства Челябинской области для социально ориентированных НКО, осуществляющих деятельность в сфере государственной национальной политики региона.
- Культовая тайна номадов. На Уелгах обнаружен единственный на Урале некрополь коня
- Ясачные люди. Сырянская волость, где они обитали, трижды меняла «прописку»
По следам Расулева
— Изначально мы полагали собрать лишь документы, касающиеся жизни и деятельности Зайнуллы Расулева, известного проповедника ислама, — рассказывает ученый. — Однако в процессе работы наш подход несколько изменился.
— Ты имеешь в виду материалы, касающиеся конференции по «Расулевским чтениям»?
— Конференция — это всегда доклады, но нас интересуют исключительно документы. Мы тщательно изучили сборники наших коллег из Уфы и поняли, что документы, находящиеся для нас в относительном доступе, практически этим сборником и исчерпываются. А дублировать их нет никакого смысла.
Мы поняли, что не менее важно подготовить материалы по истории народов, традиционно проживающих на территории Челябинской области. При всем обилии опубликованных материалов по истории, к примеру, башкир, не так уж много документов, которые бы касались истории формирования волостей, описания их границ. Очень мало опубликованных графических документов, то есть карт и планов, по Зауралью. В особенности это касается исторических карт с обозначением границ волостей. История татар Зауралья вообще остается практически не изученной. И документов по их истории опубликовано очень мало.
— И вы решили восполнить эту нехватку…
— Да, хотя бы частично. Если быть точнее, у нас практически отсутствует как таковое научное направление по изучению этносоциальной истории Южного Урала, начиная с XVII и заканчивая первой половиной XIX века. Да, у нас есть отдельные работы по казачеству, есть кое-что по истории демидовских заводов. Да и то это большей частью не этносоциальные исследования — в них отражены документы по управлению заводами, по самой их структуре. По населению вообще минимум работ. А если говорить о тюрках, то можно считать, что по этой теме исследований и вовсе не проводилось. Но зато есть работы наших коллег из Уфы, Казани.
— Однако в своих работах они ограничиваются своими территориями?
— Справедливости ради нужно признать, что наш край тоже попадает под прицел их исследований. Однако работ чисто по истории южноуральской территории до сих пор, увы, нет.
Складывается еще и вот какая не очень хорошая ситуация. Успела народиться масса стереотипов, которые сформировались на каких-то обрывочных сведениях. И на их основании вырисовывается общая и весьма сомнительная историческая картина. Когда начинаешь изучать более детально, то понимаешь, что большая часть этих стереотипов не имеет под собой никакой почвы.
— Можешь привести пример?
— Считается само собой разумеющимся, что значительная часть зауральских башкир не имела так называемого вотчинного права на землю. И этот тезис не опирается ни на какие реальные документы.
— Необходимость изучения этносоциальной истории очевидна. Так почему же она не изучается? Нет социального заказа?
— Запрос со стороны населения, может, и есть. Но дело в том, что само общество не формирует оплату проектов. Поэтому пока за нас пишут нашу же историю люди со стороны, в том числе уфимские и казанские ученые, и это тоже не очень хорошо.
Между тем история нашего края достаточно специфическая, и она очень тесно связана, например, с историей казахов, которые и сегодня живут на территории Челябинской области. Однако документы по казахам в нашем сборнике отсутствуют. Потому что у нас опять же нет выбора: приходится пользоваться чужими исследованиями, поскольку своих материалов у нас просто нет. Ситуацию эту нельзя назвать нормальной, особенно сейчас, когда активно происходят различные этнические процессы, бурно развивается мифология — казахская, башкирская, татарская, казаческая. И если не проводить собственные исторические исследования, то мы просто захлебнемся в этом наследстве, поскольку начнется война мифологий. Потому что любая мифологическая система, которую правильнее было бы назвать сказочной, всегда претендует на роль самой первой, самой правдивой и непререкаемой истории. А мы отлично знаем, к чему может привести искажение истории.
— Можно ли как-то оценить ресурс архивных документов по истории тюркских народов, которые вы с коллегами намерены реанимировать?
— Нас интересуют самые различные материалы: указы о наделении землей, указы о размежевании земель, договоры о припуске, документы о продаже земли, карты, фотографии, планы, сканы документов.
Но я могу с уверенностью утверждать: в ближайшее десятилетие нам точно не удастся исчерпать этот ресурс, поскольку документов этих просто невероятное количество! Дело в том, что до сих пор очень активно использовались в этой связи опять же уфимские, оренбургские, московские, питерские архивы. А вот челябинские архивы, в том числе ОГАЧО, задействованы крайне слабо. Нас еще ожидают малоизученные фонды Свердловской области. И это притом что там хранится огромное количество документов именно по нашей территории.
— Какие-то белые пятна можно отметить по периодам, по волостям?
— У нас достаточно хорошо исследована тема восстаний башкирских. Если же подходить территориально, то вот тогда и начинается настоящий сумбур.
Границы волостей не были стационарными. Сам же массив документов на эту тему тоже слабо изучен. В своем сборнике мы попытались дать представление о границах некоторых волостей, о земельных спорах между башкирами и крестьянами, между башкирами и башкирами (такие тоже были). Представлены ситуации с продажей земли под заводы, тема формирования новых ясачных волостей, которое происходило в Зауралье в XVIII веке. Это Мещерякская (Верхне-Теченская), Сартская, Калмацкая и другие волости. И этот исторический фрагмент тоже остается белым пятном. Есть материалы по торговле троицких татар, документы, свидетельствующие о постройке или намерении построить мечеть. Таким образом, у нас получился достаточно разнообразный сборник.
Чай из Китая
— Насколько могут повлиять извлеченные на свет документы на формирование нового взгляда на историю нашего края, в том числе и в учебниках по краеведению?
— Конечно, один сборник, пусть даже самых уникальных документов, погоды не сделает. Но мы надеемся, что наш сборник заставит привлечь внимание, в том числе и власти, к необходимости изучения истории тюркских народов.
— Во время работы в архивах были какие-то открытия?
— Выяснилось, что на территории Кара-Табынской волости жило очень много айлинцев, судя по всему, еще с XVII века, то есть еще до промышленного освоения Южного Урала. На территории нынешней Курганской области были две волости — Сартская и Калмакская (часть нынешнего Сафакулевского района). Но мало кто себе представляет, что эти волости были созданы непосредственно указом руководства Оренбургской губернии. То есть после прошения сартов, калмыков и мещеряков им выделили землю по реке Чумляк. Произошло это в 1748 году. И ее обитатели вполне законно пользовались вотчинным правом.
Среди прочих документов мы публикуем любопытное письмо сына троицкого купца из Бухары, в котором он отчитывается о проделанных делах и просит отца, если тот поедет в Макарьев (знаменитая Макарьевская ярмарка. — Прим. ред.), купить там чай и прислать ему. Письмо датировано 1820 годом. Выходит так, что в ту пору из Китая в Среднюю Азию чай доставлялся через Россию либо такой путь обходился просто дешевле.
— Разумеется, вы не рассчитываете сборником закрыть эту тему?
— Нам кажется, что уже давно пора начать целенаправленную планомерную работу по изучению и популяризации местной истории, в том числе и истории тюркского населения. И публикация материалов должна носить постоянный характер. Сборник документов, который мы подготовили, будет лишь одним из кирпичиков. По крайней мере, мы на это надеемся.
Поделиться