Четыре года без сна. Как спасали земляков «зауралочки в белых халатах»

28 Апреля 2020 Автор: Марат Гайнуллин Фото: из семейного альбома Макрушниковых
Четыре года без сна. Как спасали земляков «зауралочки в белых халатах»


В победном 1945 году Александра Макрушникова (Дедова) возглавила в Челябинске всю медицину Железнодорожного района (ныне Советского). Работы здесь было непочатый край.

И сил ее хватило лишь на год: сказалась война. Найдя себе замену, она вернулась к любимой работе зубного врача в поликлинику этого же района, о чем мечтала всю войну...

Уполномоченный Наркомздрава

Челябинскую зубоврачебную школу она окончила перед самой войной. Уже в первые дни войны она отправилась в самый глубинный район Челябинской области — в село Мокроусово (теперь это Курганская область), где не было врача-стоматолога.

После ухода на фронт из всего медперсонала Мокроусовского района остались лишь два человека: молодой врач Александра Степанова и она, зубной врач Александра Дедова. Но, кроме зубоврачебного, ей, стоматологу, передали еще глазной и хирургический кабинеты, да еще и должность участкового врача деревни Чесноково, что находилась в семи километрах от Мокроусово. И это притом что ни о какой авиамедпомощи или машине и речи не было.

В сентябре забот прибавилось: ее избрали секретарем комсомольской организации райздравотдела, а затем и членом бюро Мокроусовского райкома комсомола.

воспоминания-врача-2.jpgВсе это время она рвалась на фронт, но вместо этого получила бронь и... повышение. Вчерашней студентке передали райздравотдел, госсанинспекцию и районный «Красный крест». Ей было страшно, боялась, что не справится. Она прекрасно понимала: фронт они обязаны были без перебоя пополнять здоровыми людьми. И здесь их тыл становился фронтом.

Но, видимо, справилась, потому что уже вскоре ее назначат еще и внештатным уполномоченным Наркомздрава РСФСР! Ей придется до конца войны вылетать в другие районы на ликвидацию эпидемических очагов или с проверкой работы заведующих райздравотделами.

Между тем один за другим к ним шли эшелоны эвакуированных из западных областей страны. Приходилось сутками не спать, организовывая бесперебойную санитарную обработку прибывших. Первыми пришли два московских детдома. На их счастье, в числе эвакуированных были врачи, медсестры, фармацевты, которых тут же подключили себе в помощь. И уже вскоре районная больница и все фельдшерские пункты были укомплектованы кадрами. Не хватало только врача-хирурга. В экстренных случаях терапевтам приходилось штудировать учебники и становиться у операционного стола. На долю Александры выпала подача наркоза.

Она вспоминает, как однажды у председателя колхоза оторвало кисть руки. Перед началом операции все страшно волновались. Главврачу больницы Пржитульской стало плохо до рвоты. Но она была волевым человеком. Переодевшись во все стерильное, собрала силы и начала операцию. Сделав первый разрез кожи, она успокоилась, и операция прошла блестяще. Это была их первая общая победа. Впоследствии больница под ее началом станет лучшей в области.

Огород во дворе больницы

А помощи между тем ждать было неоткуда. Мужчины ушли на фронт, колхоз не мог помогать при всем своем желании: у них были свои заботы. И тогда они решили организовать свое подсобное хозяйство, чтобы иметь прибавку к пайку больных, а треть отдавать своим наиболее нуждающимся медработникам больницы. Районные власти одобрили такое решение. Особое внимание уделяли семьям погибших, детям и старикам, семьям ушедших на фронт.

Перекопали лопатами весь большой двор районной больницы и устроили огород, посеяв все необходимые овощи, сахарную свеклу, посадили малину и другие ягодники. В хозяйстве было около 40 голов рогатого скота, из них 15 дойных коров. Так что было свое молоко! Были даже свои лошади. Работали все — от нянечек до врачей. Только для больницы и сотрудников надо было заготовить 900 кубометров дров, вырастить овес для лошадей и больным на кашу, накосить сена для скота.

Каждый медработник имел свой личный огород. Лето на Урале короткое, надо было все успеть сделать. Но как? Решено было поделиться на две бригады: одна на покос, другая несла дежурство в больнице. Через неделю менялись. В воскресные дни шли в поле на сенокос или заготовку дров, ягод, грибов, лекарственных трав. У них был даже свой рыбак. Какое же это было подспорье для больных!
Обучались в народном ополчении сами и обучали других. Александра вела военно-санитарное дело у старшеклассников, а также среди допризывников в райвоенкомате, в милиции.

воспоминания-врача-3.jpg

Топили все бани села

Для профилактики инфекционных заболеваний они создали настоящий институт санитарных общественных инспекторов. Сами себе они подбирали помощников, обучали их, затем закрепляли одного общественного инспектора на 10 дворов.

Создали школу колхозных медсестер, за полгода врачи их обучили. Так каждый колхоз получил свою медсестру, которая руководила общественными санинспекторами. Добились, чтобы каждая из них обеспечивалась хлебом.

Работать стало легче. Райздравотдел ежедневно получал сведения о санитарном состоянии и заболеваемости в каждом населенном пункте. Каждый фельдшерский пункт был в курсе всех дел своего обслуживаемого участка.

Если появлялись подозрительные больные инфекционного характера, то тут же выезжала бригада, состоявшая из заврайздравотделом, терапевта, прикрепленного к этому пункту. Собирали заседание сельского исполкома, актив, председателя колхоза, депутатов сельсовета, и совместно решались все вопросы профилактики. Если нужно было, то топили все бани села. При этом обрабатывали не только каждую семью через каждые 7 дней (при сыпном тифе), но и до тех пор, пока не закончится инкубационный период в 21 день. Если появлялся хоть один температурящий больной, то перекрывали все дороги населенного пункта и объявлялся карантин.

Благодаря такой слаженной работе санитарного актива и руководства села, район в годы войны не имел ни одной эпидемии. Они гордились и тем, что не было и ни одного случая срыва мобилизации воинов на фронт.

воспоминания-врача-4.jpg

Смертоносные колоски

Вместе с коллегами Александра создала санаторий для ослабленных детей, для детей-сирот, родители которых погибли на фронте.

Боролись за жизнь каждого ребенка, отдавая до последней крошки продукты, предназначенные для молочной кухни. Эти продукты до 1944 года, пока не организовалась Курганская область, им приходилось самим возить из Челябинска. Ездили на своих лошадях, 400 километров туда, 400 — обратно. Как ни одевались зимой, а трескучие морозы вынуждали идти пешком.

По районам разъезжали только ночами, поскольку застать колхозников дома можно было лишь поздно вечером. В каждом доме проводили медосмотр, читали лекции, ставили профилактические прививки. Попутно по заданию райкома партии проводили заготовку табака и теплых вещей для воинов на фронте.

Мокроусовский райздравотдел и районная больница были лучшими в области. Медицинским работникам по заслугам были вручены правительственные награды.

Своими силами построили на территории больницы новую амбулаторию, привлекая лишь плотника, печника и стекольщика.

Однажды одна тракторная бригада во время посевной кампании вышла из строя: заболели все туляремией. Это было ЧП! Все силы бросили на борьбу с этой инфекцией, и «пожар» потушили. Руководители хозяйств поняли, что вопросы профилактики нужно вместе решать с медиками, и стали прислушиваться к их просьбам.

Пришла и другая беда — токсическая ангина. Люди заболели гипогликемией. Не помогали никакие лекарства. Пришлось вызвать из Челябинска санитарный самолет скорой помощи и врача-инфекциониста, который подтвердил диагноз: причиной болезни явилось употребление перезимовавших злаковых колосьев на полях. Трудно было доказать голодным людям, что есть это зерно нельзя. На борьбу с недугом подняли весь район, но люди все равно продолжали собирать эти смертоносные колоски. Пришлось обратиться к руководству района с просьбой организовать обменные пункты в каждом селе. Районные власти помогли нам создать эти пункты. Люди получали доброкачественное зерно взамен перезимовавшего на земле в поле. И это тоже была их победа.

И все же удивительно, как устроен человеческий организм! Александра Матвеевна вспоминает, что они практически не спали все четыре года войны и оставались вполне работоспособными. Вот такие они были, «зауралочки в белых халатах», как их называли.

«Очевидно, молодость помогала нам оставаться в строю, — рассуждает ветеран. — Так ведь мы все годы войны еще и в кружках самодеятельности участвовали! В Доме культуры всегда были аншлаги, шел ли спектакль нашего драматического коллектива, выступал ли хор нашей больницы. Вот так вот вся война и прошла без сна. И как один долгий-долгий сон. Помните, как в той песне поется: «старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист…»?

Только вот не сон это был!»

Поделиться

Сегодня | 11:51
Казачья деревня. Оренбургское казачье войско отметит 450-летие

К этой дате в Челябинске переиздана книга Михаила Голубых «Казачья деревня». Это этнографический труд, в нем детально исследованы жизнь и быт казаков поселка Тимофеевского середины 1920-х годов.

Сегодня | 10:26
В Челябинске очистят реку Миасс и Шершни

Уже исследованы наиболее донные отложения и водозаборы. Готовится программа, как работать с ними.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты