Время сжалось. Почему обновление знаний взрослому человеку стало требоваться чаще
У нас, когда говорят о проблемах образования, в первую очередь сразу думают о том, что это о детях да молодежи. Но ведь еще есть так называемое взрослое образование. Какое место оно сегодня занимает в России и на Южном Урале и какое должно занимать? Об этом мы говорим с профессором Галиной Казаковой, доктором культурологии, экспертом Высшей школы экономики.
- Привилегия работать. Как изменится рынок труда в Челябинской области
- Жива ли в Челябинской области система профобразования?
— Какое место обучение взрослых занимает в системе образования России, Челябинской области сегодня?
— Образование взрослых традиционно подразумевалось в рамках дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, переподготовки кадров каждые пять лет. Это направление всегда присутствует в вузах и техникумах. Но то, что происходит в нынешние времена, разительно отличается от предыдущих лет: время сжалось, и теперь обновление знаний требуется чаще, чем раз в пятилетку.
Во-вторых, уходит в прошлое монозанятость, современная кризисная экономика требует решительного и быстрого перепрофилирования людей: из производства — в сферу занятости и наоборот, освоение смежных профессий, переход из государственного в частный сектор и наоборот, из бюджета в рынок, возвращение к дипломной профессии и т.д. Мобильность жизни, увеличение пенсионного возраста, диверсификация экономики, снижение рабочей миграции радикально расширяют сектор образования для взрослых. Нужно понимать, что его развитие напрямую связано с социальной напряженностью, ответственностью государства перед своими гражданами, стабильностью на рынке труда, быстрым восстановлением экономики, благополучием населения.
Отечественная система образования, по мнению экспертов, сегодня решает эту задачу только на треть, в отличие от западной практики. А между тем объем этого рынка образовательных услуг составляет 125 млрд рублей.
Поэтому образование для взрослых уже сейчас нужно выводить на передовые рубежи. Понимание этой перспективы должно реализовываться в расширении образовательной инфраструктуры, в особенности в Челябинской области — регионе с высокой плотностью населения, высокими темпами диверсификации экономики (например, возросшая в последние годы роль аграрного сектора), индустриальном оплоте страны, чьи предприятия относятся к системно значимым.
Не вширь, а вглубь
— Насколько сами взрослые южноуральцы, на ваш взгляд, понимают ценность образования, нужно ли государству опираться только на их потребности, понимание и желание или здесь более важны потребности и понимание рынка, работодателей?
— Данный процесс имеет встречную направленность. Рынок в лице работодателей, чей бизнес сжался или расширился в коронавирусные месяцы, уже сформировал запрос. Система государственного образования с учетом опыта дистанционного образования протестировала онлайн-режим и оценила его преимущества и недостатки. Второй этап — оценить содержание запросов населения и рынка труда и в строгом соответствии предложить образовательный контент, технологии, формы.
— Взрослое население более требовательное к качеству образования, более «жадное» до времени, на него потраченного. Учитывают ли эти особенности разработчики и организаторы образовательных программ? Можем ли мы сказать, что взрослое образование более конкретно, максимально исключает вводные базовые части и косвенные знания?
— Школьное и вузовское образование делают акцент на фундаментальных универсальных знаниях, это образование вширь. Взрослое образование — это прикладные дисциплины, образование вглубь. Однако без базовых вещей фундаментальной науки оно вряд ли обойдется: это взаимодействие части и целого. Образование взрослых действительно жестко привязано к текущим задачам производства и жизненным целям, оно действительно не потерпит пустой траты времени и финансов. Вот почему его контент должен быть максимально модернизирован в соответствии с научными достижениями и суперпередовыми производственными практиками, в том числе мировыми, международными.
Где ресурсы, а где эффективность
— Почему государственные программы по переобучению взрослых, как правило, у нас проигрывают частным проектам в этой сфере (как минимум в яркости подачи и маркетинге продвижения услуги)?
— Государственная система, находясь на бюджетном финансировании, как мне кажется, иногда неповоротлива и по-научному назидательна. А частный бизнес в образовании живет по принципу «волка ноги кормят»: чуток к запросам клиентов, эластичен в условиях подготовки, продвинут в информационных технологиях, динамичен, делает акцент на профессионалах-практиках, ему всегда надо быть на шаг, а то и на два впереди государственных структур, ведь ему никто зарплату просто так не гарантирует. Вот и получается вилка: огромная ресурсная база — у государственников, а результативность — у частников.
— На чьей базе должно и может усилиться взрослое образование, какие шаги необходимо предпринять властям для активизации этого процесса?
— Частично я уже ответила на этот вопрос. Напомню: объем рынка значителен — 125 млрд рублей, на 70 % он не освоен. Негосударственное образование тоже предмет государственной политики. Поскольку задачи кадровой перезагрузки страны не требуют отлагательств и без преувеличения являются вопросами национальной безопасности, то нужны консолидированные усилия и государственного, и частного сектора. Но только частники уже не тратят время на «подумать» (на конференции, семинары и мозговые штурмы), они уже в онлайне и офлайне проводят марафоны, обучающие курсы, семинары по предпринимательству, обеспечивают сопровождение переобученного клиента вплоть до первой монетизации. Разумеется, за его деньги.
Считаю, что региональная программа развития образования для взрослых может быть следующей:
— экстраординарная открытость и кооперация профессионального образования и реального сектора в развертывании региональной системы образования для взрослых, быстрое выявление лидерских практик, обмен опытом и создание культуры общего дела;
— активизация прогноза регионального рынка труда в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
— внедрение технологий «смешанного» обучения: онлайн и офлайн; бюджетного (участие в федеральных проектах) и частного (по запросам предприятий) финансирования; с отрывом и без отрыва от производства;
— особое внимание должно быть уделено молодежной аудитории поствузовского возраста, имеющей «бумажное» образование, возможно, уже семью и детей, но не имеющей реальной работы;
— развитие системы предпринимательского сопровождения после обучения.
Поделиться