Время сжалось. Почему обновление знаний взрослому человеку стало требоваться чаще

26 Мая 2020 Автор: Елена Николаева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Время сжалось. Почему обновление знаний взрослому человеку стало требоваться чаще


У нас, когда говорят о проблемах образования, в первую очередь сразу думают о том, что это о детях да молодежи. Но ведь еще есть так называемое взрослое образование. Какое место оно сегодня занимает в России и на Южном Урале и какое должно занимать? Об этом мы говорим с профессором Галиной Казаковой, доктором культурологии, экспертом Высшей школы экономики.

Системно значимо

— Какое место обучение взрослых занимает в системе образования России, Челябинской области сегодня?

Казакова-Галина-культуролог-профессор.jpg— Образование взрослых традиционно подразумевалось в рамках дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, переподготовки кадров каждые пять лет. Это направление всегда присутствует в вузах и техникумах. Но то, что происходит в нынешние времена, разительно отличается от предыдущих лет: время сжалось, и теперь обновление знаний требуется чаще, чем раз в пятилетку.

Во-вторых, уходит в прошлое монозанятость, современная кризисная экономика требует решительного и быстрого перепрофилирования людей: из производства — в сферу занятости и наоборот, освоение смежных профессий, переход из государственного в частный сектор и наоборот, из бюджета в рынок, возвращение к дипломной профессии и т.д. Мобильность жизни, увеличение пенсионного возраста, диверсификация экономики, снижение рабочей миграции радикально расширяют сектор образования для взрослых. Нужно понимать, что его развитие напрямую связано с социальной напряженностью, ответственностью государства перед своими гражданами, стабильностью на рынке труда, быстрым восстановлением экономики, благополучием населения.

Отечественная система образования, по мнению экспертов, сегодня решает эту задачу только на треть, в отличие от западной практики. А между тем объем этого рынка образовательных услуг составляет 125 млрд рублей.

Поэтому образование для взрослых уже сейчас нужно выводить на передовые рубежи. Понимание этой перспективы должно реализовываться в расширении образовательной инфраструктуры, в особенности в Челябинской области — регионе с высокой плотностью населения, высокими темпами диверсификации экономики (например, возросшая в последние годы роль аграрного сектора), индустриальном оплоте страны, чьи предприятия относятся к системно значимым.

образование_Шишкоедов_DSC7621.jpg

Не вширь, а вглубь

— Насколько сами взрослые южноуральцы, на ваш взгляд, понимают ценность образования, нужно ли государству опираться только на их потребности, понимание и желание или здесь более важны потребности и понимание рынка, работодателей?

— Данный процесс имеет встречную направленность. Рынок в лице работодателей, чей бизнес сжался или расширился в коронавирусные месяцы, уже сформировал запрос. Система государственного образования с учетом опыта дистанционного образования протестировала онлайн-режим и оценила его преимущества и недостатки. Второй этап — оценить содержание запросов населения и рынка труда и в строгом соответствии предложить образовательный контент, технологии, формы.

— Взрослое население более требовательное к качеству образования, более «жадное» до времени, на него потраченного. Учитывают ли эти особенности разработчики и организаторы образовательных программ? Можем ли мы сказать, что взрослое образование более конкретно, максимально исключает вводные базовые части и косвенные знания?

— Школьное и вузовское образование делают акцент на фундаментальных универсальных знаниях, это образование вширь. Взрослое образование — это прикладные дисциплины, образование вглубь. Однако без базовых вещей фундаментальной науки оно вряд ли обойдется: это взаимодействие части и целого. Образование взрослых действительно жестко привязано к текущим задачам производства и жизненным целям, оно действительно не потерпит пустой траты времени и финансов. Вот почему его контент должен быть максимально модернизирован в соответствии с научными достижениями и суперпередовыми производственными практиками, в том числе мировыми, международными.

образование_Шишкоедов_DSC_5198.jpg

Где ресурсы, а где эффективность

— Почему государственные программы по переобучению взрослых, как правило, у нас проигрывают частным проектам в этой сфере (как минимум в яркости подачи и маркетинге продвижения услуги)?

— Государственная система, находясь на бюджетном финансировании, как мне кажется, иногда неповоротлива и по-научному назидательна. А частный бизнес в образовании живет по принципу «волка ноги кормят»: чуток к запросам клиентов, эластичен в условиях подготовки, продвинут в информационных технологиях, динамичен, делает акцент на профессионалах-практиках, ему всегда надо быть на шаг, а то и на два впереди государственных структур, ведь ему никто зарплату просто так не гарантирует. Вот и получается вилка: огромная ресурсная база — у государственников, а результативность — у частников.

— На чьей базе должно и может усилиться взрослое образование, какие шаги необходимо предпринять властям для активизации этого процесса?

— Частично я уже ответила на этот вопрос. Напомню: объем рынка значителен — 125 млрд рублей, на 70 % он не освоен. Негосударственное образование тоже предмет государственной политики. Поскольку задачи кадровой перезагрузки страны не требуют отлагательств и без преувеличения являются вопросами национальной безопасности, то нужны консолидированные усилия и государственного, и частного сектора. Но только частники уже не тратят время на «подумать» (на конференции, семинары и мозговые штурмы), они уже в онлайне и офлайне проводят марафоны, обучающие курсы, семинары по предпринимательству, обеспечивают сопровождение переобученного клиента вплоть до первой монетизации. Разумеется, за его деньги.

образование_Шишкоедов_DSC7983.jpg

Считаю, что региональная программа развития образования для взрослых может быть следующей:

— экстраординарная открытость и кооперация профессионального образования и реального сектора в развертывании региональной системы образования для взрослых, быстрое выявление лидерских практик, обмен опытом и создание культуры общего дела;

— активизация прогноза регионального рынка труда в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

— внедрение технологий «смешанного» обучения: онлайн и офлайн; бюджетного (участие в федеральных проектах) и частного (по запросам предприятий) финансирования; с отрывом и без отрыва от производства;

— особое внимание должно быть уделено молодежной аудитории поствузовского возраста, имеющей «бумажное» образование, возможно, уже семью и детей, но не имеющей реальной работы;

— развитие системы предпринимательского сопровождения после обучения.

Поделиться

Вчера | 18:17
В челябинской больнице капитально отремонтировали отделение гнойной хирургии

Операционные, реанимацию и палаты разместили на одном этаже.

Вчера | 12:12
В нацпарках развивают бережный туризм

На Креативной неделе в Челябинске обсуждали, как «Таганаю» увеличить турпоток, сохранив экосистему.

11.08.2021 | 12:28
Ученые ради туризма оценят состояние достопримечательностей горнозаводской зоны Южного Урала

В рамках проекта «Открытая экспедиция» в настоящий момент по Большому Уралу работают несколько сотен ученых, краеведов и путешественников. Часть из них высадится десантом в горнозаводской зоне Челябинской области.

26.07.2021 | 12:11
Почему, чтобы развить туризм, уральским регионам нужно перестать конкурировать

Новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» предусматривает развитие туриндустрии в рамках 12 макротерриторий, и глава Ростуризма Зарина Догузова уже анонсировала начало разработки мастер-планов по трем из них — Крыму, Дальнему Востоку и Золотому кольцу.

Новости   
Спецпроекты