«Катюша» и «Захар». В Челябинске должен появиться музей техники, собранной на Урале
Здесь будут образцы тракторов, танков, самоходных артиллерийских установок, «катюш», «Уралов» и многое другое. Пока некоторые экспонаты будущего музея можно увидеть в саду Победы.
- Звание по факту. Что пришлось доказывать городам трудовой доблести
- Реликвии Победы. Какие истории хранят вещи времен войны
Сразу после войны в 1945 году рабочие Кировского завода принялись за благоустройство парка: появилась деревянная ограда и была освещена главная аллея, а за посещение нужно было заплатить один рубль. В апреле 1956 года в одном из докладов на заседании Тракторозаводского райисполкома отмечалось: «Сад ЧТЗ остается пока пустынным и необитаемым уголком. К нему еще не прикасалась ни одна рука работников УВС и Дворца культуры. Кроме двух сторожей, в саду никого и ничего нет». Со временем здесь появились лыжная база, летняя эстрада, читальный павильон, прокат детских игрушек, спортивного инвентаря.
К юбилею Победы
6 мая 1965 года Тракторозаводский райисполком в ознаменование празднования 20-летия победы в Великой Отечественной войне принял решение переименовать парк в сад Победы. Челябинский горисполком поддержал это решение, так на карте города появился сад Победы.
В 1975 году, к 30-летию Победы, на главной площади сада Победы был открыт памятник советскому солдату и рабочему. По замыслу авторов, памятник должен был образно раскрывать идею всенародного подвига, единство фронта и тыла. Вознесенная ввысь на 36 метров вертикаль — это штык, у подножия которого барельефы солдата в каске и рабочего на фоне танков. Рядом с памятником — плиты с именами погибших на фронтах Великой Отечественной войны работников ЧТЗ.
В 2000-х годах сад Победы переживает новое рождение: началась его реконструкция, здесь появились аллеи ветеранов, мира, молодежи, крытый летний театр и детская площадка. В 2007 году здесь открылась выставка военной техники под открытым небом. Появление этой экспозиции в Тракторозаводском районе неслучайно, ведь в годы войны это было ядро Танкограда. Кировский завод освоил производство 13 типов боевых машин, в том числе тяжелых танков, выпустил 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысячи танковых дизель-моторов, 17,7 миллиона заготовок боеприпасов. Коллектив завода 33 раза завоевывал 1-е место и переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны во Всесоюзном социалистическом соревновании.
С щучьим носом
На выставке представлено 19 образцов военной техники военного и послевоенного времени: танки, самоходки, минометы, зенитки, бронетранспортеры и даже настоящий катер. За каждым из них большая история — работа конструкторов и инженеров, испытателей, серийное производство на протяжении многих лет, участие в боевых действиях и дежурство на рубежах родины.
На выставке представлено семь танков. Один из них — ИС-3 («Иосиф Сталин»). Серийный выпуск машины начался в мае 1945 года, когда Великая Отечественная война уже закончилась. Разработка проекта началась летом 1944 года при участии Жозефа Котина, Николая Духова, Ивана Трашутина. При разработке проекта ИС-3 был учтен опыт Курской битвы, в ходе которой замечено массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение проработать новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту. В результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведен до максимально возможного, носовая часть стала похожа на «щучий нос». Танк производился недолго — до 1946 года, но на вооружении СССР и других стран он стоял до начала 1970-х годов.
Рядом — средний танк Т-34-85. Это модификация знаменитой машины. Модификацию 1944 года отличает 85-миллиметровая пушка и новая башня увеличенного объема с усиленной броневой защитой, при этом он сохранил подвижность и маневренность. В СССР танк производили до 1950 года, также его выпускали в Чехословакии и Польше. Всего было произведено чуть более 65 тысяч машин, а значит, это самый массовый танк в мире. Официально Т-34-85 снят с вооружения России лишь в 1993 году.
На выставке можно увидеть и другие танки — Т-54, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80.
«Катюша» и «Град»
На выставке представлена разнообразная артиллерия: это самоходные артиллерийские установки времен войны ИСУ-152 и СУ-100, послевоенные — пушка Д-44, зенитное орудие КС-19, зенитная установка ЗПУ-19, но особого внимания заслуживает гвардейский миномет БМ-13, прозванный «катюшей».
В годы Великой Отечественной войны Челябинск был центром производства минометных установок, здесь производились направляющие и снаряды, которые затем устанавливались на автомобили ЗиС, но чаще на автомобили, полученные СССР по ленд-лизу. Именно такой экземпляр «катюши» на Studebaker US6 и представлен в саду Победы. Челябинский завод имени Д.В. Колющенко ежемесячно отправлял на фронт 45 «катюш».
На фронте это было грозное оружие. Пуск снарядов осуществлялся из кабины, дальность полета — 8,5 километра, достоинствами этого оружия была кучность боя, оперативность и большая маневренность. Здесь же есть близкий «родственник» «катюши» — реактивная система залпового огня «Град». Она была принята на вооружение в 1963 году и до сих пор используется во многих странах мира. Установка заряжается 40 снарядами, а дальность залпа достигает 40 километров.
«Захар» на три тонны
Из экспонатов, приближенных к современности, на выставке представлены бронированный тягач МТ-ЛБ и два бронетранспортера. Пожалуй, этим сложно удивить, так как подобные машины можно часто увидеть в фильмах и не только. Однако стоит остановиться у ЗиС-5: это легендарная машина, которую на фронте называли «захаром», и в челябинском саду Победы подлинный экземпляр.
Этот автомобиль грузоподъемностью до трех тонн был одним из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время войны. Его выпускали с 1933 года на автомобильном заводе имени И.В. Сталина в Москве, затем в Ульяновске и с 1944 года на Южном Урале в Миассе. Всего до 1948 года с конвейеров заводов сошло более полумиллиона машин.
В годы войны на ЗИС-5В (такие выпускал завод в Миассе) устанавливалась облегченная кабина из фанеры и дерева, крылья были сделаны методом простой гибки из обычного листового проката, тормоза только на задних колесах, бортовая платформа с одним задним откидным бортом и единственная левая фара. Ближе к концу войны комплектация была частично восстановлена: появилась и вторая фара, откидные боковые борта. В Миассе за первый год выпустили 6800 автомобилей.
Адрес музея: г. Челябинск, сад Победы
Режим работы: круглосуточно
E-mail: sadpobedy@mail.ru
Сайт: http://садпобеды.рф/
Поделиться