Воспитанные дети. В южноуральских школах будут не только учить

3 Августа 2020 Автор: Юлия Махлеева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Воспитанные дети. В южноуральских школах будут не только учить


В образовательные учреждения вернутся программы воспитания и календарный план воспитательной работы. Этого требуют поправки в закон «Об образовании», которые вступают в силу с 1 сентября этого года.

Теперь у педагогов прибавится нагрузки, ведь необходимо будет уделить внимание развитию маленьких личностей, формированию в них духовно-нравственных ценностей и вообще провести большую индивидуальную работу с каждым учеником. На чьи плечи ляжет эта ответственность, готовы ли педагоги воспитывать и что о поправках думают родители, выяснил корреспондент «ЮП».

Классные часы по-новому

Не одно десятилетие идет спор о том, кто же больше должен уделять внимания воспитанию ребенка — школа или родители. В советское время эту функцию брало на себя государство в соответствии со своими идеологическими принципами, которые были прочно внедрены в образовательный процесс. После распада СССР в школах все чаще стали говорить, что воспитание ребенка — компетенция родителей. А в новом законе «Об образовании» 2012 года появилась «холодная» формулировка, что школа предоставляет образовательные услуги, которая сильно резала слух некоторым родителям и педагогам: все-таки это не сфера потребления, а двусторонний процесс. И вот буквально на днях Госдума вновь добавила в образовательные учреждения человечности и духовности, внеся в закон «Об образовании РФ» поправки по вопросам воспитания обучающихся. В них предлагается определить понятие воспитания как «деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения». Теперь в школах должны «формировать у обучающихся чувство патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества… к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, к природе…».

воспитание_Шишкоедов_DSC7342_Учитель-у-доски,-тетрадки.jpg

Поправки о воспитании вступают в силу уже с 1 сентября 2020 года. Но учебным заведениям дадут время подготовиться. В течение года (до 1 сентября 2021 года) они должны будут скорректировать свои образовательные программы в соответствии с законом. В них нужно будет включить рабочие программы воспитания и календарный план воспитательной работы. В министерстве образования Челябинской области отметили, что с принятием данных поправок школы ждут существенные изменения и работы у педагогов прибавится.

«Во всех южноуральских школах воспитательные моменты в той или иной мере присутствовали всегда. Так, до конца года в школах будет действовать тема 75-летия победы в Великой Отечественной войне. Из Министерства просвещения РФ к нам в регион пришли разъяснения, что если с 1 сентября школы будут работать в очном режиме, то классные часы будут посвящены именно этой исторической дате. Однако с принятием поправок эта работа будет вестись гораздо глубже, — комментирует «ЮП» начальник пресс-службы регионального минобрнауки Светлана Платонова. — Примерно к концу года в нашем министерстве планируют подстроить все нормативные акты под изменения в закон «Об образовании» и внести такое понятие, как воспитание. На самом деле школы ждут очень существенные перемены. Воспитание будет вновь задачей педагогов. Этого не избежать. Данные обязанности лягут на плечи классных руководителей. Теперь они должны будут найти к каждому ученику индивидуальный подход, ориентироваться в интересах детей, вести индивидуальные беседы, проводить воспитательные классные часы. Да, работы станет больше. Но не стоит забывать, что перед этим президент сделал важный шаг — назначил доплаты для классных руководителей в размере пяти тысяч рублей. Так что все закономерно».

В министерстве образования региона также отметили, что воспитательные процессы скорее всего уйдут не только в классные часы, но и в систему дополнительного образования. Это станет своего рода толчком для ее развития. Если сейчас патриотические движения молодежи и работа школьных поисковых отрядов организована на общественных началах, то с принятием поправок они могут быть официально встроены в систему дополнительного образования. Это значит, что они смогут получить финансирование, помещения и инвентарь для своего направления деятельности.

воспитание_Шишкоедов_DSC_6166.jpg

Человек будущего

А что думают о новых поправках сами педагоги и готовы ли они воспитывать школьников? Учитель истории и обществознания школы № 7 Копейска Оксана Саратовкина, которая также является классным руководителем, не увидела в поправках чего-то кардинально нового. По ее словам, добросовестные педагоги уже сейчас встраивают воспитание в учебный процесс и придают этому большое значение.

«Воспитание — это процесс, который в равной степени требует внимания и родителей, и школы. Школа воспитывает через обучение, а родители личным примером, развивающими беседами. Например, в школах на всех предметах говорится про экологическую проблему, а фотографии с наших озер, где отдыхающие (в большинстве своем семьи с детьми) после себя оставляют горы мусора, доказывают, что мы вместе должны участвовать в воспитании детей, — поясняет Оксана Саратовкина. — Для меня непонятны новые поправки. В существующем законе «Об образовании» уже сейчас прописано, что образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, то есть воспитание уже было, есть и будет в школах. Как можно преподавать историю и не воспитывать чувство патриотизма и гражданственности? Героическое прошлое нашей страны — хороший пример для воспитания подрастающего поколения. На уроках обществознания, особенно в старших классах, работает дискуссионный клуб, где ученики отстаивают свою точку зрения по ситуации в стране и мире. Классные часы проводим, в благотворительных акциях и волонтерстве участвуем, дни молодого избирателя у нас ежегодно, технологию развивающих бесед внедряем, есть самоуправление, школьное телевидение, газета… Что еще надо? Мой выпускной класс однажды задал мне вопрос: «Как вы считаете, чему вы нас научили?» И сами на него ответили: «Оставаться человеком и Родину любить».

Оксана Саратовкина опасается, что новая воспитательная программа может стать формальностью и лишь добавит нагрузку на учителей и детей.
«Зачем изобретать велосипед, если он уже давно существует?» — недоумевает педагог.

воспитание_Шишкоедов_DSC0141_юнармия.jpg

Интересно, что многие родители, напротив, всеми руками голосуют за то, чтобы воспитание вернулось в школы. Хотя большинство пап и мам уверены, что основные воспитательные моменты закладываются в семье, по их мнению, в школах, как в социальном коллективе, будет нелишним уделить этому внимание и воспитать достойного члена общества.

«Несмотря на то что в школе ребенок проводит основную часть времени, я понимаю, что семья все равно ближе к ребенку и львиная доля ответственности и усилий по воспитанию лежит на родителях. Члены семьи ближе эмоционально к ребенку и оказывают более сильное влияние на него, являясь наиболее значимыми и авторитетными лицами в его ближайшем окружении, — делится мнением руководитель общественной организации «Совет родителей обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Челябинской области» Елена Сыркина. — Вместе с тем я очень рада, что понятие «воспитание» вернули обратно в школу, потому что мы уходим от такой формулировки, которая мне очень не нравится, что школа оказывает услуги. Понятно, что родители — это заказчики перед многими структурами, тем не менее это еще и забота государства — воспитать такого члена общества, какого оно хочет видеть. Условно, наш ребенок — человек будущего. Какую миссию и цель он понесет, насколько его ресурсы будут востребованы и государством, и другими людьми, какую пользу он принесет прежде всего для общества и для государства целом — рассмотреть эти моменты возможно в школах. Любой социальный коллектив воспитывает человека. Это не говорит, что раньше в школах не уделяли этому внимания. Каждый педагог в любом случае осознанно или неосознанно воспитывает ребенка. Я рада, что теперь это будет официально закреплено в документах и в программах и эта работа станет более организованной».

Добавим, что программы воспитания должны будут появиться не только в школах, но и в колледжах, техникумах и вузах. Таким образом, эта работа действительно станет системной и государственной задачей.

Поделиться

Сегодня | 11:51
Казачья деревня. Оренбургское казачье войско отметит 450-летие

К этой дате в Челябинске переиздана книга Михаила Голубых «Казачья деревня». Это этнографический труд, в нем детально исследованы жизнь и быт казаков поселка Тимофеевского середины 1920-х годов.

Сегодня | 10:26
В Челябинске очистят реку Миасс и Шершни

Уже исследованы наиболее донные отложения и водозаборы. Готовится программа, как работать с ними.

27.06.2023 | 14:54
Энергия будущего. В Челябинской области прощались со школой на «Атомном выпускном»

В Челябинск, в Центральный парк культуры и отдыха имени Ю.А. Гагарина, 24 июня съехались выпускники со всей области. Перед ребятами выступили известные музыканты, для них работали бесплатные аттракционы и теплые шатры с горячим чаем.

26.06.2023 | 16:35
Доброе «УТРО». На Южном Урале проходит масштабный форум для молодежи

В этом году Челябинской области выпала честь принимать молодежный форум «УТРО». На шесть дней на курорте под Миассом собралось около 500 юношей и девушек, педагогов и наставников из 30 регионов России, ЛДНР, а также Казахстана и Беларуси. Главной темой в этом году станет патриотическое воспитание и новые вызовы для России.

Новости   
Спецпроекты