Готово ли творчество стать еще одним движком для экономики Южного Урала

24 Сентября 2020 Автор: Елена Николаева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Готово ли творчество стать еще одним движком для экономики Южного Урала


Эксперты утверждают, что российская креативная индустрия в настоящий момент переживает небывалый подъем. Якобы вложение в творчество сейчас не только модно, но и эффективно. В рамках проекта «Экспертный клуб — Челябинск» попытались разобраться в этом вопросе.

Драйвер для развития

Писклаков-Павел_-председатель-челябинского-отделения-Союза-дизайнеров-России.jpgПавел Писклаков, председатель челябинского отделения Союза дизайнеров России:

«В целом само понятие креативных индустрий очень широкое, а в нашей области наиболее заметную часть этого сегмента составляют IT-компании. А вот дизайн относится к креативным индустриям лишь частично, так как есть достаточно сегментов, в которых он гораздо ближе к инжинирингу, чем к свободному творчеству.

Cреди механизмов отбора талантливых людей, которые работают у нас в регионе, с ходу можно вспомнить школы компаний и хакатоны. Проекты компаний Napoleon IT — школа Napoleon IT School и образовательные проекты в ЮУрГУ и ЧелГУ, компании Everypixel — антишкола «Корпус» (сейчас IT-сообщество «Корпус»). Первый проект — бесплатные курсы, которые ведут специалисты компании, лучшие смогут попасть на стажировку в компанию. Второй — обучение актуальным IT-технологиям (блокчейн, машинное обучение и пр.), формирование команд и развитие командами собственных IT-стартапов. Среди хакатонов можно отметить проекты федерального или международного уровня: проходящие у нас, например, Global Game Jam — хакатон по созданию компьютерных игр. Все эти механизмы позволяют посмотреть разом на массу участников, оценить их практические навыки и взять на заметку лучших.

Среди значимых событий, опосредованно влияющих на развитие креативных индустрий (помимо IT-компаний), можно назвать изменения в управленческой команде города Челябинска и выделение в отдельный блок команды, связанной с формированием городской среды. Делать какие-то выводы и подводить итоги пока рано, но уже само по себе формирование такого блока, занимающегося вопросами в комплексе, выстраивая взаимодействие между различными подразделениями разных управлений, это существенный шаг вперед.

Из заметных событий, связанных с городской средой, я бы также вспомнил про фестиваль «Культурный код» и предстоящую программу «Городские практики», которая вместе с остальными мероприятиями, связанными с вопросами городской среды, может стать драйвером для развития отрасли проектирования, предметного дизайна и дальнейшей реализации этих проектов в производстве».

креатив_Нужны-сдвиги_Шишкоедов_DSC2209.jpg

Нужны сдвиги в практике

Абдрашитов-Рифат_ЧОУНБ.jpgРифат Абдрашитов, заведующий сектором проектных технологий Челябинской областной универсальной научной библиотеки:

«Принято ругать высшее образование за неповоротливость и отставание от требований рынка. Надо признать, что в Челябинской области в подготовке специалистов для креативных индустрий — программистов, дизайнеров, медиаспециалистов — это отставание тоже есть, но по сравнению с другими профессиями оно становится уже не столь критичным. Адаптируются учебные планы, к работе со студентами активнее привлекают практиков, вузы организуют проектные недели, власти осторожно вовлекают молодых специалистов к принятию стратегических решений (через сбор первичной информации по тем или иным направлениям: «умный город», урбанистика, социальное предпринимательство). Это можно наблюдать на примере ЮУрГУ, МИДиСа.

Другое дело, что востребованность складывается не из учебных заданий, а из возможности практической реализации. Тут сдвиги пока минимальны. У нас фактически нет креативного кластера («Свобода2» не в счет, потому что это по-прежнему всего лишь офисное пространство), нет громких событий, некуда приезжать столичным и иностранным спикерам, нет площадок межрегионального обмена креативными практиками».

креатив_найти-нетрадиционные-пути_Дмитрий-Куткин_DSC06925.jpg
Фото Дмитрия Куткина

Найти нетрадиционные пути

Вековцева-Татьяна_ЮурГУ,-дизайнер.jpgТатьяна Вековцева, дизайнер-практик, педагог, кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Журналистика, реклама и связи с общественностью» ЮУрГУ, член Союза дизайнеров России:

«Креативность, как известно, это отход от стереотипного мышления, создание новых идей и проектов. Креативность как способ мышления нужна не только творческим людям (дизайнерам, художникам, рекламистам и т.д.), но и активным людям в предпринимательской, педагогической, а также любой созидательной деятельности. Способность находить нетрадиционные пути решения проблем, поиск новых решений в сложных ситуациях устойчивых рынков — важнейшее качество для руководителей и бизнес-аналитиков, предпринимателей и директоров компаний. Креативность помогает решать сложившиеся проблемы, найти выход из тупиковой ситуации, подталкивает личность к обнаружению самых необычных путей развития. Если в искусстве и рекламе креатив виден сразу и проявляется в ярких визуальных образцах, то в бизнесе креатив — это решение задачи нестандартным способом, оригинальная идея, решающая проблему заказчика.

Сегодня в Челябинской области проводится целый ряд фестивалей, направленных на развитие креативных, творческих способностей, выявление талантливых детей и студентов, повышение культурного уровня области и региона в целом. Среди таких фестивалей можно увидеть множество художественных, декоративно-прикладных, театральных, танцевальных и поэтических конкурсов. Даже в трудный 2020 год в Челябинске прошел фестиваль граффити «Культурный код» при поддержке губернатора. Этим летом фестиваль собрал знаменитых художников-граффитистов со всей страны. В результате на Университетской набережной развернулся настоящий музей уличного искусства под открытым небом: на фасадах домов участники фестиваля создали 11 уникальных арт-объектов.

Развитием творческого мышления молодежи активно занимается и наш Южно-Уральский государственный университет. Ежегодно на его базе проводятся конкурсы хореографического мастерства, «Весна студенческая», творческие художественные фестивали и показы. Особо хочется отметить два конкурса рекламного творчества — «Зеленое яблоко» и «Медиа PROFILE», проводимый в рамках традиционного научно-образовательного форума
«Коммуникационный лидер XXI века». Кафедра журналистики, рекламы и связей с общественностью ЮУрГУ уже девятый год проводит Международный молодежный конгресс рекламы и связей с общественностью «Медиа PROFILE». У студентов из разных вузов есть уникальная возможность посмотреть уровень креативных разработок в сфере рекламы и связей с общественностью из разных вузов России, получить новые знания и опыт на мастер-классах, пообщаться с практиками рекламного бизнеса».

креатив_со-скрипом_Олег-Каргаполов.jpg
Фото Олега Каргаполова

Со скрипом, но развивается

Глинских-Полина_начальник-отдела-по-связям-с-общественностью-парка-Россия---моя-история.jpgПолина Глинских, начальник отдела по связям с общественностью мультимедийного исторического парка «Россия — моя история»:

«Креативная индустрия в Челябинской области — это одна из тех сфер, которая развивается, но делает это с определенным «скрипом». Однако за последние несколько лет столица Южного Урала стала активно реализовывать мероприятия с целью формирования креативного капитала области. К примеру, портал «молодежь74», в частности, его направление деятельности «медиасреда»: здесь начинает формироваться новое поколение молодых людей, которые активно применяют полученные знания в сфере IT, новых медиа, дизайне.

Помимо всего прочего, такие площадки, как мультимедийный исторический парк «Россия — моя история» в Челябинске (самое современное мультимедийное культурное пространство области), также становятся местом притяжения локальных мероприятий в рамках формирования креативной индустрии региона.

Какие инициативы руководства региона направлены на развитие креативных индустрий? Я бы назвала проведение грантовых конкурсов, где обязательными направлениями для проектов являются рубрики, связанные с формированием креативной индустрии Челябинской области. К примеру, совсем недавно завершился областной грантовый конкурс среди НКО».

креатив_сначала-среда_Шишкоедов_DSC5704.jpg

Сначала среда, потом индустрия

Андрей-Трушников.jpgАндрей Трушников, директор по информационной политике медиахолдинга «Гранада Пресс»:

«Креативность — термин многослойный, он, пожалуй, просто обязан присутствовать в любой сфере, где-то в меньшей, где-то в большей степени. Если все-таки его сузить до сегмента, где он из явления и стиля мышления превращается в индустрию, то здесь бы я заметил, что Южному Уралу еще однозначно есть до чего расти и куда стремиться. На мой взгляд, сам южноуральский рынок, сам южноуральский потребитель не готов, например, к бизнесу, который тесно переплетен с искусством, творчеством. Ну нет у нас нормального рынка, например, для продажи и продвижения произведений искусства, для салонного бизнеса, для сугубо коммерческих театральных постановок. А так как нет спроса, то и предложения такого рода смотрят, как правило, на сторону.

Но здесь нужно отметить, что вопрос формирования спроса — это вопрос наличия среды. А шаги в сторону ее формирования потихоньку начинают делаться. Есть зачатки фестивального движения (зачатками их называю потому, что в сравнении с тем же соседним Екатеринбургом оно, пожалуй, находится лишь в начале пути), совершены первые прорывы в окультуривании общественных пространств (я здесь в первую очередь говорю не про лавочки и урны, а про челябинские стены, точнее, их превращение в арт), есть ключевые для сферы решения, например, появление своего симфонического оркестра в Челябинске… Эти и другие шаги потихоньку сформируют среду, а среда потихоньку сформирует бизнес. И вот тогда мы сможем более предметно говорить о южноуральской креативной индустрии».

Поделиться

Вчера | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

27.03.2024 | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

11.08.2021 | 12:28
Ученые ради туризма оценят состояние достопримечательностей горнозаводской зоны Южного Урала

В рамках проекта «Открытая экспедиция» в настоящий момент по Большому Уралу работают несколько сотен ученых, краеведов и путешественников. Часть из них высадится десантом в горнозаводской зоне Челябинской области.

26.07.2021 | 12:11
Почему, чтобы развить туризм, уральским регионам нужно перестать конкурировать

Новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» предусматривает развитие туриндустрии в рамках 12 макротерриторий, и глава Ростуризма Зарина Догузова уже анонсировала начало разработки мастер-планов по трем из них — Крыму, Дальнему Востоку и Золотому кольцу.

Новости   
Спецпроекты