Быть в «цифре». Почему дистанционные технологии не исчезнут из школ?

1 Декабря 2021 Автор: Юлия Махлеева Фото: Юлия Боровикова («Вечерний Челябинск»)
Быть в «цифре». Почему дистанционные технологии не исчезнут из школ?


Доступность различных цифровых платформ позволила дополнить учебные темы и повысить эффективность обучения в образовательных организациях. Эксперты считают, что в будущем элементы онлайн-образования могут получить более широкое распространение. В то же время в очном режиме уделят больше внимания вопросам воспитания, социализации и развития школьников.

Подключат всех

сигарник_Александр-Кузнецов_64657919_2390000287991090_2345465753261572096_n.jpgВот уже третий учебный год подряд из-за всплесков заболеваемости ученики периодически уходят на дистант. По словам министра образования и науки Челябинской области Александра Кузнецова, пандемия не только заставила внести изменения в календарные графики школ и организаций профессионального образования, отменить или перенести ряд мероприятий, но и глобально изменить подходы к обучению. В первую очередь эпидобстановка ускорила процесс цифровизации и, в частности, использования цифровых ресурсов в процессе обучения. В связи с дистантом появилось множество новых программных продуктов, а коммерческие организации, выложили в свободный доступ свои ресурсы. Это в том числе порталы «Учи.ру», и «Яндекс.Учебник», которые педагоги вместе с учениками активно осваивали. Сегодня в школах продолжает активно формироваться цифровая образовательная среда.

«Всего 15 пилотных регионов России, в том числе Челябинская область, вошли в нацпроект «Цифровая экономика», в рамках которого в школах создается цифровая инфраструктура. Проект обеспечит равный доступ учеников, в том числе из отдаленных территорий региона, к качественному цифровому контенту, качественным образовательным технологиям. Сегодня подавляющее число школ Челябинской области уже получили доступ к интернету. Задача до конца года подключить к сети все общеобразовательные организации», — отметил Александр Кузнецов во время пресс-конференции в «Гранада Пресс».

Министр считает, что сегодня цифровизация — процесс необратимый и в будущем элементы онлайн-образования получат более широкое распространение. Например, профессиональные учебные заведения сегодня все чаще уходят от общих поточных лекций на дистанционные.

3-Каргаполов.JPG
Фото Олега Каргаполова («Вечерний Челябинск»)

«Обучение в каких-то формах, например, в форме лекций, можно переводить на дистант без потери качества, наоборот, повышая его эффективность за счет доступности различного цифрового контента. А вот то, что касается воспитания, социализации и развития, особенно школьников, то эта составляющая, безусловно, будет реализовываться в очном режиме. Более того, вопросам воспитания и социализации сегодня уделяется все больше и больше внимания. Жизнь становится многообразнее, и детям нужны ориентиры, чтобы в ней успешно существовать. Для этого в школах ввели новые должности советников директоров по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями. Они будут отвечать за взаимодействие школы с внешней средой. Дело в том, что сегодня в регионе появилось множество социально ориентированных некоммерческих организаций, которые реализуют полезные инициативы. Здорово, если дети будут подключаться к их реализации при помощи советников. Ведь воспитание как раз и протекает в какой-либо социально полезной деятельности», — пояснил Александр Кузнецов.

Попробовать себя

Интересно, что благодаря активному развитию интернет-технологий и цифровых ресурсов в обучении все больше школьников стали интересоваться IT-направлением и информатикой. В последние два года число желающих сдавать данный предмет выросло в разы.

4-Каргаполов.jpg
Фото Олега Каргаполова («Вечерний Челябинск»)

«Если такая динамика сохранится, то в 2022 году каждый пятый ученик будет сдавать информатику. По популярности среди дисциплин по выбору этот предмет выходит на второе место после обществознания. Это хорошая тенденция, потому что такие навыки в период цифровизации пригодятся любому человеку. В целом серьезных негативных последствий дистант не принес. Результаты ЕГЭ у школьников Челябинской области как в этом, так и в прошлом году сопоставимы с допандемическим уровнем. Южный Урал ежегодно демонстрирует результаты выше среднероссийских», — рассказал Александр Кузнецов.

Безусловно, на интерес школьников к IT-технологиям повлияло и развитие сети технопарков «Кванториум», IT-кубов, кружков технического творчества и движения WorldSkills. Только в региональном Доме юношеского технического творчества занимаются 5 тысяч детей.

«Система допобразования позволяет попробовать себя в разных видах деятельности, раскрыть потенциал и профориентироваться. Без интенсивного развития системы допобразования будет страдать качество и общего образования детей. Это взаимосвязанные вещи. Поэтому мы активно наращиваем мощности системы дополнительного образования. В этом году в рамках проекта «Успех каждого ребенка» было открыто несколько тысяч новых мест в кружках и секциях. Основной акцент мы делаем на сельских территориях. Сегодня охват детей допобразованием составляет 80 %», — рассказал министр.

фото_Людмилы_Ковалевой_0962.JPG
Фото Людмилы Ковалевой

Планируется, что в 2022 году с помощью министерства экономического развития Челябинская область включится в новый проект, связанный с предоставлением субсидий на туристические поездки детей по Челябинской области.

«Многие дети, проживающие в отдаленных пунктах, ничего кроме своего села не видят. Мы должны разработать маршруты и повозить ребятишек хотя бы по Челябинской области — посмотреть красоты края», — отмечает Александр Кузнецов.

Но для этого также важно не только подготовить инфраструктуру, но и соответствующие кадры. Сегодня школы, колледжи, кружки и секции продолжают нуждаться в профессиональных педагогах. Особенно остро стоит проблема в отдаленных территориях.

фото_Людмилы_Ковалевой_075.JPG
Фото Людмилы Ковалевой

«В прошлом году 92 педагога в рамках программы «Земский учитель» были приглашены на работу в сельские территории. Примерно такое же количество педагогов будут привлечены в 2022 и 2023 годах. Но мы понимаем, что даже эти 90 человек не покрывают кадровый дефицит на селе, нам нужно больше педагогов разных специальностей и желательно высокой квалификации. Поэтому мы продолжаем усиленно делать акцент на повышении профессионального мастерства работающих учителей. Для этого в Челябинской области работает центр непрерывного повышения педагогического мастерства», — прокомментировал министр.

Если раньше педагоги повышали свое профмастерство раз в 3-5 лет, то теперь это будут делать непрерывно, исходя из собственных потребностей в новых компетенциях. Это в том числе касается и работы с цифровыми сервисами и технологиями. Так что лозунг «Учиться, учиться и еще раз учиться» сегодня актуален не только для школьников и студентов, но и для педагогов.


20.01.2022 | 10:55
В Челябинской области покажут фильм о селах Горного Урала

Можно ли возродить села горнозаводского края.

19.01.2022 | 15:31
Омикрон-штамм. На Южном Урале готовятся к пятой волне коронавируса

В Челябинской области готовятся к новой волне коронавируса, вызванной штаммом омикрон. В территориях сейчас мобилизуют все ресурсы — от амбулаторного звена до пула автоволонтеров.

22.01.2022 | 17:09
Как в Челябинской области ведется патриотическое воспитание школьников

В эту работу вовлечены целый ряд организаций, родители, педагоги и соцсети.

04.01.2022 | 16:37
Споем «Валенки». Как детей-мигрантов адаптируют в южноуральских школах

Только в челябинских школах обучается около 1200 детей-мигрантов. Из-за языкового барьера и разницы в образовательных программах учеба им дается нелегко. Поэтому к таким ребятам нужен особый подход и свои методики обучения.

Новости   
Спецпроекты