Стройка полувека. Метро в Челябинске планировали еще в 1967 году

20 Сентября 2022 Автор: Николай Антипин Фото: Людмила Ковалева
Стройка полувека. Метро в Челябинске планировали еще в 1967 году


В Челябинске начинается проектирование и строительство скоростного метротрамвая. Первая его линия соединит северо-запад города и Металлургический район с железнодорожным вокзалом. У челябинского метро богатая история, и ей уже больше полувека.

В 1967 году был разработан новый генеральный план Челябинска. В это время население города достигло 850 тысяч человек, и темпы развития показывали, что в скором времени Челябинск станет миллионником. С конца 1960-х годов началась активная застройка свободных территорий северо-западного жилого массива, рассчитанного на население до 300 тысяч человек. Главной архитектурно-планировочной идеей стало активное включение в композицию города Шершневского и Каштакского боров, Шершневского водохранилища и реки Миасс.

Генеральный план 1967 года предусматривал создание в Челябинске новых магистральных улиц и кольцевой автодороги, строительство мостов и путепроводов. Все это должно было освободить центр города от транзитного транспорта. В качестве основного перспективного транспорта планировался метрополитен. Однако от плана до начала его реализации прошли десятилетия…

Записка премьер-министра

Строительство метрополитена в Челябинске было окончательно определено «Комплексной схемой развития всех видов пассажирского транспорта». Этот проект по заказу министерств жилищно-коммунального хозяйства РСФСР и автомобильного транспорта РСФСР разработал в 1974 году московский институт «Гипрокоммунтранс» при участии специалистов дорожно-транспортного отдела института «Челябинскгражданпроект».

В декабре 1979 года челябинские обком и облисполком обратились к председателю Совета министров РСФСР Михаилу Соломенцеву с просьбой разрешить разработку технико-экономического обоснования. Премьер-министр в годы войны работал в Челябинске, затем был секретарем обкома, отсюда ушел в «большую политику», но не только поэтому, а и по объективной необходимости развития транспорта он помог землякам.

Схема челябинского метрополитена. 1986 г..jpgВ апреле 1980 года в Совет министров СССР отправилась записка о строительстве метрополитена в Челябинске. Ее подписал сам Михаил Соломенцев, а также министр путей сообщения Иван Павловский и министр транспортного строительства Иван Соснов.

В записке, копия которой сохранилась в областном архиве, убедительно доказывалась необходимость строительства в Челябинске метро: «Исторически город развивался преимущественно на правом берегу реки Миасс вблизи крупных металлургических и машиностроительных комплексов с численностью работающих от 40 до 65 тысяч человек. Из-за отсутствия свободной железнодорожной магистрали улицы города в 54 местах пересечены в одном уровне путями Челябинского железнодорожного узла с интенсивным движением поездов. В связи с этим уличная сеть города не получила достаточного развития. Технические параметры большинства существующих улиц не отвечают современным требованиям и нормативам. Загрузка улиц потоками транспорта постоянно возрастает и в настоящее время превышает пропускную способность в 1,5-2 раза. Исчерпаны возможности роста пассажиропотока и на основных городских магистралях, соединяющих металлургический, трубопрокатный, тракторный заводы, электрометаллургический комбинат с железнодорожным вокзалом, центром города и жилыми массивами. Перевозка трудящихся по этим магистралям к месту приложения труда осуществляется в переполненном подвижном составе с минимальной скоростью, в связи с чем на одну поездку ими затрачивается до 1,5-2 часов».

Первая линия

Комплексная транспортная схема Челябинска прошла экспертизу Госплана СССР, и в 1980 году возведение метрополитена включили в план XI пятилетки 1981-1986 годов. Вообще к концу века метро должно было появиться в двух десятках крупных городов Советского Союза, что зафиксировано в 1982 году в «Схеме развития и размещения метрополитенов на период до 2000 г.», разработанной «Метрогипротрансом». В этом проекте определялись основные очертания будущих веток челябинского метро. В 1984 году планировалось приступить к проектно-изыскательным работам, однако финансирование проектных работ началось только в 1986 году.

«Метрогипротранс» спроектировал три линии, из них в качестве первоочередной была выделена линия ЧТЗ — Северо-Запад протяженностью 12,5 километра. На этой линии проектировалось девять станций: «Тракторозаводская», «Комсомольская площадь», «Проспект Ленина», «Площадь Революции», «Торговый центр», «Проспект Победы», «Курчатовская», «Молодежная», «Северо-Запад».

Из станций первой линии четыре предполагались глубокого заложения (в том числе, «Торговый центр»), а пять проектировались близко к поверхности и должны были строиться открытым способом (например, станция «Комсомольская площадь»). Стоимость строительства первой очереди оценивалась в 300-320 млн рублей, что примерно равнялось годовому бюджету Челябинска на 1987 год.

Проект станции метро Торговый центр.jpg
Проект станции метро Торговый центр

Метротрам

Конечно, строительству веток метро и станций предшествовала большая подготовительная работа. После завершения проектной документации, ее экспертизы и утверждения приступили к созданию стройбазы, при горисполкоме создана служба заказчика, которая в 1992 году реорганизована в управление «Челябметротрансстрой».

Несмотря на включение челябинского метрополитена в план пятилетки, финансирование проекта велось недостаточно. Так, в 1986 году было выделено всего 100 тысяч рублей, а требовалось 550 тысяч. Городу удалось изыскать еще 250 тысяч рублей и направить их на разработку технико-экономического обоснования. К этому были привлечены четыре проектные, восемь изыскательских и две научные организации города. Финансирование собственно строительства предполагалось открыть в 1990 году.

Кроме того, одновременно решались и другие вопросы. Например, выделение жилья для сотрудников (их планировалось расселить в районе Порта), подготовка кадров (в 1986 году в ЧПИ сформирована первая группа, а также привлекались шахтеры из Копейска и Коркино, для службы эксплуатации кадры должен был подготовить местный институт железнодорожного транспорта).

метро.jpg

По архивным документам видно, что с 1988 года горисполком активно занялся вопросом метрополитена: возводились строительные дворы для станции «Площадь Революции», стройбазы в Ленинском районе, вентиляционных стволов на улицах Калинина и Карла Маркса. В 1992 году появились первые бригады метростроевцев, началась проходка стволов будущих станций. Большим событием в истории строительства метро стало приобретение в 2004 году Канаде тоннелепроходческого комплекса «Ловат», благодаря которому удалось ускорить темпы строительства. Сегодня построено 3,3 километра транспортных туннелей, около 8 километров дополнительных вспомогательных выработок.

Новый проект метротрамвая предполагает четыре подземные станции с протяженностью линий 14,4 километра. Будут достроены две подземные станции «Торговый центр» и «Комсомольская площадь», построены две новые пересадочные станции на площади Революции, возведено 7,2 километра туннелей и 3,9 километра наземных путей. Завершить проект намечено в 2024 году.

Поделиться

Вчера | 13:13
Золото для всех. В школах с нового учебного года начнет действовать единый стандарт образования

С 1 сентября во всех школах появится единая школьная программа, так называемый золотой стандарт знаний по всем предметам. Ниже этой базы учебным заведениям опускаться будет нельзя. Для каждой дисциплины при этом разработают новые учебники. Готовы ли к нововведениям южноуральские учителя и что делать школам с уже закупленной литературой.

02.02.2023 | 17:24
В Челябинске мужчине пересадили здоровое сердце от донора

Сильно изношенный собственный «мотор» почти не давал пациенту ходить и дышать. Эта трансплантация сердца стала десятой на Южном Урале и первой, когда меняли орган с изменениями после многократных операций.

31.01.2023 | 12:12
Дни на год. Сколько дат и событий в новом календаре Челябинской области

Челябинская публичная библиотека выпустила очередной «Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2023». В нем 507 юбилейных дат, связанных с природой, историей, политикой, экономикой и культурой Южного Урала.

17.01.2023 | 11:58
Торт с земным шаром. Челябинская область отмечает 89 лет

В истории региона много славных страниц: индустриализация и Танкоград, атомная бомба и освоение целинных земель. И сегодня Челябинская область динамично развивающийся субъект Российской Федерации.

Новости   
Спецпроекты