В Челябинске обсудят развитие инклюзивного образования

15 Ноября 2022 Автор: Юлия Крымцова Фото: Людмила Ковалева
В Челябинске обсудят развитие инклюзивного образования


В областной центр съедутся 5 тысяч экспертов из России, Ирана, Белоруссии, Казахстана, Италии и Германии. Южный Урал не случайно выбран площадкой для проведения масштабного мероприятия – по развитию инклюзивного образования он входит в число лидеров стране.

Потребность в кадрах

В Южно-Уральском гуманитарно-педагогическом университете 17 ноября пройдет международная научно-практическая конференция, посвященная инклюзивному образованию. На ней презентуют научные исследования и технологии по работе с детьми-инвалидами и по реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработанные в регионе и на базе профильного факультета ЮУрГППУ.

«Конференция станет платформой для обсуждения проблемы с представителями власти, органами местного самоуправления, общественными и образовательными организациями, социальными службами. Цель – познакомиться с передовым опытом по внедрению инновационных технологий инклюзивного образования, которые разработаны не только в Челябинской области и других регионах РФ. В конференции примут участие эксперты со всей России – от Калининграда до Камчатки, но также из других стран – Белоруссии, Казахстана, Италии, Германии, Ирана. Нам важно систематизировать знания и обменяться опытом. Для специалистов это мероприятие станет возможностью повысить свой профессиональный уровень. Конференция будет Васильева Виктория (цвет), декан факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ.jpgпроходить как в очном, так и в онлайн-формате. В ней примут участие более 5 тысяч экспертов», – рассказала декан факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ Виктория Васильева на пресс-конференции в медиахолдинге «Гранада Пресс».

Инклюзия_Ковалева_164763428_3872243049535579_5438666859778059702_o.jpg

Сам факультет был создан в Челябинской области в 2016 году, объединив в себе факультет коррекционной педагогики и социальной работы, которые действовали более 20 лет. За это время было подготовлено более 5 тысяч учителей-логопедов, дефектологов, тифлопедагогов сурдопедагогов, в которых остро нуждается система инклюзивного образования. Сегодня потребность в таких специалистах все еще не закрыта, свободными остаются порядка 1000 ставок. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. В то же время растет доступность образования для ребятишек с тяжелыми и множественными нарушениями психофизического развития. К каждому нужно выстроить свой подход.

Есть результаты

Резникова Елена (цвет), доцент кафедры специальной педагогики ЮУрГГПУ.jpgСегодня практики инклюзивного образования успешно реализуются с 1994 года на базе челябинской школы № 73. По словам доцента кафедры специальной педагогики ЮУрГГПУ Елены Резниковой, здесь научно доказана технология интегрированного обучения детей с особенностями развития в общеобразовательном классе при внутренней дифференциации. В данном учебном заведении обучается 1700 учеников, из которых 10,5 % имеют ограничения по здоровью, такие как нарушения речи, задержка психического развития, сенсорные нарушения и другие.

Инклюзия-Ковалева_271758680_школьник_тетрадка_ручка_лица-не-видно.jpg

«В школе № 73 психолого-педагогический консилиум работает совместно с родителями и администрацией школы. Здесь имеется большой штат узких специалистов: логопеды, дефектологи, социальные педагоги. Они выстраивают сопровождение особого ребенка на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. В школе выстроена система гибких классов. Для каждого ученика выстраивается индивидуальный маршрут, режимы, программы. Результативность такой технологии довольно высока: при прохождении психолого-педагогической комиссии ежегодно снимают с заключения после выпуска из четвертых классов 30-35 % детей с особенностями. С 1999 года 400 учеников с особенностями развития окончили девять классов», – рассказала Елена Резникова.

Ремезова Лариса.jpgСпециалист из Самары, доцент кафедры логопедии и специальной педагогики Самарского государственного социально-педагогического университета Лариса Ремезова, отмечает, что если в школах система инклюзивного образования постепенно выстраивается, то в дошкольном образовании с этим серьезные проблемы.

«Большую часть времени с ребенком в детсаду работают воспитатели. Большинство из них не имеют базовой дефектологической подготовки. Кроме того, предметно-образовательная среда в дошкольных учреждениях не отвечает современным требованиям. Пособия и игрушки хотя и называются развивающими, но не способствуют развитию особенных детей, – подчеркивает Лариса Ремезова. – Еще одной из самых актуальных проблем является отсутствие оценок программ обучения особенных детей».

детский-сад.JPG

Кутепова Наталья.jpgВозможности углубиться в тему инклюзии ждут не только эксперты, но и родители. Председатель Челябинского отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Наталья Кутепова сама является мамой особого ребенка.

«Родительское сообщество хочет получить ответы на ряд вопросов. Как сделать инклюзию неформальной, взаимной и уважительной, чтобы и к ребенку было внимание, и атмосфера в ученическом коллективе сохранялась комфортная? Когда начинать инклюзивно, а когда заканчивать? Кто такие тьюторы, и какова их роль в жизни ребенка? Может ли быть инклюзия в ссузах и вузах? Кстати, у нас в этом плане есть чем гордиться. Такой опыт имеется в педуниверситете, где мой ребенок обучается в инклюзивном порядке», – рассказала Наталья Кутепова.

Всего, по ее словам, в Челябинской области насчитывается почти 17 тысяч детей с особенностями здоровья. По данному показателю наш регион входит в пятерку по России. Именно поэтому в Челябинской области такая разветвленная сеть коррекционных учреждений. Также в регионе работает девять ресурсных классов, где особые дети обучаются вместе с обычными учениками. Южный Урал считается одним из ведущих субъектов в плане развития инклюзии. Не случайно международная конференция на данную тему проходит именно здесь.



Поделиться

Сегодня | 17:22
Перемена блюд. В Челябинске депутаты пришли в школьные столовые

Традиционно в Челябинской области в топ жалоб от родителей на школьное питание входят следующие нарекания: блюда холодные, еда невкусная и нет индивидуального меню для детей с особыми потребностями. Вместе с южноуральскими депутатами и общественниками корреспондент «ЮП» совершил рейд по школьным столовым.

Вчера | 13:13
Золото для всех. В школах с нового учебного года начнет действовать единый стандарт образования

С 1 сентября во всех школах появится единая школьная программа, так называемый золотой стандарт знаний по всем предметам. Ниже этой базы учебным заведениям опускаться будет нельзя. Для каждой дисциплины при этом разработают новые учебники. Готовы ли к нововведениям южноуральские учителя и что делать школам с уже закупленной литературой.

02.02.2023 | 15:24
В Челябинской области жителям отдаленных муниципалитетов помогут «снегири» и «совы»

Студенческие отряды челябинского педуниверситета наколют дрова, расчистят снег и устроят концерты.

02.02.2023 | 11:31
Размер федерального материнского капитала увеличится с февраля

Выплата была проиндексирована на 11,9 %.

Новости   
Спецпроекты