Механик-священник. Почему советская власть расстреляла настоятеля храма в Харлушах

11 Марта 2023 Автор: Николай Антипин Фото: предоставлены автором
Механик-священник. Почему советская власть расстреляла настоятеля храма в Харлушах Покровская церковь в деревне Большие Харлуши

В начале марта исполнилось 150 лет со дня рождения священника Федора Суханова. Он происходил из крестьян, служил псаломщиком и священником, занимался миссионерством. В Первую мировую войну был полковым священником, а после революции вернулся на родину и как враг советской власти был расстрелян.

Федор Дмитриевич Суханов родился в марте 1873 года в Ставропольской губернии, его предки были крестьянами, и сам он принадлежал этому сословию. Получил домашнее образование, окончил начальную школу. Видимо, он имел тягу к самообразованию и много читал, что позволило ему стать священником, минуя духовное училище и семинарию.

Он переехал в Оренбургскую губернию, жил и работал в Илецкой Защите (ныне — Соль-Илецк), где открыл собственную мастерскую. В 1906 году в Оренбурге он успешно выдержал экзамен и назначен псаломщиком в церковь станицы Мустаевской Уральской области. В мае 1907 года рукоположен в сан диакона и вскоре — в сан священника, назначен настоятелем храма в поселке Новоуральском Актюбинского уезда.

Но там он не задержался надолго и был переведен в Саратовскую епархию, где за два с лишним года успел сменить пару приходов, а в 1910 году вернулся в Оренбургскую епархию и после непродолжительной службы в селе Николаевка был назначен настоятелем Покровской церкви поселка Харлушевского (ныне — деревня Большие Харлуши) недалеко от Челябинска.

Покровский храм

Это был непростой приход. Впервые вопрос о строительстве храма в Харлушах обсуждался в 1845 году. В округе проживало много старообрядцев, часть из них постепенно переходила в единоверие, при том что ближайшая единоверческая церковь была за десятки верст.

Обсуждение, строительство храма, поиск клириков и открытие прихода затянулись почти на два десятилетия. Храм был заложен в 1863 году священником Иваном Никольским и «тщанием войскового начальства Оренбургского казачьего войска на войсковой капитал». К концу 1864 года строительные работы завершились, оставалось поставить иконостас и иконы. Однако еще несколько лет приход не открывался, а храм не освящался. Очевидно, это было связано с тем, что не было подходящих кандидатур на места священника и дьячка. Освящение единоверческой церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 17 июня 1873 года.

Храм получился небольшой, гармоничное здание стояло на возвышении, издали виднелась маковка над шатровой колокольней. К началу XX века приход Покровской церкви состоял всего из двух поселков — Харлушевского и Костылевского. Состав населения прихода выглядел своеобразным: около 80 % старообрядцы, 20 % единоверцы. Понятно, что старообрядцы его не посещали, а единоверцев было чуть больше двух сотен человек. При таком составе прихожан содержание причта и храма оказывалось весьма скудным, а потом священнослужителям приходилось самостоятельно себя обеспечивать.

Покровская церковь в дер. Большие Харлуши. Фотография Л. В. Лебедевой, 1991 г..jpg
Покровская церковь в деревне Большие Харлуши. Фотография Л. В. Лебедевой, 1991 г.

Настоятель

Епархиальные власти неслучайно назначили отца Федора Суханова настоятелем Харлушевского прихода. Он имел опыт миссионерства и должен был привлечь старообрядцев в единоверие. Священник не только служил в храме, но и преподавал Закон Божий в местных казачьих школах.

В 1914 году началась Первая мировая война, и Федора Суханова мобилизовали в действующую армию. Дома у него остались жена Федосия Павловна и семеро детей. Старший сын, Михаил, уже служил псаломщиком, пока отец был на фронте. Епископ Мефодий рукоположил его в сан диакона, он служил в Свято-Троицкой церкви Челябинска, преподавал Закон Божий в городских школах. Остальные дети учились: Александра, Зоя и Анна — в Оренбурге и Челябинске, в женских училищах, сын Иван — в Челябинском духовном училище. Младшие, Александр и Нина, родившаяся в 1914 году, оставались при матери.

Федор Суханов служил священником 336-го Челябинского пехотного полка, благочинным 84-й пехотной дивизии, священником 1-го лазарета 64-й пехотной дивизии, 258-го запасного пехотного полка. За свою ратную службу священник был отмечен орденами Святой Анны 2-й и 3-й степеней.

В 1917 году вернулся в Харлушевский поселок. После революции содержание прихода стало еще более скудным, доходы за требы не покрывали потребности храма и семьи священника. Федор Суханов сам пахал землю, держал скот — три лошади, две коровы, три теленка; была у него и своя молотилка.

Священник стал руководителем не только нравственной, но и хозяйственной жизни прихожан. Федор Суханов активно работал в Харлушевском кредитном товариществе, для которого был приобретен токарный станок, инструменты и металл для организации механической мастерской, починки и производства земледельческих орудий. В архивных документах отмечается: организована «хорошо оборудованная механическая слесарно-кузнечная и токарная мастерская для починки земледельческих орудий, которая освещается двумя керосино-калильными лампами».

Постановление о расстреле священника Федора Суханова. 25 октября 1919 года.jpg
Постановление о расстреле священника Федора Суханова. 25 октября 1919 года

Расстрел

Федор Суханов не принял революции. Летом 1917 года в отношении священника велось следствие по обвинению в высказываниях против Временного правительства. На проповеди он назвал правительство «хулиганами». Вскоре, весной 1918 года, на Южном Урале разгорелась гражданская война. Федор Суханов остался со своими прихожанами.

Летом 1919 года после кровопролитных боев на Южном Урале установилась Советская власть, а вслед за этим начались репрессии против тех, кто поддерживал прежний режим и выступал против большевистского.

16 октября 1919 года священник Федор Суханов арестован органами ЧК и отправлен в челябинскую тюрьму. В Объединенном государственном архиве Челябинской области сохранилось следственное дело. В одной из анкет указана профессия подсудимого — механик-священник. В своих допросах и заявлениях он не отрицал, что высказывался против красных, но также отметил, что отказался служить у белых, хотя они предлагали, и не уехал с семьей при наступлении красных.

Жители Харлушевского поселка и окрестных поселений обратились к ЧК с просьбой освободить настоятеля своего храма: «Ввиду религиозных потребностей в нашем приходе… отпустить нашего духовного отца-священника о. Федора Суханова, как руководителя в нашей нравственной и экономическо-хозяйственной жизни». Другие жители поселка показали, что священник не раз высказывался против советской власти, а на одной из проповедей призвал казаков бороться с большевизмом.

Постановление о расстреле священника Федора Суханова. 25 октября 1919 года (2).jpg
Постановление о расстреле священника Федора Суханова. 25 октября 1919 года

Его жена и дети написали обращение в ЧК: «Еще смело и громко мы скажем, что ни один человек не пострадал от нашего отца, даже из врагов его, когда он как будто бы и имел возможность загубить их, ибо это не совмещается с его саном и религиозным мировоззрением, но наоборот, даже врагов своих он защищал!» Под документом подписалась вся многочисленная семья священника.

25 октября 1919 года следователь Челябинской губернской ЧК представил заключение по делу: «Как старый черносотенец участвовал в организации белогвардейских дружин, а также установил его контрреволюционную агитацию против советской власти, а посему предлагаю применить к Суханову наивысшую меру наказания — расстрел». Священник Федор Суханов был расстрелян… Его реабилитировали за отсутствием состава преступления в 1997 году.

Поделиться

Вчера | 10:40
Уральский инженер «душит» вражеские дроны

У радиомеханика Дамира из Челябинской области на СВО своя миссия: боец невидимого фронта разрабатывает и собирает в своей мастерской портативные станции радиоэлектронной борьбы.

09.10.2024 | 11:02
В интересах детей. Какие авторские проекты предлагает детский омбудсмен

Что толкает подростков на преступления и как этого избежать, как бороться и реально помогать «трудным» родителям, что такое «Социальный театр для НЕтрудных детей»?

07.07.2024 | 18:02
Батыр, тархан и дипломат. Интересные факты жизни Таймаса Шаимова

Таймас Шаимов — одна из ключевых фигур южноуральской истории XVIII века. Он был башкирским старшиной, участвовал в переговорах, в результате которых казахи Младшего жуза присоединились к России, отбивал нападения кочевников, содействовал основанию Верхнеуральской, Челябинской, Еткульской и других крепостей.

01.07.2024 | 14:24
Пласт истории. К чему привела золотая лихорадка на Южном Урале

В 1798 году в окрестностях Кочкаря было открыто месторождение золота. Золотая лихорадка здесь началась в середине XIX века. В надежде на успех и большие деньги сюда устремились старатели и предприниматели. С этого начиналась история города Пласта, который и сегодня остается золотым городом.

Новости   
Спецпроекты