В Челябинске кардиохирурги провели операцию, на которую не решились московские врачи

Крошечная фистула размером всего в 7 миллиметров не позволяла Светлане из Липецка спокойно жить.
-
Итальянцу сохранили сердце в Челябинске, где живет его любовь
-
Путь к сердцу. Челябинские кардиохирурги провели уникальную операцию в России
К 52 годам Светлану совсем замучили слабость и бессонница. Как по расписанию, в четыре утра сердце останавливалось и не давало дышать. Местные врачи предлагали ей принимать антидепрессанты и наблюдать, однако состояние становилось настолько критическим, что Светлана Евгеньевна, будучи по делам в Питере, решила узнать второе мнение. Вердикт кардиохирургов был однозначным — замена клапана. Операция была выполнена из мини-доступа, но облегчения не принесла. Через три месяца женщина стала чувствовать себя еще хуже. В двух московских центрах ввиду сложной анатомии сосудов браться за пациентку не решились и посоветовали обратиться в Челябинск.


«Обычно мы тратим на это в два раза меньше времени, но это редкий случай совершенно необычной анатомии канала: фистула имела кривые края, одним словом, пришлось помучиться, чтобы ее закрыть, — признается рентген-хирург. — Наша методика принципиально отличается от тех, что известны в мире: мы проходим естественным путем против тока крови, через аорту попадаем в левый желудочек, который по всему организму разгоняет кровь, поворачиваем в сторону протеза клапана. Сама фистула, отверстие, на месте никак не обозначена, приходится условно ориентироваться на данные УЗИ, где, примерно в какой зоне оно находится. С помощью подбора необходимой кривизны трубочки попадаем в нее, заводим инструмент потолще, с его помощью доставляем ту самую заплатку, окклюдер, и устанавливаем его на место».
Образование фистул после протезирования клапана, особенно митрального, по словам специалиста, происходит не так часто, но и не так редко. В разные сроки после проведения операции образуются отверстия, через которые кровь возвращается обратно в предсердие. Этот процесс нефизиологичен и доставляет человеку множество проблем, также происходит разрушение клеток крови, возникает гемолиз.

«Даже сквозь такое, казалось бы, крохотное отверстие размером всего в 7 мм бесполезный перегон крови избыточно нагружает сердце. В какой-то момент оно может не выдержать, и тогда наступает необратимая сердечная недостаточность, — добавляет Сергей Анатольевич. — Помочь потом человеку будет уже невозможно».
Проблема корректного устранения этих фистул существует во всем мире, и она очень непростая, многофакторная.

Во время операции Светлане Ельшаевой пришлось непросто.


Светлана почувствовала облегчение не только моральное, но и физическое. Когда женщину вывезли из операционной, то важной задачей стало остановить кровь, которая из-за приема препаратов плохо сворачивалась. Пришлось еще минут 30 полежать на спине. «После первой операции я не могла лежать на спине вообще, тут же начинались одышка, боль, даже спала только на правом боку, — подчеркивает Светлана. — Если во сне и переворачивалась на спину, то тут же просыпалась. А тут лежу на спине, долго лежу, а мне не тяжело, а как будто бы даже легче! Как такое возможно, спрашиваю Сергея Анатольевича. А он говорит, что да, возможно».
Сегодня Светлана уже поедет домой в Липецк, где ее ждут и переживают близкие, особенно дочь и маленькая внучка. Она надеется, что эта важная технология будет иметь все большее число своих последователей и достаточное финансирование для последующего развития, чтобы у таких пациентов, как она, был шанс избежать повторной операции и при этом улучшить качество жизни.
Поделиться