Квартирный обман "черных риелторов"

6 Ноября 2008 Автор: Аникиенко Евгений Евгеньевич

Остап Бендер, помнится, как-то заявил мальчишке-попрошайке: «Может, тебе дать ключи от квартиры, где деньги лежат?» Но «великие комбинаторы» наших дней вполне могли бы перефразировать этот сакраментальный вопрос, потребовав от клиентов не только ключи, но и сами квартиры. Иные аферисты уже поставили обманный бизнес на поток.

Остап Бендер, помнится, как-то заявил мальчишке-попрошайке: «Может, тебе дать ключи от квартиры, где деньги лежат?» Но «великие комбинаторы» наших дней вполне могли бы перефразировать этот сакраментальный вопрос, потребовав от клиентов не только ключи, но и сами квартиры. Иные аферисты уже поставили обманный бизнес на поток.

Свидетельством тому это уголовное дело: пятеро мошенников создали целый «квартирный трест», экспроприировали жилье у склонных к употреблению алкоголя людей. Челябинским выселенцам взамен давали аварийные халупы в Бродокалмаке, а то и вовсе оставляли без крыши над головой.

От тайных абортов — к квартирному обману

«Мозговой центр» пятерки аферистов Валентина Ситнова — особа средних лет с богатым криминальным прошлым. В свое время она зарабатывала на жизнь, делая… незаконные аборты. Условия не выдерживали никакой критики, и одна из клиенток умерла. А Ситнова, намереваясь скрыть следы преступления, расчленила труп и захоронила в укромном месте. Однако сыщики вышли на ее след, и хозяйка подпольного абортария предстала перед судом. За причинение смерти по неосторожности Ситнова на семь лет попала в тюрьму.
На зоне познакомилась с женщиной, осужденной за мошенничество с квартирами. Та решила завязать, но дала Валентине адресок своей подельницы из Бродокалмака, куда выселяли бывших хозяев челябинских квартир. Людмила Удовиченко, 67-летняя пенсионерка из этого села, в 2000 году была осуждена на шесть лет лишения свободы условно за участие в мошенническом квартирном бизнесе.
Когда Ситнова вышла на свободу и предложила Удовиченко «продолжить дело», та охотно согласилась. И вовлекла в незаконный бизнес свою дочь, тоже жительницу Бродокалмака, Татьяну Сарычеву. В их обязанности входило подыскивать и покупать по дешевке для «переселенцев» ветхие избушки.
Но главным партнером для Валентины Ситновой был ее муж Владислав. Он на 20 лет младше властной супруги и полностью попал под ее влияние. Понимая, что в обманном бизнесе с квартирами без «своего» нотариуса не обойтись, Ситнова наладила связи и с представительницей этой профессии. Ее сын женился на Светлане Смысловой, нотариусе Ленинского района, которая оказывала свекрови неоценимую помощь по оформлению незаконных сделок. Поначалу Смыслова работала в государственной нотариальной конторе, а после рождения ребенка стала частным нотариусом, причем продолжила сотрудничество с родней и в этом качестве. Правда, позже она разошлась с мужем, но связи со свекровью не прервала. Она знакомила ее с нужными людьми, не подозревавшими о незаконном характере сделок нотариусами, риелторами и даже паспортисткой ЖЭКа и сотрудницей паспортно-визовой службы. Получая от паспортистки информацию о пожилых пьющих людях, Ситнова убеждала их продать свою квартиру и переехать на жительство «на лоно природы», в Бродокалмак.

Избушка «на лоне природы»

Первой пробой квартирного обмана стала афера, которую супруги Ситновы и их сноха нотариус провернули в марте 2002 года. Одинокая пенсионерка Е. Антонова жила в двухкомнатной квартире по улице Днепровской, 20, оставшейся ей после смерти мужа. Ситнова убедила бабушку разменять свою двушку на дом в селе Белоярском Щучанского района Курганской области и полуторку в Челябинске.
Вместе с мужем привезли старушку на автомобиле в нотариальную контору № 6 по улице Гагарина, что в Ленинском районе Челябинска. Сноха от имени Антоновой оформила доверенность на право распоряжения ее имуществом, та подписала бумаги… Нотариус поставила свою подпись, печать и передала документы свекрови.
Аферисты состряпали расписку о получении Е. Антоновой 200 тысяч рублей за продажу квартиры, нашли и «свидетеля», подписавшего липовый документ.
Мошенники одну половину квартиры продали мужу Ситновой, а другую — неосведомленной покупательнице (позже Ситнов перепродал свою долю квартиры ее мужу за 130 тысяч рублей). Затем за 35 тысяч рублей купили для старушки избушку в селе Белоярском Курганской области. Тем самым бабушке нанесли материальный ущерб в 270 тысяч рублей. А никакой однокомнатной квартиры в Челябинске она так и не дождалась.

Уверовав в собственную безнаказанность, Валентина Ситнова решила «расширить дело». По подсказке той же приятельницы вышла на старушку-посредницу из Бродокалмака Людмилу Удовиченко, которая вошла в «аферный трест», и вовлекла в него свою дочь Татьяну Сарычеву. Ситновы подыскивали в Челябинске одиноких престарелых людей, злоупотребляющих спиртными напитками, спаивали их и убеждали продать квартиру и переселиться в Бродокалмак. Там переселенцам обещали трудоустройство, добротное жилье. Сделки оформляли через сноху нотариуса. С участниками преступной группы делились выручкой.

Порой Ситновы представлялись друзьями знакомых «клиентов» либо их умерших родственников. Покупали людям продукты, спиртное, давали деньги в долг, погашали задолженность по квартплате. А затем подделывали доверенности, расписки и другие документы для продажи недвижимости, заставляли подписывать чистые бланки либо липовые бумаги, когда «клиенты» находились в состоянии алкогольного опьянения. Так мошенникам удалось незаконно продать пять квартир, три комнаты и один дом, а бывших собственников переселить в деревенские хибары, не приспособленные для жилья. В некоторых случаях потерпевшие вовсе остались без денег и жилья. Кроме того, аферисты покушались на хищение двух комнат и стольких же квартир, но не смогли завершить задуманное из-за вмешательства правоохранительных органов.
Двое потерпевших умерли в деревне при весьма странных обстоятельствах, но успели дать показания органам предварительного следствия.

Дети остались без жилья

В сентябре 2003 года мошенники через деревенскую сообщницу Ситновой вышли на владельца дома в селе Бродокалмак А. Лебедева. Ему предложили поменять жилье на дом меньшей площади с доплатой — и он согласился. Мошенники приехали в нотариальную контору, нотариус Светлана Смыслова оформила бумаги… Причем Лебедева при этом не было, будучи пьян, он подписал пустой бланк доверенности заранее. Дом и земельный участок посредники продали, деньги присвоили. А человеку не предоставили взамен даже ветхую избушку.
В другом случае Ситнова и Ко лишили двухкомнатной квартиры по улице Псковской Т. Подкорытову и ее несовершеннолетнего сына. Они, представившись знакомыми ее умершей матери, предложили обменять городскую квартиру на дом в Бродокалмаке с доплатой в 250 тысяч рублей и автомобилем «Волга». Пьющей, нигде не работающей женщине дали в долг тысячу рублей, купили спиртное. Нотариус Смыслова оформила доверенность, квартиру продали, купили в Бродокалмаке за 20 тысяч развалюху. Подкорытова, находясь в состоянии алкогольного опьянения, подписала липовую расписку о получении 380 тысяч рублей за продажу жилья. Но ни денег, ни «Волги» так и не дождалась.

В сентябре 2004 года новая афера. Узнав у знакомой паспортистки о том, что в квартире по улице Нахимова никто не прописан (один жилец коммуналки скончался, а другой уехал в Воронежскую область), самозванцы приехали к сестре умершего мужчины и заявили, что якобы уже выкупили у ЖЭУ его комнату. Родственница жильца по их требованию отдала ордер и ключи.
В квартире Ситнова прописала своего знакомого (якобы внука скончавшегося жильца). Но при проверке документов у сотрудников центра по приватизации жилья возникли большие подозрения. Выяснилось, что копии свидетельства о смерти умершего жильца подложные, прописка незаконная. Сотрудники центра обратились в милицию, и сделку провернуть не удалось.

В декабре 2004-го аферисты завладели двумя комнатами в челябинской коммуналке, где была прописана О. Кабанова с тремя несовершеннолетними детьми (сын сидел в колонии, а дочь уехала за пределы области). Женщину споили, убедили поменять жилье на квартиру в поселке Первомайском с доплатой. Знакомая паспортистка выписала детей, нотариус Светлана Смыслова оформила доверенность на продажу комнат. Их спешно продали, а хозяйку переселили в халупу в поселке Первомайском. Стоимость проданных комнат по тем временам составляла 878 тысяч рублей.

За похороны мамы — квартиру!

По той же схеме в феврале 2005 года аферисты «кинули» ранее судимого пьющего гражданина В. Кнауса. Его мать умерла, Ситнова, представившись ее подругой, «помогла» похоронить старушку. А взамен предложила посредничество по продаже квартиры по улице Гагарина. Сноха Ситновой была в декрете, и по ее просьбе доверенность оформил другой нотариус (ее подписал пьяный в стельку клиент). Сюда прописали сына Ситновой, который затем приватизировал квартиру. Ее продали за 800 тысяч рублей, а деньги присвоили.
Позже мошенники продали квартиру Г. Путилиной и ее дочери, переселив семью в Бродокалмак. Когда один из «клиентов», В. Чигинцев, отказался переселяться в деревню, ему пригрозили и таки продали комнату. Его прописали в Бродокалмаке, но в собственность не передали даже жалкую халупу. Другого гражданина, хозяина двухкомнатной квартиры по улице Машиностроителей П. Веревкина, страдающего психическим заболеванием, убедили «временно» переехать в Бродокалмак, а городское жилье сдать в аренду Ситновой. Веревкина напоили, заставили подписать доверенность. Квартиру мошенники продали за один миллион 150 тысяч рублей, деньги прикарманили, а недееспособный клиент вообще остался без жилья.

Конфуз с арестом

Но, как говорится, сколько веревочке ни виться… С квартирой А. Возженникова, с которым проживал его сын, у мошенников в апреле 2006 года случился конфуз. Людей выселили в Бродокалмак, квартиру по улице Кронштадтской начали продавать. Но дочь бывшего жильца, обеспокоившись пропажей отца и брата, обратилась в милицию. На квартиру был наложен арест, а когда Ситнова пошла в суд, добиваясь его снятия, ее задержала милиция. Муж скрылся, но потом взяли и его.
— В ходе следствия выяснилось, что Ситнова с подельниками намеревались продать еще одну двухкомнатную квартиру, — говорит начальник отдела по расследованию бандитизма и деятельности преступных сообществ следственной части при областном УБОП Семен Подусенко. — В ней проживал без регистрации некий В. Северов с женой. Представившись работниками ЖЭКа, мошенники предложили помочь с пропиской и приватизацией, а также с погашением задолженности по коммунальным платежам. Северовых прописали в квартире, но продать ее не успели, поскольку члена группы Татьяну Сарычеву задержали в помещении паспортно-визовой службы сотрудники правоохранительных органов.

Расплата за грехи

Следствие, суд… Свою вину главные фигуранты дела не признали, заявив, что потерпевшие якобы сами просили помочь с обменом жилья. Правда, Сарычева и Удовиченко частично признали вину в мошенничестве.
При назначении наказания суд учел смягчающие обстоятельства: для Смысловой то, что у нее несовершеннолетний ребенок, для Сарычевой и Удовиченко — признательные показания, помощь раскрытию преступления. Предыдущая судимость Владислава Ситнова была зачтена при определении ему окончательного наказания. Органами следствия подсудимым поначалу вменялась организация и участие в преступном сообществе, но в судебном заседании государственный обвинитель отказался от этого обвинения, ограничившись организованной группой.
Судом были вынесены частные определения: в адрес начальника управления соцзащиты населения Челябинска, где указано на недостатки в работе по охране жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, а также начальнику ГУВД области — на упущения в работе участковых села Бродокалмак Красноармейского района и Ленинского района Челябинска.

— В минувшую субботу в областном суде был оглашен приговор, — говорит государственный обвинитель Сергей Гарин. — Все подсудимые признаны виновными в мошенничестве, совершенном организованной группой, в крупном размере (часть 3 статьи 30 — часть 4 статьи 159 УК РФ). Нотариус Смыслова также признана виновной в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия (часть 3 статьи 285 УК). Владиславу Ситнову назначено наказание в виде девяти лет, Валентине Ситновой — семи лет лишения свободы в колонии общего режима. Людмила Удовиченко, Татьяна Сарычева и Светлана Смыслова получили наказание, не связанное с лишением свободы, — по шесть лет условно с трехлетним испытательным сроком. Кроме того, Смыслова лишена права занимать должности нотариуса в течение трех лет.

Приговор пока не вступил в законную силу и может быть обжалован в Верховный суд РФ.

Поделиться

Вчера | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

27.03.2024 | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

23.03.2015 | 10:32
Технология, созданная южноуральскими изобретателями, позволит получать белковые корма из вредителей

Челябинские ученые придумали, как обратить зло во благо: предлагают птицу и коров кормить саранчой. Демпоказ этой уникальной машины станет изюминкой областного агрономического совещания, которое пройдет 24 и 25 марта в Челябинской агроинженерной академии

18.03.2015 | 16:00
«Лифтовый вопрос» сегодня один из самых острых из проблем ЖКХ Челябинской области

Как обеспечить обновление лифтового хозяйства, сделать его надежным и безопасным?

Новости   
Спецпроекты