В режиме совести. Героев этой книги объединила война и малая родина

22 Апреля 2015 Автор: Марат Гайнуллин
В режиме совести. Героев этой книги объединила война и малая родина

Накануне Дня Победы в Челябинске вышла книга «Южный Урал. Великая Отечественная война».

Ее авторами выступили челябинские историки супруги Владимир и Галина Павленко.

Книга издана Челябинским краеведческим музеем при поддержке губернатора Челябинской области, областного госархива, агентства «Фотосоюз», издательства «Каменный пояс».

Как рождаются книги

И в самом деле, толчком к созданию книги иной раз может стать... состояние стыда. Сам Владимир Павленко вспоминает, как однажды, будучи на одном из семинаров в Москве, он случайно познакомился с москвичкой-историком. Они разговорились. Узнав, что ее собеседник приехал с Урала, она в сердцах воскликнула: «И не стыдно вам, уральцам?! У вас такой богатейший материал по истории края в годы войны, и нет ни одной книги на эту тему!»  

Как же было не согласиться с московской коллегой!

— Вот тогда-то у нас с Галиной Константиновной и родилась мысль написать книгу о войне, в которой будет место и фронту, и тылу, — вспоминает Владимир Денисович.

Впрочем, будущим авторам книги тема войны была профессионально близка. Оба супруга — кандидаты исторических наук. На их счету более двух сотен публикаций, посвященных истории войны 1941–1945 годов. Все они так или иначе не просто рассказывают о войне, а повествуют о жизни южноуральцев на фронте и в тылу. И даже темы кандидатских диссертаций у обоих супругов в какой-то мере предваряли концепцию будущей книги. Так, Владимир Денисович еще в начале 70-х защитил кандидатскую диссертацию на тему «Комсомол — помощник партии в организации работы тыла в годы Великой Отечественной войны». Тема кандидатской у Галины Константиновны звучала так: «Деятельность партийных организаций Южного Урала по подготовке квалифицированных рабочих в системе трудовых резервов в годы Великой Отечественной войны».

Естественным образом в издании появилось два крупных раздела — «Враг будет разбит! Южноуральцы на фронтах Великой Отечественной» и «Всё для фронта! Всё для Победы!». В самой книге использованы материалы периодических изданий, документальных и архивных источников, воспоминания участников событий более чем 70-летней давности. В книге представлены все советские награды времен войны, приведены краткие биографии некоторых Героев Советского Союза.

Серебряный шнур до Берлина

Герои книги историков Павленко не только южноуральцы. Евгений Оскарович Патон еще задолго до войны во всем мире был известен как выдающийся специалист в области сварки и мостостроения. Например, он выступил автором проекта Дрезденского вокзала и конструкции шоссейного моста.
А с марта 1942 года легендарный академик Евгений Патон входил в состав Дома ученых Челябинска, был постоянным консультантом по внедрению автоматической сварки на Кировском заводе.

При его участии успешно освоена сварка самолетной брони. В 1942 году на Уральском вагоностроительном заводе в Нижнем Тагиле впервые применена автоматическая сварка под флюсом по методу Патона, что позволило перевести изготовление танков на поток.

При поддержке наркома танковой промышленности Вячеслава Малышева метод Патона был внедрен на всех танковых заводах Урала. В начале войны в стране имелось лишь три автосварочные установки, в декабре 1944-го — уже 133 (на 52 предприятиях).

Патон разработал способ целостной сварки. В результате его применения производительность труда возросла в пять раз, потребность в рабочей силе уменьшилась на 84 процента. Читаем в воспоминаниях Патона: «Если бы швы, сваренные в Танкограде автоматами за три года, вытянуть в линию вдоль железнодорожного полотна, то длина составила бы шесть тысяч километров. Этот серебряный шнур протянулся бы от лесов Урала до садов Киева, а оттуда до Берлина и дальше...»

Что такое рукопашная

Южноуральские соединения (166-я и 99-я танковые бригады) вступили в сражение под Сталинградом в июле 1942 года в районе Калача. «Сталинград представлял кровавое месиво, — вспоминает Борис Косых, который начал боевой путь авиатором, а закончил в сухопутных войсках. — Дивизии хватало на два часа. Смерть витала всюду. Если бы не Сталинград, нам не одолеть бы немцев. Приказ Сталина «Ни шагу назад!» здорово помог. И немец на Мамаевом кургане застрял... 102-я высота... Это она потом стала называться Мамаевым курганом. Никто не знает, сколько раз она переходила из рук в руки.

Знаешь ли ты, милый мой, что такое рукопашная? Это решительность, отчаяние и дикий страх в глазах. А мы в такие схватки порой выступали несколько раз в сутки. Однажды ночью получили приказ атаку провести без шума, автоматы не применять, действовать одними кинжалами. И мы пошли в кинжальный бой...»  

Голосистый «Артист»

Вспоминает Е.С. Рудольская, эвакуированная в Челябинск из Калинина. Она стала студенткой пединститута и пришла в первый раз в госпиталь к матери, которая там работала. «Навстречу, стуча костылями, шел молодой парень. Где-то рядом раздался тяжелый стон. Это другого, тоже молодого, везли на коляске. Глаза закрыты, лицо белое как мел. Жалость, страх, беспомощность — трудно передать, что испытывала в тот момент! Из госпиталя возвращалась потрясенной. Чем помочь? Как облегчить, хоть немного, страдания воинов? Вспомнила о письме, полученном от товарища по институту: «К нам в госпиталь приезжали артисты. Какую радость доставил их концерт всем нам! Вдохнул жизнь, веру в свои силы. Скорее бы поправиться — и на фронт».

Через несколько дней в кабинет начальника госпиталя Борисовой пришли студенты пединститута, упросившие ее разрешить им выступать перед ранеными. И вот, накинув синенький платочек на плечи, пою для раненых их любимую. О той, которая тоскует, ждет, надеется. Светлеют лица — каждый вспоминал свою далекую и близкую. Пела душой, без аккомпанемента. Грустные песни старалась не исполнять. Лучше бодрые — залихватские частушки. В такт пристукивают костылями, улыбаются. Думала, хоть бы гармошку какую-нибудь захудалую достать. Я же после школы в консерваторию собиралась, играла на фортепиано, гармошку или баян быстро освоила бы.

День 23 февраля 1943 года не могу забыть. Один раненый протянул мне маленький аккордеон со звучным названием «Артист»: «Скоро выписываюсь, к своим поеду на фронт. Не смотри, что маленький. Звонкий, голосистый! Знаешь, как там на фронте выручал! Играй, пой наши фронтовые — у тебя получается. Вспоминай нас в этот день, и мы обязательно победим».

С тех пор Евгения выступала в воинских частях, госпиталях, на полевых станах, в школах и училищах. И «Артист» помогал ей нести радость людям.

Кутали как детей

...Первые раненые стали поступать в область осенью 1941 года. Принимали раненых на станциях бригады медсестер, возглавляемые врачами, которые забирали у начальника поезда историю болезни, а девчата в это время выносили на носилках тяжелораненых. Времени на высадку отпускалось мало. И хотя медсестры почти всегда были невыспавшимися и голодными (буфетов на вокзале в те годы не было, а ожидание поезда иногда затягивалось до суток), раненых выносили за 30-40 минут. Иногда происходили курьезные случаи. Врач эвакогоспиталя № 1732 в Златоусте К.М. Еретнева вспоминает: «Начало апреля 1944 года. Снега почти нет, земля мерзлая. Утро. Прибыл санпоезд. Принимая раненых, спрашиваю у начальника поезда: «Как они одеты?» Отвечает, что в шинелях, есть шапки, но без брюк и босиком. У нашей бригады для «ходячих» раненых одна пара валенок. Как быть? Земля-то мерзлая. Принимаю решение — расстелить одеяла по всему пути следования раненых от скамейки на вокзале до трамвая. С шутками и смехом бойцы, как по ковровой дорожке, идут к трамваю, а там мы кутаем их в одеяла».

Милосердие без орденов

Раненых по прибытии в госпиталь мыли, кормили, успокаивали. Операции начинались немедленно. Никого не удивляло, если врач, медсестры, санитарки не щадя себя двое-трое суток не выходили из госпиталя. Средняя продолжительность лечения составляла 40 дней. И в течение всего этого времени персонал, не считаясь со временем, день и ночь ухаживал за выздоравливающими. Те же хрупкие девичьи руки выносили бойцов на улицу, чтобы они скорее поправлялись. Все очень тяжело переживали, если не удавалось спасти чью-то жизнь.

Жители городов помогали создать в палатах домашний уют. Часто приносили из дому что-нибудь вкусненькое. Летом — овощи, квас. Домохозяйки из Златоуста Шепунова, Меньшикова и Бахарева за два месяца сдали по 45 литров молока для раненых. И все это отрывалось от скудного военного пайка. Эти акты милосердия не отмечались орденами и медалями. Просто по велению совести люди выполняли свой долг перед защитниками Отечества...

Поделиться

Вчера | 11:51
Казачья деревня. Оренбургское казачье войско отметит 450-летие

К этой дате в Челябинске переиздана книга Михаила Голубых «Казачья деревня». Это этнографический труд, в нем детально исследованы жизнь и быт казаков поселка Тимофеевского середины 1920-х годов.

Вчера | 10:26
В Челябинске очистят реку Миасс и Шершни

Уже исследованы наиболее донные отложения и водозаборы. Готовится программа, как работать с ними.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты