«Мама, Италия». Погибший итальянский солдат через десятилетия связал две страны памятью о себе

16 Июля 2015 Автор: Лидия Старикова
«Мама, Италия». Погибший итальянский солдат через десятилетия связал две страны памятью о себе

28 марта этого года в нашей газете был опубликован материал о том, как в одной из российских семей со времен Великой Отечественной войны хранился медальон итальянского солдата, который перед смертью сорвал его с шеи и со словами «Мама, Италия» протянул Вере Васильевне Липицкой, которую видел в первый и последний раз в жизни.

Это произошло в Кривом Роге, когда Советская армия освобождала город. Под грохот рвущихся снарядов и свист пуль Вера Васильевна пыталась помочь молодому итальянцу. В воевавшем на стороне фашистов погибающем юноше в тот момент она видела не врага, а «дитыну», уходящего в небытие мальчика и действовала, как подсказывал ей материнский инстинкт. Она пообещала выполнить последнюю просьбу умирающего, не подозревая, что это будет совсем не просто в условиях советского режима.

Уходя из жизни, Вера Васильевна рассказала эту историю внучке Надежде, передав ей медальон. И спустя годы та выполнила бабушкин наказ. Получив приглашение в гости от своей близкой подруги Алены Дзюбенко, которая вышла замуж за итальянца, Надежда Евгеньевна Дильдашева увезла медальон в Италию. Муж подруги Марио не мог сдержать слез, слушая эту историю. Он и пообещал, что постарается помочь в поиске следов погибшего берсальера.

Мы едем в Падую

 Недавно Надежда Евгеньевна вновь побывала в Генуе у друзей. Большая поклонница итальянского искусства, она решила посвятить эту поездку только знакомству с Италией. Однако история с медальоном имела продолжение.

 — Когда я переслала публикацию по электронной почте в Геную, Алена перевела ее на итальянский. Марио, его дочь Федерика и другие родственники, близкие друзья, знакомые читали перевод текста из вашей газеты, — рассказывает Надежда Евгеньевна, — и все плакали. И, конечно, Марио и Алена постарались узнать, где и когда берсальеров, представителей элитного рода войск, благословляли перед отправкой на войну. Это происходило в соборе Святого Антония Падуанского. Поехали туда мы с Аленой (Марио после тяжелой операции не смог). Собор находится в самом центре Падуи, это достопримечательность и место паломничества не только Падуи, но и всей Италии. При храме живут монахи, есть школа типа наших духовных семинарий, где готовят будущих священнослужителей. Это целый комплекс, святое место, куда тянется бесконечный людской поток. Собор необыкновенно красив, в нем много скульптур. Он просто поражает красотой белого отделочного мрамора, великолепной архитектурой.

Цепи, которые не разорвать

— Мы подошли к одному из священнослужителей и изложили цель нашего приезда. Нам хотелось узнать, не сохранились ли какие-нибудь списки, хоть какая-то информация о берсальерах, которые уходили отсюда на войну с Россией, — продолжает Надежда Дильдашева. — Служитель очень почтенного возраста оказался человеком осведомленным. Он сказал, что списков никаких не было, а вот именных, и еще больше безымянных, медальонов в соборе хранится немало. Когда в храме проходят службы, то все молятся и за их погибших владельцев. И мы услышали такие знакомые слова: «никто не должен быть забыт»…

 Монах поинтересовался, кто мы. И услышав в ответ, что я из России, а Алена из Украины, был немало удивлен: «У вас же война, русские и украинцы воюют, а вы вместе». Потом признался, что медальон впервые за все время привезла русская женщина. Ведь обычно в Италию ездят на экскурсии, на отдых у моря, на шопинг, а здесь совсем другая история. Некоторые осторожно допытывались: как это? Ведь берсальер воевал на другой стороне, он вроде как был врагом. Мы объяснили в свою очередь, что существуют общечеловеческие ценности. Ведь баба Вера, понимая, какую трагическую кончину уготовила судьба итальянскому мальчику, видела в нем не врага, а погибающего, еще не успевшего стать взрослым человека. И еще мы сказали, что воюют политики, а люди остаются людьми, неважно, украинцы они или русские, что многих объединяет цепь, которую не разорвать никакими санкциями. На прощанье служитель благословил нас, поблагодарил за то, что мы сохраняем память о трагических жертвах войны.

А потом по просьбе Марио, очень верующего человека, мы спросили, нельзя ли оставить медальон как реликвию в семье. «Можно, — разрешил монах, — если он вам так дорог».

 В этом же соборе находится саркофаг святого Антония. Есть еще одно священное место — большая зеленоватая каменная плита. Скорее всего нефритовая, ведь это камень вечности. Сюда, как к Стене плача в Иерусалиме, подходят люди, молятся, плачут, пишут записки, о чем-то просят, загадывают желания. Каждый молит Бога о своем. Попросили и мы с Аленой. Она молилась о своем сыне, который живет на Украине, а я о том, чтобы Господь дал мне возможность не разлучать меня с Италией, колыбелью мировой культуры. Я чувствовала здесь какой-то родной дух, сближающий наши страны.

Все пути ведут в Рим

 На вопрос, успела ли Надежда Евгеньевна познакомиться с Италией, как планировала, она улыбнулась:
 
— Жизни не хватит, чтобы объять необъятное. Я увидела многое, побывала в Венеции, но мечтаю о Флоренции и о Риме. Особенность моих поездок в эту прекрасную страну состоит в том, что я вижу Италию не из туристского автобуса, а глазами самих итальянцев. Ведь я живу в семье и имею возможность видеть страну изнутри, а не по принципу «галопом по Европам». Да и итальянцы, думаю, через такие контакты узнают нас ближе. Вот пример. Когда я готовилась к поездке, моя близкая подруга художница Наталья Болотских подарила мне батик своей работы с изображением венецианских городских пейзажей. Я сшила себе платье. Меня многие останавливали, рассматривали роспись, поражались, восхищались. А когда я побывала в Бурано, где плетут знаменитые кружева, специалисты допытывались: изумительная работа, кто художник, чей это бренд? Я с гордостью отвечала: «Наталья Болотских, Россия, Челябинск…» Надеюсь, что мое настоящее знакомство с этой страной еще впереди.
 
Ну а история с медальоном, думаю, подошла к своему концу. Когда мы вернулись в Геную и рассказали о поездке Марио, он был очень рад.

 — Мне кажется, — поделился он своими мыслями, — что теперь медальон будет хранить нашу семью, я передам его детям и внукам с напутствием всегда молиться об упокоении души этого юноши. Ведь пока о человеке помнят, его душа жива.

Поделиться

Сегодня | 14:25
Ямам здесь не место. Сколько дорог обновят на Южном Урале

Губернатор Алексей Текслер в начале дорожного сезона традиционно объехал дороги Челябинска. Как и в предыдущие годы, глава региона построил свой маршрут с учетом комментариев жителей, которые они оставляли в социальных сетях.

Вчера | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

28.05.2018 | 14:31
Милосердный полк. Ветераны фронта и тыла нуждаются в особой опеке

«Мама, что такое тыл?» — этот вопрос задал Наталье Шариповой сын-школьник, когда она собиралась на встречу в центральную городскую библиотеку имени Пушкина, где на днях прошла встреча с тружениками тыла, организованная Советом ветеранов Центрального района Челябинска.

27.02.2018 | 14:02
Синие горы как символ благодати. В Челябинске открылась выставка метафизической живописи

В выставочном зале Союза художников России начала работу художественная выставка «Метафизическая живопись Николая Черкасова». Куратор — искусствовед Ирина Духина. Представлены 58 произведений. Выставка продлится до 18 марта.

Новости   
Спецпроекты