Плата за ГПД. Работа «продленок» в школах Челябинской области зависит от родителей
В Челябинской области охват школьников группами продленного дня (ГПД) составляет менее 5 %, или около 16 тысяч человек. По данным регионального министерства образования и науки, ГПД существуют в 138 городских и 81 сельской школах. В трех городах и 16 муниципальных районах их нет вовсе. Несмотря на то что «продленка» в системе общего образования не занимает значительного места, для многих родителей это важная услуга, и у них возникают вопросы по качеству ее оказания. Начальник управления общего и специального образования регионального минобра Елена Тюрина пояснила, что адресовать их следует руководству образовательного учреждения.
- Кто, если не мы? Родители школьников города Копейска доказали, что от их мнения многое зависит
- Иван Иоголевич: «Мест, где дети могут приобщиться к науке и технике, очень мало»
- «Дорогие воспита». Частные детсады Челябинска предлагают сегодня почти любой каприз
— Такие решения принимаются руководством самих образовательных учреждений или созданными при них органами самоуправления — советами школы, родительскими комитетами и т.д. Как правило, все зависит от потребности в такой форме времяпрепровождения ребенка и возможностей самой школы — наличия помещений и педагогов. Перечень услуг, оказываемых в ГПД, определяется заказчиками, то есть родителями. Это может быть только присмотр, а может включать также питание, посещение культурных учреждений, дополнительные образовательные услуги. От этого будет зависеть и размер родительской платы. Отмечу, что закон «Об образовании» не возлагает на субъекты федерации и муниципалитеты обязанностей по финансированию присмотра и ухода, вводится только обязанность по созданию условий для оказания таких услуг.
— Иными словами, бесплатных «продленок» не бывает?
— Услуга ГПД может оказываться в двух формах: в форме присмотра и ухода и в форме образовательной деятельности.
Если речь идет о присмотре и уходе, то по умолчанию это платная для родителей услуга. Теоретически право на бесплатное получение такой услуги может быть предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Но в нашем регионе подобные документы не издавались.
Если же ГПД предполагает оказание образовательных услуг, то вопрос финансирования решается в зависимости от того, является ли эта образовательная деятельность частью образовательной программы, реализация которой финансируется за счет средств бюджета. Например, «продленка» может быть частью предусмотренной программой индивидуальной работы с обучающимися. В случае, если она входит в реализуемую программу, финансирование указанной деятельности может осуществляться за счет средств субсидии, предоставленной на реализацию соответствующей основной образовательной программы. В противном случае она должна быть оформлена как дополнительная платная образовательная услуга и финансироваться частными лицами.
Указанная деятельность также может являться отдельной государственной или муниципальной услугой по дополнительному образованию, финансирование которой будет предусмотрено за счет средств соответствующего бюджета.
— Количество групп продленного дня в Челябинской области увеличивается или уменьшается?
— Их не становится ни больше, ни меньше. Это связано, во-первых, со стабильностью контингента таких групп — школьников младших классов. С пятого класса «продленки» уже не бывает. Во-вторых, возможности школ по организации ГПД со временем тоже практически не меняются.
Поделиться