Укротитель «тигров». В Челябинске вспоминают создателя лучших танковых двигателей в мире
Иногда кажется, что челябинцы просто недопонимают, в каком городе они живут! Какого масштаба личности вошли в биографию Челябинска! Об этом подумалось в музее ЧТЗ, где отмечалось 110-летие со дня рождения Ивана Яковлевича Трашутина.
- Президентский проект. Ученые ЮУрГУ взялись за написание восьмитомной Истории Челябинской области
- Гиганты Челябинска. Четверть века назад легендарный Т‑800 вошел в Книгу рекордов Гиннесса
Дизельное детство
Родился будущий конструктор 18 января 1906 года в Горловке Екатеринославской губернии. В 1914 году с родителями переехал в Харьков. Отец работал в литейном цехе паровозостроительного завода, куда часто приводил сына и показывал, как строят моторы. В 1918 году отец ушел добровольцем в Красную армию, и двенадцатилетний Ваня устроился на отцовский завод, где ему вскоре доверили работу слесаря на сборке дизелей.
Затем способного парнишку отправили на рабфак, вслед за этим — на учебу в Харьковский технологический институт. После его окончания он вернулся на родной паровозостроительный завод инженером. В молодом инженере разглядели задатки талантливого конструктора.
Вскоре руководство завода командировало Трашутина на учебу, да не куда‑нибудь, а за границу. Полгода изучал английский язык, новые технологии. Впереди конструктора ждала учеба в США, в знаменитом Массачусетском технологическом институте. Любопытно, что во время летних каникул Иван работал контролером по приемке у американских фирм оборудования для строящегося тогда ЧТЗ. Если бы он тогда знал, что судьба на всю жизнь свяжет его с этим заводом…
В 1933 году Иван Трашутин успешно защищает диссертацию с присвоением степени магистра технических наук. Примечательно, что сказал его научный руководитель: «У нас, американских инженеров-конструкторов, бытует поговорка: "Он недостаточно умен, чтобы делать простые вещи". О вас этого не скажешь. Вы умеете делать простые вещи». Это была высокая оценка.
Дыхание репрессий
Из Америки Трашутин вернулся в родной Харьков. Судьба распорядилась так, что с ЧТЗ он пересекся вновь. Дизель-мотор В‑2 создавался на топливоподающей аппаратуре немецкой фирмы «Бош», однако в 1937 году ее поставки были прекращены. Нужна была своя, отечественная. Поэтому в том же году первый в стране цех топливной аппаратуры (ЦТА), пущенный на ЧТЗ, стал школой для харьковчан. Тогда же Иван Яковлевич отправился в Челябинск. И вскоре успешно прошли первые испытания двигателя В‑2.
25 мая 1938 года Трашутин был арестован органами НКВД. Но судьба чудом сберегла его: он оказался одним из немногих, кому удалось избежать кары. Он почувствовал лишь страшное дыхание начавшихся репрессий. И уже менее чем через год его освободили с правом восстановления на работе.
В декабре 1940 года Иван Яковлевич назначается заместителем главного конструктора КБ по серийному производству завода № 75. Того самого, что совсем скоро вольется в большое семейство под именем Танкоград.
«Иван-Дизель»
Уже в сентябре 1941 года по постановлению ГКО завод № 75 был эвакуирован в Челябинск, где на базе ЧТЗ был создан Челябинский Кировский завод.
Еще в июле 1941 года на Харьков начались налеты фашистской авиации. Во время очередной бомбежки в дом, где находился Трашутин, попала бомба, его завалило. Ивана Яковлевича вытащили спасатели, разбиравшие завалы, и он успел уехать с последним эшелоном, покинувшим Харьков.
С октября 1941 года он назначается главным конструктором по моторостроению ЧКЗ. Сегодня и представить себе невозможно, но уже через 35 (!) дней после эвакуации на челябинской земле был собран первый дизель собственного производства!
Между тем опыт первых месяцев войны показал, что тяжелому танку КВ нужен более мощный двигатель. По словам главного конструктора завода Жозефа Котина, надо сделать так, чтобы с немецких «тигров» шерсть полетела… «Главного» смущало только то, как втиснуть в башню гаубицу и достаточно ли будет мощность дизеля.
— У нас в запасе кое-что есть, — ответил Трашутин. — Необходимой мощностью вас обеспечим…
И обеспечили! Не случайно все-таки немецкий генерал Гудериан потом скажет: «Двигатель танка должен считаться таким же оружием, как пушка». Рассказывают, что именно немецкие конструкторы танков в годы войны дали Трашутину прозвище «Иван-Дизель».
В 1943 году, в один из самых тяжелых периодов Великой Отечественной войны, Иван Трашутин становится одним из организаторов Челябинского механико-машиностроительного института (нынешнего ЮУрГУ). Одной из первых в новом вузе стала кафедра двигателей внутреннего сгорания, крестным отцом которой также был Иван Трашутин. Конструкторы в те дни нужны были, прежде всего, для его КБ.
Тогда же, в начале 1943 года для нового тяжелого танка ИС (Иосиф Сталин) — танка прорыва, — дизелистами Трашутина был создан новый, более надежный двигатель В2-ИС. Последним детищем военного времени для Танкограда стал новый мотор для тяжелого танка ИС‑3, того самого, что сегодня возвышается на пьедестале на Комсомольской площади.
С шифром «Армата»
Лишь в 1981 году, в возрасте 75 лет, проработав 40 лет главным конструктором по моторостроению на ЧТЗ, Иван Яковлевич вышел на пенсию. Еще через пять лет, 6 марта 1986 года, он ушел из жизни и был похоронен в Ленинграде. А в Тракторозаводском районе Челябинска установлен бюст Ивана Трашутина.
И все-таки, наверное, не удивительно, что человек ушел из жизни 30 лет назад, а о нем и сегодня помнят, как о живом. А само дело легендарного конструктора живет и поныне. На параде Победы на Красной площади 9 мая 2015 года весь мир увидел супертанк третьего поколения Т‑14 «Армата».
Однако тогда мало кто знал, что «сердце» этого танка, многотопливный двигатель 12Н360 с непосредственным впрыском производится на Челябинском тракторном заводе. И создан этот мотор учениками легендарного конструктора-моторостроителя Ивана Яковлевича Трашутина.
Поделиться