«Скока вешать в граммах?». За что родители могут получить штрафную карточку
Однажды я попробовала выяснить, зачем родители должны быть этакой подпоркой при выполнении школьных домашних заданий. Ведь это лишает ребенка самостоятельности, вселяет неуверенность в собственных силах. Мне объяснили: это делается для сближения родителей с детьми… Неважно, что «сближение» происходит часто под рев уставших от часовых бдений над домашними заданиями деток и уставших после работы взрослых.
Каждую осень я езжу к своим детям в другой город. И при мне внук пошел в первый класс, потом во второй и далее. Помню, однажды он готовил домашнее задание по «окружайке». Есть в начальных классах такой предмет — «Окружающий мир». Задание было конкретное: определить, сколько белков, жиров и углеводов содержится в некоторых продуктах. Родителям было некогда, и помочь девятилетнему ученику выполнить задание попросили меня.
Мне с определенным опытом работы в области информации потребовалось больше часа, чтобы найти ответы в компьютере. Далее потребовался еще час, чтобы добытые сведения внук переписал под мою диктовку. Кое-где он перепутал цифры, но я трусливо промолчала, представив, как он взорвется при мысли, что надо еще что-то переписывать. Понимала: проверить написанное у всех учащихся учитель просто не в состоянии. Так оно и вышло. Задание благополучно зачли. А через недельку я решила проверить, что осталось в голове у знатока жиров, белков и углеводов. Как говаривал в мои школьные годы учитель физики — «торичеллева пустота». У меня самой, между прочим, тоже…
Надо заметить, что предмет вела опытный и хороший педагог. Но в требования программы входит множество заданий, которые ребенок в таком возрасте выполнить без помощи взрослых просто не может. Например, сделать фотографии к какой-то теме. В этом случае родители как угорелые несутся в пункты фотопечати, чтобы получить снимки. Иногда рисуют, что-то сочиняют. Вот и мы бесконечно сочиняли какие-то песни и стихи о любимом городе, рисовали, рылись в энциклопедиях. Мальчик вырос, но ни поэта, ни художника из него не вышло. А я думаю: зачем все это было?
Теперь аналогичные задания получают младшие внуки. Я называю некоторые из них по причине полной бессмысленности «Скока вешать в граммах?» (была такая юмореска). Впрочем, возможно, мне это только кажется...
В последние годы много говорят о том, что реформируется система образования. Но легче не стало. Не легче — в полном смысле этого слова. Недавно моя семилетняя внучка повесила тяжеленный ранец «задом наперед». «На животе, — объяснила, — можно еще придерживать его руками». Руки, правда, были заняты мешком со спортивной формой, но его она доверила нести мне. Я попробовала поднять набитый ранец, чтобы помочь крохе, но быстро сдалась: очень тяжел. Объяснила девочке, что его надо все-таки перевернуть, иначе «спинка станет горбатой».
Иногда я изумляюсь тому, какие объемы заданий выдаются на дом. Ощущение, что каждый учитель считает свой предмет главным. Не он в этом виноват, но тот, кто их сочинял — все эти развивающие программы. Хотя бы сосчитал, сколько предметов — и каждый главный — на эти маленькие головы? И по простоте своей думаю: лучше бы меньше, да лучше. Ведь с поколением бабушек и дедушек никто не сидел, каждый уроки делал сам. И притом известно, что советская школа образования была одной из лучших в мире.
Сегодня же случается, что окончившие лицеи и гимназии выпускники не умеют писать сочинения и считать устно. Ну а о грамотности можно судить, заглянув в сети. Оторопь берет! Зато шуму сколько, один ЕГЭ чего стоит! Но вот недавно мне попался в руки журнал с вопросами ЕГЭ по литературе. Я попробовала углубиться в их смысл и поняла, что никогда в жизни с этим ЕГЭ не управилась бы. Притом что в университете вполне серьезно относилась к изучению русской и зарубежной литературы. И на экзаменах не гадала, где «поставить нужную галочку».
Недавно у нас дома были гости. Приехавшая из Лондона знакомая очень удивилась, увидев, что родители помогают детям вечером с домашними заданиями. «У нас, — сказала, — за такое выдали бы ребенку желтую штрафную карточку».
Я не из тех, кто ахает от восхищенья от всего зарубежного, но кое-что у «них» переняла бы. Например, не ужасайтесь, ликвидировала бы трехмесячные летние каникулы. В большинстве стран нет такого, и родители не ломают голову, куда пристроить чад на столь долгий срок отдыха. Ведь разумнее, наверное, распределить на пару месяцев огромные учебные нагрузки. А еще в летние месяцы можно было бы изучать природу и тот самый окружающий мир. А еще бы…
Ну, размечталась! Только кто бы меня слушал?
Поделиться