Лучший в республике. Ровно 45 лет назад 8 апреля в Челябинске открылся легендарный кинотеатр «Урал»
Широкоформатный кинотеатр «Урал» был построен в 1971 году по типовому проекту под руководством известного архитектора Евгения Александрова.
- У Христа за пазухой. На одной из челябинских улиц до революции бедняки практически не жили
- Хроника передовиц. Почему челябинцы взяли в руки газету позже соседей на целый век?
По воспоминаниям ее современников, это была яркая личность, по масштабам сравнимая с директорами крупнейших предприятий. При этом она оставалась простым и добрым человеком, которого любили все — от билетерши до методиста. Она проработала в кинотеатре до 1984 года. За это время крупнейший в Челябинской области кинотеатр стал одним из лучших учреждений культуры во всей республике.
При этом он замечательно сочетал в себе и кинотеатр, и что-то вроде дома культуры. Здесь проводились кинофестивали и встречи со звездами российского экрана. Кого только не перевидала сцена кинотеатра за многие годы! В разное время на нее выходили Сергей Герасимов и Сергей Бондарчук, Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Доронина, Тамара Макарова и Нонна Мордюкова...
Те, кто в начале 70-х имел отношение к кино, вспоминают сегодня одно из главных достоинств «Урала»: все премьеры отечественных кинолент на экране челябинского кинотеатра проходили одновременно с московскими.
А были случаи, когда у нас показывали даже раньше, чем в Москве. Тем не менее сама репертуарная политика делалась там, в Первопрестольной. А потому в «Урале» показывали кино все-таки строго по столичному регламенту, а не то, что с трудом раскапывали местные киноманы и крутили, например, в малюсеньком зале кинотеатра «Знамя»…
В 1998 году кинотеатр «Урал» был закрыт на реконструкцию, а в 1999-м на его базе открылся современный культурно-досуговый центр «Киномакс-Урал», в котором кроме двух кинозалов находилось несколько кафе и игровых комплексов.
Новая веха развития комплекса — 2011 год, когда «Урал» из кинотеатра вдруг вырос в современный четырехэтажный торгово-развлекательный комплекс с просторными торговыми интерьерами, эскалаторами, траволаторами, лифтами и подземной парковкой…
Кадрики на ладошке
Да, все стало красиво, комфортно! Но все-таки отчего-то грустно… Это, наверное, и есть то, что называют ностальгией.
Ностальгией по началу 70-х. О, этот волшебный широкоформатный экран «Урала»! Он был прорывом в мир оживших героев Майн Рида и Фенимора Купера: «Чингачгук — Большой Змей», «Апачи», «Оцеола», «Сыновья Большой Медведицы»…
Мы с моим другом-одноклассником выстаивали часы за билетами, чтобы в пятый раз посмотреть, как не сходивший в те годы с экрана легендарный киношный вождь краснокожих Гойко Митич на зависть всем мальчишкам играл своими мускулами.
Этот югославский красавец непременно опровергал циничный слоган «Хороший индеец — мертвый индеец», эффектно и благородно наказывая «плохих» бледнолицых. А потом еще часы ожиданий возле двери, за которой стоял таинственный кинопроектор. И вот он, полубог, выходивший из той заветной кинобудки! Простой рыженький паренек, киномеханик, выносил на ладошке обещанные (еще на позапрошлой неделе!) вырезанные («из индейского фильма»!) цветные пленочные кадрики с нашим любимым Виннету, вождем апачей…
Куда потом задевались те кадрики? Бог их знает! Но зато отлично запомнил, как еще через 20 лет, уже в начале 90-х, когда в стране действовала карточная система, наш сосед, добрейший и интеллигентнейший человек, не раздумывая отдал какому-то коллекционеру хранившиеся у него билеты на самый первый, исторический сеанс, состоявшийся 8 апреля 1971 года. В тот день в кинотеатре «Урал» показывали фильм «Бег» — с Дворжецким и Ульяновым, Баталовым, Савельевой, Евстигнеевым... Ходил он в тот день в кино с женой, которая вскоре ушла из жизни. А билеты он хранил 20 лет. И свою реликвию одинокий старик обменял на килограмм сливочного масла…
Поделиться