Ностальгия по советскому диплому. Челябинские эксперты о преимуществах нашего образования

13 Октября 2016 Автор: Дмитрий Морев
Ностальгия по советскому диплому. Челябинские эксперты о преимуществах нашего образования

Для челябинцев давно уже стало привычным видеть на улицах города иностранных студентов. В ЮУрГУ, например, учатся молодые люди из 30 государств мира! А в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете (ЧГПУ) обучаются студенты из 12 стран: от Индии и Китая до Японии и Конго. И невольно возникает вопрос: почему у себя‑то не учатся?

Задача — оглупление народа?

Как считает ректор главного челябинского педвуза Владимир Садырин, сам факт предпочтения получить образование именно в России не столь уж и удивителен. По крайней мере, если сравнивать качество образования у них и у нас. И в этой связи особенно живой интерес в преподавательской среде ЧГПУ сегодня вызвало мнение известного российского языковеда Маргариты Орловой.

Себя она называет «языковедом-многостаночником», образование получила в СССР, много лет работала в США. Опыт жизни за океаном привел к выводу: у нас, как оказывается, не все так уж и плохо.

Своими наблюдениями она поделилась на страницах журнала «Ректор вуза»  № 7 за 2016 год.

По мнению Маргариты Орловой, «в последние 20 лет образование в США выглядит так, как будто его целенаправленно разрушали, чтобы подорвать демократию, которой «было слишком много». Задача — «оглупление народа». В американских школах в течение 12 лет детей учат только читать, писать и считать. При этом их держат, как в детских садах: дети играют в игры.

При этом, как говорит Орлова, дисциплина жесткая, например, нет переменок! А ученики от скуки и безделья изощряются в хулиганстве; учитель бессилен. Только начиная с магистерского уровня, здесь учат всерьез. Хорошее образование получают избранные, примерно 10 процентов населения: либо самые богатые, либо очень способные и старательные (им дают частичные стипендии), а также профессорские дети.

И вот любопытнейшее сравнение от Орловой: уровень бакалавриата в Индианском университете (IU) 20 лет назад был сильно ниже, чем в бывшем Алма-Атинском женском пединституте (ЖенПИ: создан для аульных девушек, окончивших казахскую школу).

Уровень магистратуры в США снижается оттого, что туда принимают без базового бакалавриата. Так, на специальность «Языкознание» принимают людей с любым бакалавриатом, хоть по «музыкальным наукам».

За два года «магистр языкознания» получает достаточно знаний, чтобы преподавать английский как второй язык (для иммигрантов и их детей); при этом он может не иметь представления о звукобуквенных соотношениях в его родном английском.

Берегите детей и внуков!

Недавно в Калифорнии вложили огромные деньги в обучение детей чтению через «фониксы». Это — звуко-буквенные соотношения, стандартная практика для всех письменностей, кроме иероглифических, но в США — давно забытое старое. Инвестиции в Калифорнии не дали значимых результатов; проблема оказалась в необразованности учителей. На протяжении почти всего XX века в начальной школе (шесть лет обучения) детей учили читать, размахивая карточками с готовыми словами; здесь не учат читать ни по слогам, ни по звукам: не умеют. Результат нравится разрушителям демократии: около 30 процентов взрослого населения США функционально неграмотны. Катастрофа методов обучения? Скорее, финансовая поддержка катастрофических методов, вызывающих псевдодислексию (Фонд Форда постарался).

Без второгодников

— Сейчас эти методы распространяются в РФ: берегите своих детей и внуков! — предупреждает Маргарита Орлова. — В библиотеках Силиконовой долины есть программы обучения взрослых грамоте, которые держатся на добровольцах. Я много работала там с неграмотными на общественных началах. Беда еще в том, что средняя школа после 12 лет обучения выдает ВСЕМ аттестат зрелости (high-school diploma); института второгодников в США не существует.

Многие из слабограмотных даже поступают «в колледж», то есть вуз, где их довольно быстро выявляют. Таких переводят на подготовительные отделения через семестр или через «четверть» (где как!). Вот и еще год-два пропадает для обучения… А деньги платить надо за каждую четверть, за каждый «класс» (предметный курс) отдельно. Оканчивают бакалавриат менее 40 процентов поступивших. Почти все учатся, работая. Либо год учатся, потом год работают: на стройке, на разной подсобке или в дешевых ресторанах, «зря теряют» не пять лет, а все восемь.

Берут в банке долг, а в колледже — предметы по выбору. Часто тратят деньги на ненужные курсы, но, как всем известно, американцам не привыкать жить в долгах как в шелках: купил в долг дорогую машину и тут же разбил, а долг платить надо. Взял курс игры на гитаре или курс по человеческой сексуальности (очень популярный) — потом плати до бесконечности (а долг-таки возрастает сложными процентами). Некоторые платят всю жизнь.

Кризисы у нас и у них

Еще проблема — куда пойти работать с университетским дипломом? Еще несколько лет назад эта проблема стояла и для российских выпускников.

После кризиса 2001 года в США 60 процентов выпускников просто идут работать куда возьмут (чаще — продавцами и официантами). Работы, хоть сколько‑нибудь близкой к полученной специальности, найти не могут…

Довольно редко в США работают по специальности, полученной в вузе, и никого это не удивляет. Общее мнение такое: если учился в вузе, значит, научится и на работе.

Есть там такая университетская специальность, очень популярная — «общее образование», так и в дипломе пишут: «General Education».

— Разнообразное общение в Калифорнии, где 50 процентов населения — иммигранты со всего мира, убедило меня в том, что старое советское образование (1950 — 1980-х гг.) действительно было самым лучшим, — говорит Маргарита Орлова. — Мне есть с чем сравнивать. Я вывожу это заключение из встреч с коллегами, одноклассниками, знакомыми (даже есть двое с острова Фиджи) и с американскими родственниками, высококвалифицированными профессионалами.

А Задорнов‑то прав!

Помните, как Михаил Задорнов нередко отмечал, что советская школа была лучшей, и люди с советскими дипломами высоко ценились на Западе? Известный сатирик невольно вспомнился, когда Маргарита Орлова заговорила о советском дипломе.

— Не хочу никого обидеть, но в целом «бывшие наши» имеют более широкую картину мира и лучшее понимание культурных и цивилизационных процессов, лучше видят детали и категории, — говорит Орлова. — Те образованные американцы и иностранные специалисты, кто сталкивался с «русскими» (то есть бывшими советскими) в Силиконовой долине, Индиане, Мичигане, Чикаго, Вашингтоне, Нью-Йорке, Бостоне, тоже считают советское образование самым лучшим, не превзойденным никем. Сначала я сомневалась в этом и спорила: мы ведь все самокритичны. Но в конце концов поверила и теперь на каждом шагу нахожу этому подтверждения.

Правда, все больше встречается русской (украинской, русскоговорящей) молодежи, ужасающей своим откровенным невежеством и просто падением образованности, широты взгляда (впрочем, при обострении нюха, интуиции, «уличного знания»). Кажется, реформа образования в РФ в скоростном порядке повторяет то, что случилось в США, — выполняется задача изничтожения демократии (в зародыше).

Поделиться

Вчера | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

Вчера | 11:47
В Челябинске больше детей смогут получать бесплатное питание

Список получателей этой меры соцподдержки дополнен по решению депутатов Челябинской городской Думы.

19.05.2021 | 17:08
В Госдуме поддержали предложенные «Единой Россией» поправки о выплатах семьям с детьми

С начала года мерами поддержки воспользовались 53 тысячи южноуральских семей.

18.05.2021 | 16:09
Троицкие пограничники выявили большую партию препаратов с запрещенными веществами

Их перевозили в Екатеринбург для дальнейшей реализации.

Новости   
Спецпроекты