Под крылом ангелов. Свято-Троицкая церковь Челябинска напоминала ковчег

2 Ноября 2016 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Владлена Шваб
Под крылом ангелов. Свято-Троицкая церковь Челябинска напоминала ковчег

Наш фотопроект «Живая история», стартовавший в год 280-летия города, продолжает представлять памятники архитектуры, которые нуждаются в сохранении для будущих поколений челябинцев.

Этот храм окутан множеством тайн, живущих в нем уже более века. Про такие уголки говорят: намоленое место. И кто, как не сам настоятель Свято-Троицкой церкви отец Игорь (Шестаков) лучше всех может знать историю этого храма!

В числе 300 храмов

А уходит эта история в 1768 год, когда в Заречье была заложена первая Свято-Троицкая церковь. За полтора столетия сильно обветшала она, вот и принято было в 1909 году решение о строительстве нового храма на этом же месте.

Существует красивая легенда, которая, впрочем, вполне может оказаться и правдой: Свято-Троицкая церковь в Челябинске — это и есть один из 300 российских храмов, которые были специально построены в честь 300-летия Дома Романовых. Событие это, как известно, отмечалось в 1913 году. Правда, храм был освящен уже после юбилейных торжеств, в августе рокового 1914 года, в самом начале Первой мировой войны…

Архитектором здания стал челябинский зодчий, потомственный строитель Петр Сараев, придавший своему творению несколько необычный для уральских мест псевдорусский стиль и эдакую корабельную планировку. В таком облике храм напоминал спасительный ковчег. Впрочем, хорош он был не только роскошным внешне, замечательно в нем было и внутреннее убранство, особенно роспись в так называемом васнецовском стиле.

В 20‑е годы Cвято-Троицкий храм закрыли, и это спасло его от печальной участи Христорождественского собора, взорванного в годы воинствующего атеизма.

Старожилы вспоминают о подвиге одного из челябинцев, жившего рядом с церковью. Он решительно отказался отдать хранившиеся у него ключи от храма чекистам, пришедшим конфисковать церковное имущество, за что и был расстрелян.

Живая-история_внутрь-текста_DSC_0534.jpgПо словам отца Игоря, здесь всегда бережно хранили святыни. Еще в 1881 году настоятель Свято-Троицкого храма привез из Афонского монастыря частицы мощей святых великомученика и целителя Пантелеимона и апостола Андрея Первозванного. Они хранились здесь до 1924 года, исцеляя больных и страждущих.

Затем власти изъяли церковное имущество, в том числе и святыни, и только благодаря усилиям сотрудников краеведческого музея некоторые предметы удалось вернуть, в том числе и икону Знамения Божией Матери. В 1911 году икона чудесным образом исцелила от тяжелого недуга дочь одного челябинского мещанина, который и пожертвовал образ Богоматери Свято-Троицкому храму…

В советское время церковь была закрыта, а ее здание решили обустроить под кинотеатр, который мог бы стать первым в Заречье. Но городские власти разместили здесь экспозиции краеведческого музея.

В конце 80-х годов прошлого века здание было отреставрировано. С 1990 года его передали Челябинской и Златоустовской епархии. После этого церковь освятили вновь.

Жемчужины архитектуры

— В большинстве городов, которые состоялись как миллионники, превалируют памятники второй половины XX века, — замечает отец Игорь. — Наш город — не исключение.

Маленькие деревянные дома Челябинска, увы, исчезли навсегда. А те, сохранившиеся дореволюционные здания говорят о том, что город все-таки развивался и на пике своего развития оказался в ситуации далеко не самой лучшей для сохранения своих исторических памятников.

— Есть на свете города-курорты, города-порты и даже города-казино. Челябинск — это город-промышленник, — говорит отец Игорь. — У него есть свой облик, который выдает его среди других российских городов. Есть свой некий техногенный шарм!

Да, было много потерь! Но все-таки удалось сохранить настоящие жемчужины архитектуры.

И как раз эти чудом уцелевшие здания не позволяют сегодня Челябинску стать городом безликим.

Между тем многие памятники архитектуры в нашем городе нуждаются в особом внимании.

Сердечной болью в сердцах горожан отзывается сегодняшний вид таких архитектурных шедевров, как чаеразвесочная фабрика Кузнецова по улице Васенко, многострадальный столетний элеватор по улице Елькина…

— Нуждаются в особом внимании, конечно же, и культовые здания, — убежденно говорит отец Игорь. — Это храм Александра Невского на Алом Поле. Про Свято-Троицкий храм, стоящий на видном, бойком месте, принято думать, что уж здесь‑то должно быть все хорошо. Но, поверьте, и он, переживший смутные времена и не одну реставрацию и являющийся сегодня главным украшением заречной части города, также нуждается в особом внимании.

Прав отец Игорь! Да, храмы — это словно те же люди. И каждый храм при освящении точно так же, как и человек при святом таинстве крещения, обретает своего ангела-хранителя. Не дайте же ему покинуть свою обитель!

Смотрите также:

Забытая музыка старого дома

Звуки времени стали музыкой

Урочья XVII века

От барокко до модерна

Бег времени

Дом у Покровских

Сегодня | 12:11
Один дома. На Южном Урале исчезают продленки

Бесплатных групп продленного дня в Челябинской области не осталось вовсе. Но даже с платными проблема. Зачастую родителям попросту негде оставить ребенка после уроков. В итоге первоклассников приучают к самостоятельности. Семилетние дети в одиночку добираются из школы до дома и организовывают свой день.

Сегодня | 09:41
Проверка за рулем. Алексей Текслер проинспектировал челябинские дороги

Осень — это пора, когда нужно подводить итоги. Одни считают, сколько выкопали картошки, другие — сколько дорог облачили в новый асфальт. Дорогам и была посвящена очередная рабочая поездка губернатора Челябинской области Алексея Текслера. Однако формат был не вполне обычен.

Вчера | 12:17
Прокофьев в зале Прокофьева. В Челябинске впервые прошел концерт нового симфонического оркестра

Итак, свершилось! Город наконец-то услышал, как звучит наш симфонический оркестр! Оркестр, которого Челябинск был лишен ровно 63 года — с того момента, когда тот в полном составе перебрался из филармонии в открывшийся в 1956 году театр оперы и балета.

10.10.2019 | 17:04
Герой из девяностых. Сюжет для рассказов известный писатель брал из челябинских газет

Однажды Иван Бунин в беседе с Ириной Одоевцевой заметил, что писать нужно только о страшном или о прекрасном. Как хорошо ни изобразить скуку, все равно скучно читать. Когда читаешь тексты Романа Сенчина, думаешь про себя: «Этот парень, должно быть, выбрал для себя вариант «о страшном». Да и как не быть страшному, если пишет он о 90-х годах. Накануне известный российский писатель стал гостем «Южно-Уральской книжной ярмарки-2019».

Новости   
Спецпроекты