Елизавета Кириллова: «Когда бессильна медицина, поможет педагогика»

1 Декабря 2016 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Елизавета Кириллова: «Когда бессильна медицина, поможет педагогика»

Специалисты до сих пор не могут назвать точную причину того, почему на свет появляется все больше детей с врожденными ограничениями возможностей здоровья. Сегодня на 70 здоровых детей приходится один малыш с расстройствами аутистического спектра, на 700 детей — один ребенок с синдромом Дауна.

С данной проблемой все чаще сталкиваются здоровые родители в благополучных семьях. Такая ситуация может коснуться каждого, поэтому родным важно знать, что чем быстрее они возьмут себя в руки и совладают с эмоциями в момент объявления диагноза, тем больше они смогут сделать для своих детей. Педагогам же нужно Елизавета-Кириллова.jpgверить в то, что там, где бессильна медицина, творит чудеса педагогика. Так считает руководитель челябинской областной организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавета Кириллова, с которой мы поговорили на эту непростую тему.

— Елизавета Эдуардовна, с лета этого года при поддержке детского омбудсмена Ирины Буториной реализуется проект «Золотой ключик», в рамках которого вы общаетесь с родителями «особых» детей и педагогами. О чем идет речь на этих встречах?

— Прежде всего, о том, что качество жизни «особого» ребенка зависит от активной жизненной позиции родителей, настроя на сотрудничество с педагогом, желания добиться результата. Любому ребенку недостаточно одних занятий со специалистом. Важно, чтобы родители закрепляли учебную программу дома. Если на занятиях ребенок учится самостоятельно одеваться, важно, чтобы дома за него это не делали родители; если он отрабатывает просьбы, нужно, чтобы и в домашней среде его заставляли просить то, что ему нужно. Нужно давать ребенку возможность говорить, а не предупреждать его желания. Кроме того, мы обсуждаем такую тему, как нежелательное поведение. У неговорящего ребенка оно часто заменяет коммуникацию. Тогда важно понимать, что малыш или ребенок постарше отказывается от сотрудничества не потому, что у него диагноз и он необучаем, а потому, что для него это слишком сложное задание или он просто устал. Конечно, каждый случай индивидуален, и, чтобы дать рекомендации по конкретному ребенку, необходима консультация специалиста с письменного согласия родителей. Мы разбираем специфику проявления в контексте образовательной среды таких диагнозов, как синдром Дауна или ранний детский аутизм. Наши встречи — это не сухие лекции. Мы разбираем конкретные ситуации, проблемные вопросы из опыта педагогов.

— Чем еще интересуются участники семинаров?

— В каждом районе (а мы провели встречи в Октябрьском, Каслинском, Катав-Ивановском и Красноармейском районах) — своя специфика. Можно выделить три самых часто задаваемых вопроса: в чем специфика расстройств аутистического спектра и как она проявляется в процессе обучения; зачем «особых» детей вообще приводить в общеобразовательную школу; как сочетать общеобразовательную программу с адаптированной программой обучения «особого» ребенка. Нередко мне задавали вопрос: а не лучше ли детям с особенностями развития обучаться только в специализированных, коррекционных образовательных учреждениях. Но вы не представляете, как меняется ребенок с особенностями, который ходит в обычный детский сад и школу! Могу сказать это по своему сыну. Ребенок учится разговаривать, играть, общаться, вести себя так же, как и все. Такой формат полезен и для обычных детей. Известный эксперт в области инклюзивного образования Екатерина Мень, основываясь на своем личном многолетнем опыте работы, говорит о том, что у обычных детей, которые учатся рядом с «особыми», формируется эмоциональный интеллект, умение взаимодействовать в команде. Они начинают понимать, что у всех людей разные возможности. При этом мнение о том, что успеваемость у обычных детей может упасть при обучении вместе с «особыми», относится к разряду заблуждений, которым нет серьезного подтверждения.

— На семинарах вы обсуждали с участниками вопрос подготовки и выполнения адаптированных программ. В чем здесь сложность?

— С 2016 года введены специальные федеральные государственные стандарты, которые предписывают, что дети с ограниченными возможностями здоровья, независимо от того, что это  нарушения зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, имеют право обучаться в общеобразовательной системе. Перед педагогами поставлена задача — разработать адаптированные программы для таких детей с учетом их физических и интеллектуальных особенностей. Лучше всех этот документ могут подготовить штатные психологи, которые взаимодействуют с ребенком каждый день. Но таких специалистов в образовательных учреждениях не хватает, особенно в сельских районах.

Для усвоения адаптированной программы «особому» ребенку нужна помощь тьютора. Опыт подготовки тьюторов есть в Челябинской области у Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Однако официальных рабочих мест для таких специалистов предоставляется очень мало. Специалисты востребованы, а ставок нет. Если решить эту проблему, дело пойдет намного быстрее.

В целом система образования, хоть и не так быстро, как хотелось бы, но внедряет инклюзивную форму обучения «особых» детей. И этому есть достойные примеры: школы № 73 и № 140 в Челябинске, школа № 2 в селе Миасском Красноармейского района.

— Стоит ли отчаиваться родителям, у которых родился ребенок с расстройствами аутистического спектра или синдромом Дауна?

— Конечно, нет. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья обучаем. Это главное, что нужно помнить. Лучше не думать о диагнозе, а искать у ребенка сильные стороны. И в таких случаях победа не заставит себя ждать. Немало случаев, когда родители, несмотря на заключение комиссий, отправляли своего ребенка в обычный детский сад или спортивную школу, помогали ребенку социализироваться, не давали замкнуться в себе. В итоге эти дети отлично общались с ровесниками, достигали успехов в спорте, творчестве. К примеру, в начале этого года семилетняя Аня Нечитайло заняла четвертое место на всероссийских горнолыжных соревнованиях. Прославила нашу область и 17-летняя паралимпийская чемпионка по гимнастике Арина Кутепова. Недавно абсолютным победителем со всероссийских конных соревнований приехал 11-летний Влад Мицуков. Конечно, достигнуть такого результата позволила совместная работа родителей и педагогов. Да, не всем детям быть чемпионами. Но появление в семье «особого» ребенка, по сути, дает родителю и особые полномочия. Поэтому, пережив отчаяние, нужно собраться, идти учиться, взаимодействовать с теми, кто реально хочет помочь. Я хорошо понимаю, что намного труднее сделать это тем родителям, дети которых уже достигли подросткового возраста. Поэтому так важно, чтобы родители объединялись, поддерживали друг друга, обменивались опытом, не опускали руки и были готовы к работе.

Поделиться

Вчера | 14:25
Ямам здесь не место. Сколько дорог обновят на Южном Урале

Губернатор Алексей Текслер в начале дорожного сезона традиционно объехал дороги Челябинска. Как и в предыдущие годы, глава региона построил свой маршрут с учетом комментариев жителей, которые они оставляли в социальных сетях.

18.04.2024 | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты