В Верхнеуральске возводится Стена памяти жертв политических репрессий

В Верхнеуральске ведется строительство церкви Всех святых и возводится Стена памяти жертв политических репрессий.
-
Благодарность от Сталина. В НКВД ему сказали: «Или расстреляем, или служи!»
-
430 страниц ужаса. Историк рассказал о трагедиях первостроителей Магнитки
-
Эхо «красной империи». Книга челябинца о Сталине — в музее в Гори и в библиотеке Фиделя Кастро
Сегодня уже мало кто помнит, что на территории старинного Верхнеуральского кладбища некогда стояла церковь Всех святых. В ее стенах тайно поминали безвинно погибших.
Фрагменты чудом сохранившегося фундамента старой церкви в наши дни удалось найти местным краеведам, у которых и родилась идея восстановить храм, разрушенный в годы воинствующего атеизма. Замечательный замысел активно поддержали все земляки. Тотчас был создан попечительский совет, который возглавил известный в Верхнеуральске предприниматель Алексей Кожухов, получивший на святое дело благословение у священника Магнитогорского и Верхнеуральского округа отца Федора. Вскоре был открыт счет для приема пожертвований.
Алексей Кожухов позвонил в редакцию «ЮП» и рассказал о том, как попечительский совет проводит субботники, собирающие десятки неравнодушных верхнеуральцев. Им удалось полностью очистить старый фундамент от земли. В ходе работ откопали крест с главной колокольни.
Сегодня церковь Всех святых восстанавливают по оригинальным чертежам. Если им верить, что двухэтажное здание выложено в виде креста.
Попечительский совет, конечно же, будет рад любым взносам в пользу строительства. Как заметил Алексей Кожухов, проект осуществлен уже на три четверти.
Изначально предполагалось, что при церкви Всех святых будет построен монастырь. Была также идея создать при храме Поклонный крест, на котором увековечить нравственный подвиг десятков священнослужителей, сгинувших за каменными стенами Верхнеуральского политизолятора в годы репрессий…
— Со временем сформировался образ Стены памяти, — рассказал Алексей Кожухов. — На ней будут выбиты фамилии всех жертв репрессий. В углу стены будет стоять башня, рядом — колодец, а также скульптура Христа. Стена будет как бы источать слезы. Так что ее можно назвать не только Стеной памяти, но и Стеной плача…
Местные краеведы считают справедливым увековечить поименно всех священнослужителей, расстрелянных в 1937 году по так называемому «Групповому делу епископа Омского и Челябинского Антония (Миловидова) и духовенства Челябинской области».
Первым в поминальном списке будет стоять имя митрополита Петра Крутицкого, местоблюстителя патриаршего престола (в миру Петра Федоровича Полянского).
Известно, что в 1937 году тройкой НКВД по Челябинской области митрополит был приговорен к расстрелу. Из Верхнеуральского острога священнослужитель Петр Крутицкий был вывезен в Магнитогорскую тюрьму, где и был расстрелян. Православная церковь причислила его к лику святых. Он был канонизирован Архиерейским собором Русской православной церкви в 1997 году.
Еще одно полузабытое имя невинно пострадавшего священника — протоиерей Николаевского собора Михаил Дмитриевич Громогласов.
Известный верхнеуральский краевед Александр Вернигоров приводит слова потомственного казака Корнилия Кузнецова, который, описывая деяния отца Михаила, отмечал: «На пространстве свыше 50 тысяч квадратных верст с народонаселением около 300 тысяч душ обоего пола (В.-Уральский уезд и 2-й военный отдел) до 1906 года не было ни одной средней школы, ни мужской, ни женской». Сам же протоиерей Николаевского собора Михаил Дмитриевич Громогласов за свою жизнь открыл 29 школ и две гимназии с учащимися до 3000 человек в поселках, станицах и уездном городе.
Отец Михаил был расстрелян в 1918 году. По рассказам очевидцев, приговоренных к смерти погрузили со связанными руками на подводы и на 16-й версте от Верхнеуральска заставили рыть себе могилу. Священник попросил разрешения помолиться и стал на колени. Помолившись, встал и сказал: «Я готов». И был расстрелян. По другим источникам, он был зарублен шашкой коленопреклоненным во время молитвы, при тех же обстоятельствах.
По воспоминаниям еще одного свидетеля трагедии, отец Михаил благословил всех смертников, встал на колени, воздел руки к небу и стал читать молитвы. В такой позе его и расстреляли. Ободренные священником, его сподвижники приняли смерть с христианским смирением и твердостью духа.
Лишь в августе 1918 года, после занятия белыми Верхнеуральска, останки казненных были торжественно, по христианскому обряду перезахоронены. Однако место братской могилы не найдено по сей день...
Поделиться