Расстрелянное живое слово. Константин Прокопьев мог стать этнографом, но стал епископом
«Южноуральская панорама» продолжает проект «Пастыри», героями которого становятся самые яркие представители челябинского православного духовенства прошлых веков.
- Митрополит Никодим: «Даже в оскверненных храмах остался ангел»
- Благодарность от Сталина. В НКВД ему сказали: «Или расстреляем, или служи!»
- С крестом на расстрел. В памяти челябинцев Дмитрий Неаполитанов остался талантливым миссионером и добрым духовником
Земляк Ленина
На третьем этаже здания, где сегодня актовый зал, более века назад были отнюдь не учебные аудитории, а располагалась самая настоящая церковь — Во имя святителя Алексия. И была эта церковь домовой. Настоятелем этой церкви был известный в городе человек, неутомимый просветитель, будущий архиепископ Константин (в миру Константин Прокопьевич Прокопьев). В эти дни (14 мая) исполняется 145 лет со дня его рождения.
Родился Константин Прокопьевич в 1872 году в селе Ильмов Куст Симбирской губернии в крестьянской семье. Первое образование получил в Симбирской учительской школе. После ее окончания работал учителем. В эти же годы здесь жил и юный Володя Ульянов, почти его ровесник. Так что, выходит, с Лениным они были земляки. Кто знает, быть может, будущий архиепископ даже встречался с будущим вождем мирового пролетариата! После учительства Константин обучался в Симбирской духовной семинарии, В 1894 году был рукоположен в священники.
Затем наступил нелегкий период в его жизни: в 1899 году умирает его жена, на руках остается годовалый сын Анатолий. После смерти жены священник уволился из Симбирской епархии и поступил в Казанскую духовную академию.
Первый этнограф
Любопытно, что еще на студенческой скамье он увлекался наукой. Чуваш по национальности, Константин стал, по сути, первым, кто приступил к изучению этнографии своего края. Cохранились его труды, посвященные истории, культуре и национальным традициям чувашей. Из-под пера молодого исследователя вышли такие серьезные работы, как «Брак у чуваш», «Обряд прохождения в земляные ворота (из быта чуваш)», «Похороны и поминки у чуваш». Всего же в те годы было опубликовано около десяти его этнографических работ, которые сегодня уже считаются хрестоматийными. От этнографии его отвлекала лишь служба духовная, и мы, может быть, потеряли в его лице выдающегося ученого. Тем не менее даже эти его исследования стали столь заметны в научных кругах, что с 1902 года он был зачислен пожизненным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. После окончания академии со степенью кандидата богословия три года преподавал учащимся Симбирского коммерческого училища Закон Божий.
Храм на третьем этаже
В 1906 году Константин Прокопьевич приезжает в Челябинск. В том же году он стал законоучителем в Челябинском реальном училище, где, кстати, обучался и его сын Анатолий.
С 1907 года становится настоятелем Алексеевской домовой церкви, инициатором создания которой он сам и был. Уже через два года снискал архипастырское благословение «за труды по устройству храма при Челябинском реальном училище».
Параллельно с преподаванием в Челябинском реальном училище он вел Закон Божий и в Челябинской женской гимназии. А с 1915 года взялся бесплатно преподавать этот предмет учащимся Челябинской женской ремесленной школы. Просто диву даешься, как все успевал этот человек, имея, помимо этих должностей, еще и множество общественных обязанностей. Состоял он в хозяйственном комитете, был казначеем Общества вспомоществования нуждающимся учащимся училища, в 1916 году возглавил при училище комитет по оказанию братской помощи воинам-инвалидам. В течение нескольких лет был председателем Челябинского уездного отделения Оренбургского епархиального училищного совета, за что в 1913 году был награжден наперсным крестом.
Его праведные труды были отмечены и другими наградами. Из церковных наград он имел набедренник, который он получил в 1902 году «за трехлетние бесплатные труды по преподаванию Закона Божия при Казанской воскресной школе», в 1904 году — скуфью. Уже будучи в Челябинске, в 1910 году он был награжден камилавкой «за ревностное исполнение обязанностей и благоповедение». Еще в 1901 году он снискал благословение Священного синода «за ревностные труды в деле оказания помощи голодающему населению в 1898 году».
Отмечен был отец Константин и светскими наградами, среди которых — медаль в память императора Александра III, а также медаль в честь 25-летия церковно-приходских школ.
В мае 1917 года был возведен в сан протоиерея, а уже в сентябре возглавил образованное Челябинское законоучительское братство.
Стал обновленцем
В 1919 году стал во главе Челябинского епархиального совета, а через год был арестован за участие в монархическом Союзе Михаила Архангела. В 1921-1922 годах принимал активное участие в борьбе с голодом в Челябинской губернии. С 1922 года занял обновленческие позиции, был кандидатом на должность епископа Челябинского. Чуть позднее стал обновленческим епископом Курганским. В 1923 году принимал активное участие в обновленческом Втором поместном соборе.
Об обновленческом расколе нужно сказать особо. Произошел он после создания в мае 1922 года Высшего церковного управления (ВЦУ), которое признала лишь часть верующих. В противовес патриарху Тихону и его сторонникам обновленцы выступали за лояльность по отношению к Советской власти, за модернизацию церковной практики и пересмотр некоторых устоявшихся в православии канонов и обычаев.
Делегаты первого окружного съезда духовенства и мирян Челябинского округа весной 1917 года по ряду позиций заняли откровенно обновленческие позиции: так, единогласно высказались за введение второбрачия священников.
В июне 1922-го челябинская газета «Советская правда» опубликовала открытое письмо «К духовенству и мирянам Челябинской губернии», подписанное протоиереем Константином и его единомышленниками.
В манифесте челябинских обновленцев говорилось: «Народ давно ждет живого слова своих пастырей, жаждет дел милосердия, но ничего не видит. Церковь застыла в формализме, духовенство замкнулось, опустило руки и ничего не делает. Живой дух замер. Пора отрешиться от старого, пора выступить с призывом братской любви и милосердия, вызвать живую и деятельную жизнь прихода на принципах взаимопомощи».
Живое слово пастыря Константина услышали многие.
По данным историка Владимира Боже, обновленчество поддержали не только в Челябинске. Обновленческая кафедра была создана в Троицке, викарная — в Златоусте.
Епископ становится счетоводом
Уже в начале июня 1923 года выборы священнослужителей, состоявшиеся в православных общинах Челябинска, показали, что обновленческая эйфория прошла. В 1935 году самораспустился созданный обновленцами синод. В 1937-38 годах некоторые бывшие обновленцы, принеся покаяние, вернулись в лоно РПЦ. А многие из приверженцев обновленчества были арестованы и расстреляны.
И все-таки как судьба играет человеком! Кто бы мог подумать, что бывший архиепископ вдруг станет простым счетоводом санитарно-гигиенической лаборатории в Кургане? В этой скромной должности он и проработал до самого ареста органами НКВД 19 октября 1937 года.
Был обвинен в преступлениях, подпадающих по статью 58 УК РСФСР. И уже 12 января 1938 года был расстрелян в Кургане. Там же, в Кургане, но уже в 1957 году, областным судом бывший архиепископ был реабилитирован.
P.S. В настоящее время в Челябинске возводится кафедральный собор. Для того, чтобы сделать взнос на строительство храма, нужно отправить сообщение на короткий номер 3443 со словом «СтроимХрам» и через пробел указать сумму пожертвования цифрами. К примеру, «СтроимХрам 100». Сейчас услуга доступна для абонентов операторов МТС, «Билайн», «Мегафон», СМАРТС, «Ютел», ТЕЛЕ2. Допустимый размер пожертвований от 10 до 15 000 рублей. Подробности на сайте sobor-chel.ru.
Поделиться