Музейный гид. В Челябинске собрали экспонаты от чайной ложки до стометрового рельса

4 Июля 2017 Автор: Николай Антипин Фото: предоставлено автором
Музейный гид. В Челябинске собрали экспонаты от чайной ложки до стометрового рельса

Челябинская сталь (ЧС) — металл с таким индексом известен по всему миру. Его производят на ЧМК — крупнейшем предприятии по выпуску высококачественных сталей и сплавов. В музее комбината можно познакомиться с его богатой историей.

Музей ЧМК был основан в 1968 году. Тогда предприятие отмечало свое 25-летие. Директор завода Николай Тулин поддержал предложение совета ветеранов, фронтовиков и тружеников тыла создать экспозицию, начать сбор предметов, фотографий, документов. Вскоре открылся кабинет истории. К 50-летию комбината в 1993 году появилась полноценная музейная экспозиция — «цех времени» на 600 квадратных метрах. Сегодня в фондах музея собрано более 40 тысяч уникальных экспонатов.

Сокол металлургии

Челябинский металлургический завод рождался в сложное время. Решение о его строительстве было принято за десять дней до начала Великой Отечественной войны. Место определили недалеко от Челябинска — Першинская площадка в десяти километрах от города.

Первым директором завода назначили Якова Сокола. Ему был 31 год! Он окончил Киевский политехнический институт, работал токарем, инженером-технологом, заместителем цеха, стажировался на металлургических предприятиях Круппа в Германии и Швеции. Яков Сокол руководил ЧМЗ в 1940 — 1949 годах.

Осенью 1941 года на строительство прибыли эшелоны с эвакуированным оборудованием металлургических заводов из западных регионов СССР, а весной 1942 года прибыл и Александр Комаровский — командующий 5‑й саперной армией, задействованной в строительстве оборонительных рубежей под Сталинградом. Комаровский стал начальником строительства, к которому были привлечены трудмобилизованные немцы: к концу 1944 года их насчитывалось 22 тысячи человек, что составляло более половины всех строителей.

В экспозиции музея представлены редкие снимки строительства завода, сделанные фотографом НКВД Владимиром Ионовым, детальные макеты стройплощадки, полуземлянки первостроителей и первого жилого дома, возведенного в августе 1942 года. Здесь же вещи трудармейцев: посуда с надписью «Wärme Würstchen» (теплые сосиски) и фарфоровая кукла довоенного времени.

За девять месяцев, в рекордно короткий срок, было закончено строительство первой очереди предприятия. 19 апреля 1943 года на ЧМЗ получен первый металл, а первая плавка чугуна выдана 30 апреля 1944 года. К концу того же года завод стал предприятием полного металлургического цикла. За годы войны были построены и вступили в строй 18 цехов. В конце войны в каждом пятом снаряде, третьем танке и боевом самолете была челябинская сталь.

Промышленная кулинария

ЧМК задумывался как предприятие по выпуску спецсталей и сплавов (освоено уже около 1700 марок стали). Особенностью музея являются автоматические макеты, которые позволяют понять даже неподготовленному посетителю, каким образом приготавливается «металлургический суп».

Принцип экспозиции — показать производственную цепочку от приема сырья и топлива до выдачи готовой продукции. Наибольший интерес вызывают уменьшенные копии, действующие модели доменной печи, конвертера, прокатного стана, электросталеплавильной печи.

музей-ЧМК_предоставлено-Антипиным.jpg

Воссозданная в мельчайших подробностях доменная печь (реальная высота чугуноплавильного агрегата — свыше 100 метров) побывала на Выставке достижений народного хозяйства более 30 лет назад, и тогда поразила зрителей своей технической точностью и эстетичностью исполнения. По наклонным шахтам бегают технологические лифты – скипы — с рудным сырьем, под печью проложены рельсы с двигающимся по ним чугуновозным ковшом. Возле макета домны — прочный войлочно-негорючий костюм сталевара и рабочие инструменты для работы с чугуном, расплавленным до температуры 1500 ºС: «ложка» для отбора проб, металлическая «шуровка».

Далее из чугуна нужно получить сталь. Для этого на комбинате действуют электросталеплавильные агрегаты и конвертеры. Макет конвертера представлен в музее — в автоматическом режиме демонстрируется технологический процесс выплавки стали. Конвертерное производство — это получение стали в сталеплавильных агрегатах-конвертерах путем продувки жидкого чугуна воздухом или кислородом. Превращение чугуна в сталь происходит благодаря окислению кислородом содержащих в чугуне примесей и последующему удалению их из расплава.

Есть в экспозиции и свой прокатный стан. Можно воочию наблюдать процесс прокатки металлических заготовок на блюминге, который служит для переката, придания необходимой формы стальным слиткам.

Кнопка Владимира Путина

В экспозиции музея представлены тысячи имен металлургов, внесших вклад в строительство и развитие предприятия, выпуск продукции. Есть витрина, посвященная директору ЧМК в 1980 — 1984 годах Олегу Тищенко. Здесь фотографии и документы, а также стекло для наблюдения за ходом плавки в печи (в форме пистолета). Олег Тищенко работал на заводе с 1950 года: вальцовщиком, технологом, начальником цеха, главным инженером. Под его руководством производилась модернизация предприятия, построены новый стадион со спортивным комплексом «Металлург», дворец культуры «Данко», три детских сада, реконструированы детский парк (теперь он носит имя О.И. Тищенко), Дворец культуры и техники ЧМК.

Музей-ЧМК_предоставлено-Антипиным_Гляделка-Тищенко.jpg

В музее представлена разнообразная продукция ЧМК. Тут, конечно, образцы арматуры, листов, прутов, профилей, полуфабрикатов. Здесь же телевизоры и видеомагнитофоны марки «Мечел», которые выпускал комбинат в 1990‑е годы.

С 1955 года на предприятии работал цех столовых приборов. Было выпущено по ложке на каждого гражданина Советского Союза: более 400 миллионов столовых приборов! Продукция шла и на экспорт. Например, в Букингемском дворце имеется комплект из Челябинска, а также экспортировалась в Германию, Индию и другие страны.

В экспозицию музея попала символическая кнопка на подиуме, которую нажимал в 2010 году председатель правительства Владимир Путин при запуске на ЧМК обновленного комплекса по производству нержавеющих сталей. Сегодня среди посетителей музея сложилась традиция загадать желание и нажать эту кнопку.

Под открытым небом представлен длинномерный рельс. В 2013 году председатель правительства Дмитрий Медведев запустил универсальный рельсобалочный стан по производству стометровых рельсов, которые сегодня поставляются РЖД и будут использоваться в строительстве в России высокоскоростных железных дорог.

В следующем году ЧМК отметит 75-летие. К этой дате планируется реконструировать музейную экспозицию, а 19 апреля 2018 года в день юбилея комбината торжественно вскрыть капсулу времени 1993 года с «Рапортом-обращением участников юбилейной плавки в честь 50-летия комбината к металлургам комбината 2018 года».

Адрес музея: г. Челябинск, ул. 2-я Павелецкая, 4.

Режим работы: понедельник — четверг с 8:30 до 17:00, пятница с 8:30 до 16:00. Вход бесплатный по предварительной заявке на экскурсию.


Телефон: (351) 725-32-58,


е‑mail:
chelmetall@yandex.ru

Вчера | 13:09
Будут мост и ФАПы. Алексей Текслер разбирался в проблемах Варненского района

Варненский район стал следующим муниципалитетом, куда врио губернатора Алексей Текслер приехал с рабочим визитом сразу после Магнитогорска. 

24.04.2019 | 16:06
В Челябинске Илья Кабанов дал прогноз человечеству на 30 лет

Говорят, что нет пророков в своем отечестве. Но это как посмотреть… И в России сегодня появились последователи Нострадамуса, которые руководствуются научно обоснованным подходом, строгим IT-расчетом и математическим анализом развития событий.

16.04.2019 | 12:42
Музейный гид. Почему Челябинск был чайной столицей России

В фондах Объединенного государственного архива Челябинской области 2,5 миллиона дел, начиная с XVIII века. Однако архив хранит не только документы и фотографии, но и предметы. Есть здесь и свой музей, где проходят занятия и экскурсии.

01.04.2019 | 15:43
Музейный гид. Почему железные дороги берут свое начало в Усть-Катаве

Усть-Катав вырос среди живописных гор из железоделательного завода, построенного купцами-компаньонами в середине XVIII века. В конце XIX века здесь стали выпускать продукцию для железной дороги, после войны – трамваи, двигатели для ракет и космических аппаратов.

Новости   
Спецпроекты