Учебная «переобувка». Дополнительное образование скоро станет основным, а основное — дополнительным

7 Сентября 2017 Автор: Руслан Сафин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Учебная «переобувка». Дополнительное образование скоро станет основным, а основное — дополнительным

В начавшемся учебном году система дополнительного образования Челябинской области без преувеличения вступила в новый этап своего существования. Дом юношеского технического творчества (ДЮТТ) Челябинской области, который стал региональным ресурсным центром по развитию технического творчества, начал реализацию беспрецедентного для нашей страны проекта, благодаря которому любая школа региона сможет открыть у себя полноценный кружок юного техника. Подробности — в беседе корреспондента «ЮП» с директором ДЮТТ Владиславом Халамовым.

Единственный путь

— Владислав Николаевич, объясните для начала, что такое ресурсный центр? О каких ресурсах идет речь?

Халамов-Владислав.jpg— Начну с цифр. У нас в регионе порядка 180 учреждений дополнительного образования, из них около 140 бюджетных. В каждом муниципалитете есть свои центры дополнительного образования, но когда приходит время показать достижения, сделать это могут единицы. В этом году в областных соревнованиях по судомоделированию участвовало только пять муниципалитетов, а по ракетомоделированию — вообще два! И мы задумались: почему так? Решили прояснить для себя картину и составили базу данных — у кого что есть. Когда речь заходила о технических кружках, никто не сказал, что они не нужны. Но мешают две вещи: отсутствие педагогов и отсутствие простого методического комплекта.

А теперь отвечаю на ваш вопрос, что такое ресурсный центр. Это такая штука, которая работает непосредственно с педагогами внутри учреждений дополнительного (и не только дополнительного) образования, но не управляет их работой, а старается помочь, чтобы везде появился свой кружок. Какой — выбирает директор. А мы предлагаем помощь в подготовке кадров, методическом обеспечении и сопровождении детей.

— Каковы были дальнейшие действия?

— Мы сделали рассылку по муниципалитетам по всем возможным каналам, формальным и неформальным, такого содержания: если вы педагог и хотите открыть в своей школе кружок — приезжайте к нам, а если директор школы — берите любого педагога, мы его научим всем необходимым базовым вещам. Одновременно с этим мы наряду со сложными техническими направлениями сформировали такие, которые не требуют больших затрат и просты в освоении. Если человек приезжает к нам с периферии, он может очень быстро, буквально за несколько дней получить начальные навыки. Ему не будут читать психологию педагогики и прочую муть, он получит конкретные методические материалы, как запустить кружок у себя в школе. Этого достаточно на первый год работы, а дальше человек включается в сетку наших мероприятий и получает приглашения на все соревнования, круглые столы и семинары, которые мы проводим. В общем, становится частью нашей профессиональной тусовки, получает возможность общаться, повышать свой уровень.

Другого способа открывать новые кружки сегодня нет! Если вы будете просто вливать бюджетные деньги, они уйдут в песок. Заставить административно тоже нельзя, мы это уже проходили — вам просто будут писать красивые отчеты и уроки технологии выдавать за работу в кружках.

Разрыв шаблона

— Какой отклик вы получили на эту рассылку?

— Очень живой! Сто процентов директоров и завучей сказали, что хотят иметь у себя в школах технические кружки. Более того, то же самое говорят и родители, и это полный разворот в сознании людей. Они больше не хотят, чтобы их дети становились юристами, экономистами и бухгалтерами. Они говорят: «Мы хотим, чтобы они умели работать руками». Они нутром чуют, что в наш век информации сформировать интерес ребенка к получению знаний можно только через проектную деятельность. Решая практические задачи, он вынужден получать и использовать знания по математике и физике, потому что иначе самолет не полетит, корабль не поплывет, лампочка не загорится. Этому вопросу сейчас посвящена львиная доля педагогической науки. В детском саду, в школе — везде дети занимаются проектной деятельностью. Но только в системе дополнительного образования они занимаются ей по-настоящему.

— Получается, что дополнительное образование уже не такое уж и дополнительное.

— Расскажу об одном эксперименте. Суть его в том, что учащимся старшей школы задали для решения набор стандартных задач, но в одной из них изменили типовой параметр. И дети уже не смогли ее решить, потому что привыкли работать по шаблону. Для них разрыв шаблона — это все, финиш! Только дополнительное образование учит ребенка работать в условиях неопределенности. А ведь вся наша сегодняшняя жизнь такова, что требует принимать решение в условиях высокой степени неопределенности. Какой из этого вывод? В ближайшее время то, что мы называем дополнительным образованием, станет основным образованием, а основное — дополнительным. Школьные знания очень важны, но они должны подтягиваться к конкретной жизненной ситуации. А сейчас у нас наоборот: ребенок без конца решает однотипные задачи и готов от них застрелиться, потому что не понимает, в чем их смысл.

Борьба за лучших

— Каких количественных результатов вы ожидаете от работы ресурсного центра?

— Это мой любимый вопрос! У нас есть целевые параметры, и они страшны. Сейчас охват техническим творчеством в Челябинской области составляет 6 %, или 30 тысяч детей. К 2020 году нам нужно увеличить охват до 25 %. Легко посчитать, что нам нужно привлечь еще 120 тысяч детей. То есть в разы больше, чем сейчас занимается, и это за неполные три года.

Как мы достигнем этих фантастических цифр? Во-первых, мы поднимем 140 бюджетных учреждений, которые сейчас не все в хорошем состоянии, и обязательно в каждом откроем техническое творчество. Во-вторых, общеобразовательные школы очень хотят иметь у себя кружки. И знаете, почему? Сейчас расскажу историю. Недавно был в гостях у одного директора школы на 1700 мест. У такой школы годовой бюджет 100 млн рублей. Я его спрашиваю: «Зачем такой успешной школе с таким бюджетом кружок?» А он отвечает: «Борюсь за контингент!» Вы понимаете? Школы стараются привлечь к себе самых лучших учеников. А как это сделать? Предложить родителям новые услуги! Поэтому в каждой школе мы должны создать кружки технического творчества.

— Что ни говорите, а ведь это такое дело, где требуются не только люди, но и материальные ресурсы.

— Не знаю, как будет завтра, но сегодня для открытия технического кружка среднего уровня ресурсы есть у всех. Открыть полноценный кружок робототехники стоит от 300 до 500 тысяч рублей. Кружок авиа- и судомоделирования начального уровня — порядка 200 тысяч рублей. Кружок радиоэлектроники в шикарной комплектации стоит 180 тысяч рублей. Если уж совсем туго с деньгами, есть примеры, когда мы укладывались в 60-70 тысяч рублей на кружок.

— Но если кружок будет развиваться, ему рано или поздно потребуется дополнительная поддержка.

— Когда дело доходит до первых результатов и участия в соревнованиях, я не знаю ни одного примера, чтобы управление образования муниципалитета или глава отказали кружку в поддержке. Обязательно целевым образом на такой кружок деньги идут. Все заинтересованы, чтобы их команды участвовали и побеждали. Кроме того, сами родители финансируют такие кружки. В сельских территориях гораздо реже, потому что нет такой возможности, а в городах — постоянно.

Поделиться

Вчера | 11:18
Южный Урал помогает участникам СВО и восстанавливает освобожденные территории

Специальная военная операция длится уже больше двух лет. Задачи СВО помогают выполнять и военные формирования из Челябинской области: бойцы сражаются в первых рядах, а земляки в тылу делают для них оружие, собирают необходимые вещи — прикладывают все усилия, чтобы военнослужащие ни в чем не нуждались.

Вчера | 10:28
Как проходила первая Неделя моды в сельском Париже

Локальные бренды с размахом представили в южноуральской глубинке.

05.10.2018 | 09:25
Спаси и сохрани. Один из редких видов жуков обитает только в горных тундрах Южного Урала

Ученые говорят, что ему требуется особая защита.

04.10.2018 | 09:11
Квота не поможет. Челябинским писателям посоветовали самим пробивать себе дорогу на рынок

Челябинск занял 11-е место в рейтинге самых читающих городов России и с каждым годом улучшает свои позиции.

Новости   
Спецпроекты