Такир Балыкбаев: «В подходах российского и казахского образования есть серьезные расхождения, но сотрудничеству это не мешает»
В время форума ректоров университетов России и Казахстана, который состоялся в Челябинске 8 ноября, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЮУрГГПУ) подписал меморандумы о сотрудничестве сразу с шестью педвузами соседней республики. Крупнейший из них — Казахский национальный педагогический университет имени Абая (Алма-Ата). Ректор КазНПУ Такир Балыкбаев рассказал корреспонденту «ЮП», чего ожидает высшая школа Казахстана от сотрудничества с российскими коллегами.
— В первую очередь это подготовка кадров. То есть наши студенты смогут проходить стажировки в Челябинске в рамках академической мобильности, а учащиеся ЮУрГГПУ — слушать отдельные курсы у нас. Второе — это совместная исследовательская работа наших преподавателей и студентов. Здесь я ожидаю появления серьезных наработок, потому что наш вуз является одним из ведущих исследовательских центров и располагает большими возможностями в этом плане. И третье направление — это повышение квалификации и переподготовка учителей, педагогов наших университетов.
— Видимо, образовательные системы наших стран имеют достаточно много общих черт, раз возможен такой обмен опытом между его педвузами. Это так?
— Во-первых, корни-то у нас действительно общие — из Советского Союза. Второй момент: да, в последние годы мы свои образовательные программы разрабатывали в рамках собственных образовательных стандартов, но когда мы будем тесно работать друг с другом, то как раз приведем их в соответствие, для того чтобы не было серьезных трудностей в плане подготовки. Чтобы какая-то часть наших образовательных программ учитывалась друг у друга. В принципе, такая практика сейчас есть в вузах многих стран мира, и мы приходим к тому же.
— Каковы основные отличия образовательных систем наших стран, которые появились за те 25 лет, что они развивались параллельно друг другу?
— Расхождения есть, и достаточно серьезные. В первую очередь они связаны с общими вещами. Например, в России двухступенчатое образование, а у нас трехступенчатое: бакалавриат, магистратура и PhD (сокращение от Philosophy Doctor — ученая степень, присуждаемая в основном в странах Запада. — Прим. ред.). В России до сих пор готовят кандидатов и докторов наук, мы же от этого отказались еще семь лет назад.
Такие отличия — это нормально, ведь каждое государство самостоятельно определяет политику в области образования и научных исследований. Но это вовсе не мешает сотрудничеству, потому что отличия носят системный характер, а в плане содержания мы находим много точек соприкосновения и получаем общие результаты.
— Как считаете, чем могли бы поделиться друг с другом педагоги России и Казахстана?
— Здесь очень много разных направлений. Мы в Казахстане, например, в течение последних нескольких лет переходим на новое содержание среднего образования. Это содержание ориентировано, в частности, на функциональную грамотность и трехязычие, и в этом плане у нас есть достаточно серьезны наработки, которыми можно было бы поделиться. Кроме того, чисто в области педагогической науки есть множество направлений, где нам тоже есть о чем рассказать коллегам. Например, у нас очень серьезно развиваются не только общая педагогика, но также методика преподавания отдельных дисциплин и некоторые вещи, связанные с инклюзивным образованием и дефектологией. Здесь у нас есть как научные, так и практические наработки. Я думаю, в ходе совместной работы мы найдем и много других точек соприкосновения.
— Инклюзия — это как раз то, что сейчас актуально для российского образования.
— Это важная тема для многих стран. У нас в этом плане есть определенные успехи, в том числе проекты для сельских школ. Мы с радостью поделимся своим опытом.
Поделиться