Сергей Старченко: «Творчески работающего учителя необходимо оградить от отчетности, волокиты и мышиной возни»

9 Января 2018 Автор: Елена Николаева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Сергей Старченко: «Творчески работающего учителя необходимо оградить от отчетности, волокиты и мышиной возни»

Что сегодня скрывается за понятием «инновационное образование», как отличить настоящее лицейское и гимназическое образование от учреждения с одной лишь вывеской в своем профессиональном багаже и почему муниципальные чиновники берут на вооружение «шариковский» принцип управления… Об этом и многом другом в разговоре с Сергеем Старченко, директором Троицкого естественно-научного лицея № 13.

Где «пахнет» профильностью?

— Вы в Челябинской области стояли у самых истоков инновационного школьного образования современной России. В связи с этим вопрос, если бы сейчас вам вновь предстояло делать свой выбор, вы бы снова ввязались в эту историю?

Старченко_дректор-лицея-13_Троицк.jpg— Когда мы начинали, было другое время, время перемен. Закон об образовании позволял тогда создавать новые образовательные учреждения. Общество уходило от внешнего тотального влияния государства на образование детей. Личностные подходы в обучении превалировали над государственными и муниципальными заданиями. Мы не знали, что такое образовательные стандарты, типовые образовательные программы, сами определяли содержание образования с учетом познавательных потребностей личности, их профильных интересов. В это время начинали работать объективные законы психологии и педагогики. Свободно можно было формулировать психолого-педагогическую идею, и ее можно было реализовать на практике.

Я понимал это, и сделал свой выбор. Сначала разработал теорию интеграции содержания естественно-научного образования в общеобразовательном учреждении, а затем реализовал ее в практическом аспекте, создав в Троицке естественно-научный лицей. Возможно ли сейчас при административном засилии дилетантов в образовании осуществить эту логику научной деятельности? Большой вопрос.

— Есть мнение, что лицеи и гимназии не более чем красивые вывески, за которыми скрываются самые обычные школы…

— Согласен, сегодня не определяется видовое отличие образовательных учреждений, можно назваться хоть чем. Я считаю, что гимназии — это образовательные учреждения, в которых формирование образовательных универсалий личности являются ведущими признаками, определяющими видовое отличие учреждения. Лицеи — это профильные учреждения, ориентированные на подготовку личности на образовательные структуры профессионального образования. Я знаю, что некоторые образовательные учреждения называются лицеями, а профильностью там никогда и не пахло. К примеру, у нас в городе такие примеры можно найти.

Если анализировать качество обучения в профильных образовательных учреждениях, то уровень знаний в лицеях значительно выше, чем в школах. Мы, например, в течение последних трех лет имеем средний показатель сдачи единого государственного экзамена учащимися 11-х классов за семьдесят баллов, а девятиклассники сдают итоговую аттестацию со средним показателем выше 4,5 балла. Причина в том, что в настоящих лицеях и гимназиях реализуются образовательные технологии личностного обучения. Троицкий естественно-научный лицей, к примеру, реализует образовательные технологии развития учебно-исследовательской, учебно-конструкторской, учебно-поисковой, учебно-проектной деятельности личности. Мы считаем, что нужно дать возможность ученику самому почувствовать удовлетворение от результатов своей познавательной деятельности. Задача же учреждения —  создать условия для творческого саморазвития личности. Если это получается, успех обеспечен всем: ученику, педагогу, родителям, образовательному учреждению.

«Шариковский» принцип муниципалов

— То, что было инновацией вчера, сегодня вполне может казаться устаревшей моделью. В небольшом городе, в условиях достаточно скудного финансирования системы образования со стороны муниципальных властей, откуда находятся силы и средства двигаться вперед?

— Инновационными проектами в образовании становится заниматься все труднее и труднее. К сожалению, сегодня в основе инновационного проекта лежит не система научно-педагогического осмысления объективных процессов развития школы, а административно-целевая установка, которой нужно придерживаться школе, иначе школа окажется вне инновационного развития…

Инновационное и традиционное всегда находится в диалектическом единстве и противоречии. Развитие идет от инновации к традиции, от нового к старому. Инновационный уровень всегда нужно поддерживать. Троицкий естественно-научный лицей на протяжении 25 лет был инновационным образовательным учреждением. Сложно ли это? Менеджеру образования важно понимать и осознавать перспективы развития системы образования в государстве, ставить задачи и создавать условия инновационного развития, искать ресурсы и энергетические источники поддержки инноваций. Если директор владеет теоретическим уровнем осознания сущности развития образования, знает общую методологию организации образовательного процесса, ему не чуждо стремление к обновлению содержания школы, учреждение всегда будет функционировать как инновационное.

Кроме финансирования для инновационного развития учреждения нужны идеи эффективного развития. Хорошо, что у нас в области на региональном уровне понимают и поддерживают школы, у которых есть идеи. Объявляется грантовая поддержка школ. Мы регулярно участвуем в конкурсах на получение образовательных грантов. Беда не в том, что от муниципальных властей мы никогда ничего не получали, а в том, что они подчас даже не знают, какие инновационные проекты реализуются в образовательных учреждениях. Все чаще среди муниципальных чиновников, призванных управлять сферой, оказываются люди, которые мало что понимают в развитии образования. Поэтому они и реализуют «шариковский» принцип «все разделить и поровну раздать».

Другая опора в развитии инновационного развития учреждения — это родительское сообщество. На родителей мы всегда опираемся в своей инновационной деятельности. Родители — это гражданское сообщество, они помогают словом, делом и понимают, что материально поддерживая отдельные инновационные проекты, делают вложение в будущее своих детей. Родители очень сильно заинтересованы в эффективной работе учреждения. Благодаря их поддержке мы реализуем программы по созданию технологического парка, внедряем проекты образовательной робототехники, создаем кванториумы, организуем адаптивное образование, реализуем образовательные технологии развития творческой познавательной деятельности, продвигаем здоровьесберегающие технологии.

— Дети не тонут в этой лавине инноваций?

— Когда‑то в 90-х годах в инновационном режиме мы занимались профильным образованием, учебно-исследовательской, учебно-проектной деятельностью, сейчас это норма: каждой средней школе предписано быть профильной и организовать проектную деятельность учеников. Но мы идем дальше. Мы считаем, что качественный эффект образования можно получить, если реализовать интеграцию основного, дополнительного и профильного образования, решать вопросы внедрения современных информационных систем в образовательный процесс, использовать в школе элементы здоровьесбережения и адаптивной физкультуры.

Образовательные нагрузки на детей возрастают, содержание образования лавинообразно увеличивается, общество требует новое качество образования, детский организм не выдерживает таких напоров. Дети целый день находятся в школе. А еще домашняя самостоятельная работа. Нагрузки, нагрузки, нагрузки… Времени катастрофически не хватает. За одиннадцать лет школьной жизни уже нельзя качественно подготовить выпускника к получению высшего профессионального образования. Нужно новое предпрофессиональное содержание, новые сроки и формы образования, новые технологии, личностные ориентиры. Над этим мы работаем.

Свободу педагогам

— Один из острейших вопросов современной системы образования — это вопрос кадров. Думается, что в небольшом городе он еще более актуален, чем в мегаполисе. Каким образом вы находите лучших преподавателей, как их мотивируете, как выстраиваете системы для их профессионального роста?

— Троицк богат педагогическими традициями и известными педагогами. Сегодня многие интересные педагоги приходят к нам сами, под некоторые инновационные проекты мы приглашаем преподавателей из высшей школы. При подборе кадров уделяем особое внимание творческому потенциалу учителя, его организаторским способностям. Учитель, знающий свой предмет, — это прекрасно. Но у него должна быть образовательная харизма, эвристика и нестандартность решения педагогических задач.

На начальном этапе мы ставим перед педагогом задачу и предоставляем свободу его педагогической деятельности, ограждаем от всех бюрократических проволочек и отчетности. Наблюдая за его результативной деятельностью, моя основная задача поддержать учителя, создать дидактические условия его творческой деятельности. Учитель это понимает, он начинает общаться с коллегами, осознанно говорить о своей педагогической деятельности, искать эффективные пути взаимодействия с детьми, предлагать способы раскрытия потенциальных возможностей учащихся, выступать с конкретными предложениями по развитию инновационных идей, выступать на конференциях, конкурсах, писать статьи, методические рекомендации, учебные пособия и учебники. Да, у нас есть педагоги, которые имеют собственные научно-педагогические продукты, это профессионалы высокого уровня. В наше время нужно не мешать творчески работающему учителю, оградить его от отчетности, волокиты, мышиной возни, обеспечить достойную заработную плату и безбедное существование. К сожалению, это становится все труднее и труднее сделать.

Справка. Троицкий естественно-научный лицей № 13, по мнению экспертов, является на сегодня одним из лучших образовательных учреждений Челябинской области и России. Автором и создателем этого инновационного образовательного проекта является доктор наук, профессор Сергей Александрович Старченко. В течение 25 лет функционирования учебного заведения 32 бывших ученика защитили кандидатские диссертации по медицине, ветеринарии, биологии, химии, физике и математике, педагогическим, экономическим, юридическим, психологическим и техническим наукам.

Поделиться

Вчера | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

27.03.2024 | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

11.08.2021 | 12:28
Ученые ради туризма оценят состояние достопримечательностей горнозаводской зоны Южного Урала

В рамках проекта «Открытая экспедиция» в настоящий момент по Большому Уралу работают несколько сотен ученых, краеведов и путешественников. Часть из них высадится десантом в горнозаводской зоне Челябинской области.

26.07.2021 | 12:11
Почему, чтобы развить туризм, уральским регионам нужно перестать конкурировать

Новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» предусматривает развитие туриндустрии в рамках 12 макротерриторий, и глава Ростуризма Зарина Догузова уже анонсировала начало разработки мастер-планов по трем из них — Крыму, Дальнему Востоку и Золотому кольцу.

Новости   
Спецпроекты