Четвертый срок. Ответа на какие вызовы ждут от президента в Челябинской области
7 мая, в полдень по московскому времени, Владимир Путин в четвертый раз был приведен к присяге президента Российской Федерации. К слову, об этом торжественно объявил человек, в свое время имевший непосредственное отношение к Челябинской области, — председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.
- С позиции силы. Почему на челябинской политической сцене сильны представители силового блока
- Без буйства общества. Можно ли не допустить, чтобы общественные дискуссии сваливались в плоскость политического бунта
- О судьбах с кофе. О чем говорят несбывшиеся прогнозы на выборах президента страны в Челябинской области
Президент во время своей инаугурации сам отметил, что придется быть не только динамичными, но и смелыми, заявив, что «история не прощает расслабленности». В числе того, что еще не прощает история, Путиным были названы «безразличие, непоследовательность и самоуспокоенность». Глава государства перечислил явления, которые способны затормозить развитие страны: «косность, несправедливость, дремучее охранительство, бюрократическая мертвечина».
«Нам нужны прорывы во всех сферах жизни, — заявил президент, отметив, что «глубоко убежден, такой рывок способно обеспечить только свободное общество».
Мы попытались осмыслить с нашей южноуральской колокольни, в каких направлениях России необходимо будет совершать рывок в новый политический отрезок, каким видят четвертый срок президента в Челябинской области. Понятно, что направлений движения, в которых особенно нуждается Южный Урал, немало. Попытаемся вместе с нашими экспертами проанализировать лишь несколько из них.
Что будет с полпредством?
По мнению ряда экспертов, стране необходима определенная подстройка управленческих механизмов. Общество и соответственно его запросы меняются, изменения происходят и во внешних условиях, поэтому «подкручивать и подстраивать» под них власть вполне себе нормальное явление. Вопрос только в том, в каких направлениях будет производить команда Владимира Путина эту подстройку в этом президентском сроке.
«На мой взгляд, реформа вертикали власти, корректировка ее механизмов была бы полезна, — считает политолог Александр Мельников. — В частности, на мой взгляд, институт полпредств постепенно выхолащивается и на сегодняшний день используется не совсем эффективно. Полагаю, перемены его в любом случае затронут, но возможны два противоположных сценария: либо наделить полпредов дополнительными реальными полномочиями, либо совсем упразднить этот институт. И у той, и у другой идеи есть сильные сторонники в окружении Путина. Я думаю, по новым кадровым решениям на уровне правительства и администрации президента, которые последуют после инаугурации, уже сможем понять, какое направление реформы с большей вероятностью будет выбрано».
Напомним, система федеральных округов была создана в России ровно 18 лет назад. С тех пор много воды утекло. Государственная система страны, страдавшая все 90‑е годы от законодательной разобщенности, а в некоторых территориях искусственно подогреваемой самостийности, исключительно укрепилась. А раз изменились условия, нельзя исключить, что президент примет решение и о модернизации института полпредств.
Экономика и люди
Почти все опрошенные нами челябинские эксперты уверены, что Путин будет делать определенную подстройку не только в политической сфере, но и экономической. Однако отмечают, что эта подстройка будет базироваться на тех решениях, которые были приняты еще в предыдущем сроке президента.
«Полагаю, что в экономике сохранится курс, принятый в последние 2-3 года, — говорит Андрей Минченко, председатель комитета экологии и ресурсосбережения ЮУТПП, эксперт в сфере инвестиционного развития. — Это курс, который включает в себя улучшение инвестиционного климата, развитие системы поддержки бизнеса и инвестиций, инновации, развитие несырьевого экспорта, инфраструктурные проекты, реформу контрольно-надзорной деятельности, развитие регионов посредством ТОСЭР… Однако уверен, что темпы этих преобразований придется многократно ускорить, поскольку цель на 6 лет в предвыборном послании президента была заявлена амбициозная — увеличение ВВП на душу населения в 1,5 раза. Хотелось бы также увидеть и масштабные преобразования в отраслевой структуре экономики нашей страны, с акцентами на современные обрабатывающие производства высоких переделов, выпуск российских электронных компонентов, производство передовых пластмасс и композитов. Без серьезных государственных инициатив в этих сферах повысить конкурентоспособность нашей промышленности вряд ли возможно. Кроме того, заявлено достижение высокого уровня экологического благополучия — крайне важный для нашего региона вызов, особенно учитывая, что он находится в некотором противоречии с традиционной отраслевой структурой нашей экономики».
Эксперты уверены, что модернизация экономики, технологический рывок как цели, озвученные президентом Путиным, будут понятны населению Южного Урала.
«Индустриализация и модернизация со времен Петра I всегда находили на Урале свое наиболее характерное выражение, — говорит Галина Казакова, доктор культурологии, профессор. — В силу этого наша территория часто становилась экспериментальным полигоном, в советские годы — «всесоюзной лабораторией» прогрессивных идей. Причем характерная особенность уральского коллективного менталитета — «общие» цели модернизаций воспринимаются здесь населением как «свои». Важно помнить, что индустриализация 4.0 — это не только цифровая экономика, но и экономика «эмоций» и предпочтений, а потому технологический прорыв неизбежно усилит и гуманитарные ценности. Технологический прорыв — это когда уже нет противостояния «или/или», а есть усиление «и/и». В этом смысле многократно упоминаемое политиками начало изменений с образования могли бы найти в нашем регионе благодатную почву и положительный отклик. Общее образование должно вернуться к главному целеполаганию: базовой подготовке к следующей ступени — профобразованию. Область должна воспользоваться шансом вернуться в число пилотных площадок по прорыву и экспорту российского профессионального образования».
Подбрюшье России
Челябинская область — регион пограничный. Поэтому часть наших экспертов уверены, что жители Южного Урала более остро, чем жители Центральной части России, будут чувствовать те или иные внешнеполитические движения страны.
«Пограничье — это сосредоточение вызовов и рисков, — говорит политолог Андрей Лавров, представитель АПЭК в Челябинской области. — Челябинская область в этом не исключение. Вопрос, какие это риски».
Во-первых, риски геополитические. «Мы находимся в подбрюшье не только России, но и секуляризованного, построенного на светских ценностях европейского мира, — говорит Андрей Лавров. — Причем подбрюшье это мягкое и расслабленное. Граница с постсоветского времени глубоко условна. И боюсь, что этот вызов нами пока до конца не осознается».
Во-вторых, риски политические. У нас сложная история отношений с Казахстаном. Есть мнение, что последнее время Казахстан начинает ориентироваться больше на Евросоюз и США, а не на Россию.
В-третьих, риски экономические. При ситуации практически открытой границы бизнес пограничного региона конкурирует и с бизнесом сопредельного государства. «Но играют-то они по разным правилам и законам, — отмечает наш эксперт. — Так вот нужно, чтоб наши правила были привлекательней, чем правила соседа. Иначе наш бизнес начнет бежать за реку».
В-четвертых, риски коррупционно-криминальные. Контрабандисты и взаимомиграция криминала — извечные проблемы всех пограничных регионов.
Ну и в-пятых, риски миграционно-социальные. «Пока основные миграционные потоки идут преимущественно сквозь область, — оценивает ситуацию Андрей Лавров. — В более привлекательные с экономической точки зрения регионы. Но постепенно все больше мигрантов из той же Средней Азии будет оседать в нашем регионе. Демографические тенденции неоспоримо показывают, что лет через сто население Южного Урала и, что особенно важно, его религиозно-культурные традиции кардинально изменятся. Нас ждут как минимум не меньшие проблемы с мигрантами, чем те, которые сейчас имеются в Европе».
На вызовы должны быть ответы. Поэтому, по мнению нашего эксперта, в новый президентский срок Путину будет необходимо пойти в таких пограничных территориях, как Челябинская область, на ряд мер. В их числе ужесточение пограничного контроля, создание режима особого внимания к антитеррористической работе соответствующих органов, введение особой экономической зоны, делающей условия ведения бизнеса более привлекательными, чем в соседнем государстве…
«Да и дрейф Казахстана в сторону от России можно если не остановить (хотя пробовать надо), то хотя бы замедлить, — считает Андрей Лавров. — А учитывая волны миграции, мы всячески заинтересованы в пропаганде и распространении русского языка, ценностей и установок русской культуры. Самое лучшее, что мы можем предложить соседям, — наше образование. Причем как здесь, так и на их территории в виде филиалов наших вузов. В идеале Челябинская область могла бы стать уникально построенным на слиянии и взаимообогащении культур евразийским образовательным центром».
Поделиться